Этапы урока:
1.
Орг. Момент
2.
Мотивационный
этап
3.
Этап
актуализации знаний
4.
Изучение нового
материала.
5.
Упражнения на
закрепление
6.
Домашнее
задание
7.
Итог урока
Ход урока
1.
Орг. момент
2.
Мотивация.
Слайд 1.
(Тема урока – на фоне пейзажа с туманом.)
Давайте
посмотрим на изображения, представленные на экране:
Слайд 2. Скажите, что вы видите? (над водоёмом пар)
Слайд 3.
Что видим здесь? (кипит вода, над водой пар)
Слайд 4.
На этом изображении что наблюдаете? (гейзер, пар)
Слайд 5.
Что объединяет все просмотренные изображения (пар)
Слайд 6.
Обратите внимание на таблицы лежащие у вас на столе. Мы заполним с вами в
течении урока. Сейчас вы заполните первый столбик самостоятельно. И через
несколько минут я выслушаю ваши ответы.
Слайд 7. И
так, скажите:
1.
Какой процесс
называют парообразованием?
2.
Какие два вида
парообразования вы знаете?
3.
Что такое
испарение?
Слайд 8. А
можете ли вы мне сейчас сказать, что такое кипение?
Значит, мы
сегодня будем изучать процесс…? (кипение)
3.
Актуализация
знаний.
Слайд 9. Но прежде
ответим на вопросы:
Слайд 10. Как
изменится температура жидкости при испарении?
Почему при
испарении жидкости температура понижается?
Слайд 11.
Расскажите, как охлаждение воды при её испарении используется в приборах,
служащих для измерения влажности воздуха?
Слайд 12. Давайте
измерим влажность воздуха в кабинете.
Слайд 13.
Рассказ о значении влажности воздуха (можно заранее дать ученику подготовить
не большое сообщение)
Слайды 14, 15, 16. Что видите на экране? (роса, облака)
В результате,
какого процесса образовались облака и роса?
Какой процесс
называется конденсацией?
Поглощается или
выделяется энергия при конденсации?
4. Изучение нового материала
Слайд 17. Наблюдаем процесс нагревания и кипения в
стеклянной колбе.
Кипение-это интенсивный переход жидкости в пар, при котором внутри
жидкости растут и поднимаются вверх пузырьки пара.
Убираем спиртовку из под колбы. Что наблюдаем? (кипение прекращается)
Для продолжения кипения необходимо подводить энергию к кипящей
жидкости.
Кипение происходит при определенной для каждой жидкости температуре,
температуре кипения.
Слайд 18. Температура кипения
зависит от давления, оказываемого на свободную поверхность жидкости.
Демонстрирую видео с
опытом «Кипение при пониженном давлении»
При понижении давления температура кипения жидкости уменьшается (высоко
в горах температура кипения воды меньше 1000С)
При увеличении давления температура кипения жидкости увеличивается
(скороварка)
Слайд 19. Удельная теплота
парообразования.
Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты необходимо
чтобы обратить жидкость массой 1кг в пар без изменения температуры,
называется удельной теплотой парообразования.
Удельная теплота парообразования обозначается r ,измеряется в Дж/кг
Конденсируясь, пар отдает то количество энергии, которое пошло на его
образование пара
Слайд 20. Расчет количества теплоты, необходимого для
превращения жидкости в пар
Чтобы вычислить количество теплоты, необходимое для превращения в пар
жидкости любой массы, взятой при температуре кипения, нужно удельную теплоту
парообразования умножить на массу
Q = r m
Количество теплоты, которое выделяет пар, конденсируясь при температуре
кипения, определяется по той же формуле
Слайд 21. В природе так же
встречается интенсивное парообразование. Гейзеры (Рассказать о гейзерах,
коротко)
Демонстрация видео.
5. Упражнения на закрепление
Слайд 22. Вернёмся вновь к нашей
таблице. Заполните средний столбик.
Скажите, что вы записали в таблице.
Слайд
23. А теперь давайте заполним таблицу, которая
представлена у меня на экране.
Слайд 24. Ответьте на вопросы и
решим представленную задачу
Слайд 25. Ответьте на вопросы:
На что расходуется энергия, подводимая к жидкости при кипении?
Как понимать, что удельная теплота парообразования воды равна
2,3*106Дж/кг?
Какая энергия выделится при конденсации паров спирта массой 1кг при
температуре 780С?
Как можно показать на опыте, что при конденсации пара выделяется
энергия?
Слайд 26. Вновь возвращаемся к
таблице. Заполните третий столбик.
6. Домашнее
задание
Слайд 27. Домашнее задание:
§41, §42
Стр.146 №176-178,работа
с таблицей
7. Итог
урока
Учитель отмечает
наиболее активных учеников, выставляет оценки.
|