Тип урока:
Изучение нового материала
Цели урока:
Ввести понятие «равнодействующая сила», научить находить величину и направление равнодействующей силы
Задачи урока:
обучающие: Познакомить с понятием “равнодействующая сила”, признаками действия уравновешенной и неуравновешенной силы, и способами сложения сил. Сформировать понятие силы как результата действия нескольких сил.
развивающая: Способствовать развитию логического мышления. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы.
воспитывающая: Формировать интерес учащихся к изучению физики, научное мировоззрение, систему взглядов на мир.
Знать: понятие «равнодействующая сила»;
Уметь: находить величину и направление равнодействующей силы для сил, направленных вдоль одной прямой.
Номер учебного элемента
(УЭ)
|
Учебный материал с указанием заданий
|
Руководство по усвоению учебного материала
|
УЭ-0
|
Научиться работать с предложенным учителем учебным материалом; выполнять конкретные задания; подсчитывать баллы.
Введение к уроку.
|
Тема и цель урока записаны на доске.
2 мин.
|
УЭ-1
Проверка учебного материала
|
Вводный контроль (3 балла)
Цель: проверить себя как усвоил материал по теме – «Сила.».
Задание №1 (1 балл)
Установи соответствие
1.Причина изменения скорости тела - ... 1. Динамометр
2. Единицей силы является.... 2. Сила
3.Сила обозначается ... 3. Ньютон
4.Прибор для измерения силы называется... 4. F
Задание №2 (1 балл)
Как называются силы, изображенные на рисунке?
1- 1.Сила упругости
2 - 2. Вес тела
3- 3. Сила тяжести
Задание №3.
Чему равны силы, изображенные на рисунке?
|
Самостоятельная работа учащихся.
За 5 минут постарайтесь выполнить все 3 задания и набрать не менее 2 баллов.
Набрал 2 балла и более, переходи к следующему учебному элементу (УЭ).
|
УЭ – 2
Изучение
нового
материала
|
Цель: Изучение нового понятия – равнодействующая сила.
(3 балла)
Посмотри басню.
Задание №1. (1 балл)
Сделай рисунок в тетради, расставь силы. Проверь все ли силы отмечены на рисунке?
Задание №2. (1 балл)
1.Посмотрите слайд-шоу: «Действие сонаправленных сил.»
Запишите определение равнодействующей силы в тетрадь. Ответьте на вопрос по рисунку:
Равнодействующей каких сил является сила, с которой осел тянет тележку?
2.Выполни виртуальный эксперимент 4 в слайд-шоу «Расчет равнодействующей силы» Запиши формулу и условие её выполнения в тетрадь.
3.Выполни виртуальный эксперимент 6 в слайд-шоу «Расчет равнодействующей силы» Запиши формулу и условие её выполнения в тетрадь.
Посмотри 7 элемент слайд-шоу. Запиши формулу и условие её выполнения в тетрадь.
Задание №3. (1 балл)- в тетрадь
Заполни таблицу: Как найти равнодействующую.
Направление
|
Рисунок
|
Формула
|
По одной прямой в одну
сторону
|
|
|
По одной прямой в разные
стороны
|
|
|
По одной прямой в разные стороны,
равные друг другу
|
|
|
|
Работа учеников с учителем (фронтальная беседа) и самостоятельная работа с конструктором урока
За каждый правильный ответ 1 балл.
Количество баллов занесите в лист
контроля
Время выполнение учебного элемента УЭ-2
15 мин.
|
УЭ – 3
Выработка умения нахождения равнодействующей силы.
|
Цель: применить полученные знания на упражнениях, выработка умения рассчитывать и определять направление равнодействующей силы. (8 баллов)
Задание №1. (2 балла)
Посмотрите анимацию « Сложение сил при перетягивании каната»
Ответьте на вопросы:
- Как связаны направление равнодействующей и направление движения каната?
- Что больше по величине: действующие силы или их равнодействующая?
Задание №2. (6 баллов)-записи в тетрадь, можно просто в столбик
Заполни таблицу:
|
Задание 1
|
Задание2
|
Задание3
|
|
|
|
|
F1,Н
|
2
|
7
|
3
|
F2,Н
|
5
|
3
|
3
|
Равнодействующая R,Н
|
?
|
?
|
?
|
Направление движения тела
|
?
|
?
|
?
|
|
Работа с конструктором урока под руководством учителя.
Время выполнения учебного элемента 10 мин.
.
|
УЭ - 4
Выходной контроль
|
2 балла
Цель: проверить усвоение знаний по теме «Равнодействующая сила"
Вернемся к басне: Почему же воз и ныне там?
Что можно сказать о силах, действующих на воз?
1.Fл=Fт 2.Fр=Fщ 3. R=0
|
Время выполнения
3 мин
|
УЭ – 5
Подведение итогов
|
3 балла
Цель:
определи, усвоил ли ты понятие результирующая сила и как её находить.
От чего зависит равнодействующая сила?
1. от модуля и направления действующих сил
2.от направления действующих сил
3. от модуля приложенных сил
|
Время выполнения
3 мин
|
|
Лист контроля
Фамилия Имя: …………………………… Класс ………………..
Учебный элемент
|
Количество баллов по номерам заданий
|
Итого количество баллов
|
№1
|
№2
|
№3
|
УЭ – 1
Проверь себя
|
|
|
|
|
УЭ – 2
|
|
|
|
|
УЭ – 3
|
|
|
|
|
УЭ – 4
|
|
|
|
|
УЭ – 5
|
|
|
|
|
Оценка за урок
|
|
Примечание:
Если ты набрал 17 - 19 баллов оценка 5,
если ты набрал 14 - 16 баллов оценка 4,
если ты набрал 10 - 13 баллов оценка 3,
если ты набрал меньше 10 баллов - неудовлетворительно, но не огорчайся, у тебя есть возможность исправить положение
|
Подсчитай количество баллов в листке учёта.
Время выполнения
3 мин.
|
|