1. Тип
урока – урок формирования новых знаний.
2. Цели
урока:
образовательная – рассмотреть и
доказать теорему Пифагора, показать её применение в ходе решения задач;
развивающая – развивать логическое
мышления;
воспитательная
– формировать интерес к математике через знакомство с биографией Пифагора,
историей открытия и доказательства теоремы Пифагора, и её практическим
применением.
3. Задачи
урока:
−
повторить пройденный материал, касающийся
прямоугольного треугольника и квадрата;
−
познакомить учащихся с основными этапами жизни и
деятельности Пифагора;
−
дать понятие о теореме Пифагора;
−
доказать теорему Пифагора;
−
показать применение теоремы в ходе решения задач;
−
способствовать выработке и закреплению навыков
применения теоремы Пифагора при решении задач.
4. Краткое
описание хода урока.
Урок
состоит из семи этапов: исторической справки, актуализации знаний учащихся,
исследовательской работы, формулировки и доказательства теоремы, применении
теоремы при решении задач по готовым чертежам, домашнего задания и подведения
итогов урока.
На
этапе урока «Историческая справка» происходит знакомство детей с краткими
выдержками из биографии Пифагора. (Подробнее о Пифагоре, историей открытия и
доказательства теоремы дети могут узнать из материалов, размещённых на стендах «За
страницами учебников»). Второй этап урока предполагает актуализацию знаний
учащихся, касающихся прямоугольного треугольника и квадрата, необходимых при
доказательстве теоремы. «Исследовательская работа» состоит в самостоятельном
построении учащимися равнобедренного прямоугольного треугольника, построении на
его сторонах квадратов, нахождении площади каждого квадрата, разбиении
квадратов, построенных на катетах, одной диагональю, а квадрата, построенного
на гипотенузе, – двумя, формировании вывода, по результатам проделанной работы,
то есть получении символической записи теоремы. На этапе «Формулировка и
доказательство теоремы» происходит формулировка теоремы Пифагора и
доказательство теоремы вместе с детьми посредством наводящих вопросов. Первичное
закрепление теоремы Пифагора происходит на этапе «Применение теоремы при
решении задач по готовым чертежам», на котором детям предлагается: применить
теорему Пифагора не к прямоугольному треугольнику (можно ли применить теорему
Пифагора, к данному треугольнику); по двум катетам найти гипотенузу; по катету
и гипотенузе найти второй катет; по высоте, проведённой из прямого угла, катету
и частью гипотенузы, прилежащей к неизвестному катету найти второй катет и
гипотенузу. На этапе «Домашнее задание» учащимся раздается индивидуальное
домашнее задание по карточкам, в которых по готовому чертежу нужно найти катет
или гипотенузу прямоугольного треугольника и полностью оформить решение задачи.
5.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока.
На
уроке учащиеся актуализируют знания, касающиеся прямоугольного треугольника (какой
треугольник называется прямоугольным, как называются стороны прямоугольного
треугольника, как найти площадь прямоугольного треугольника) и квадрата (какая
фигура называется квадратом, что можно сказать про стороны квадрата, как найти
площадь квадрата).
Учащиеся
получат знания, касающиеся биографии Пифагора, формулировки его теоремы и
способа доказательства теоремы.
Учащиеся
приобретут умения и навыки по применению теоремы Пифагора в ходе решения задач
по готовым чертежам.
Учащиеся
закрепят навыки нахождения квадрата числа, извлечения квадратного корня,
решения уравнений.
|