Описание проекта
«ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ СЕЧЕНИЙ»
1.
|
1.Тип урока: урок формирования новых знаний
|
|
2.
|
2.Цели
урока:
·
исследовать свойства прямых и плоскостей на
примере построения сечений;
·
формировать умения анализировать и делать
выводы на основе имеющихся теоретических знаний, умения устанавливать
взаимосвязи новых и ранее изученных понятий;
·
организовать продуктивную деятельность
учащихся на достижение ими желаемого результата;
|
|
Ø
Личностных результатов:
·
формирование мотивации;
·
умение
обобщать изучаемый материал и делать выводы;
·
формирование познавательного интереса;
·
расширение кругозора;
|
|
Ø Предметных
результатов:
·
формирование понятий: сечение, секущая плоскость в
многогранниках;
·
формирование первичных навыков построения сечений
тетраэдра и параллелепипеда.
Ø Метапредметных
результатов:
Освоение
способов деятельности:
ü познавательной:
·
адекватное восприятие устной речи;
·
выполнение логических операций сравнения,
анализа, установление аналогий;
·
практическое освоение основ исследовательской
деятельности;
ü информационно-коммуникативной:
·
умение
вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения
собеседника, признавать право на иное мнение);
·
подбор
аргументов, формулирование выводов;
·
формирование действий по организации учебного
сотрудничества со сверстниками;
ü рефлексивной:
·
поиск и
устранение причин возникших трудностей;
·
оценивание своих учебных достижений.
|
|
|
3.
|
3.Задачи
урока - научиться
строить сечения многогранников различными плоскостями.
Формы
работы учащихся фронтальная,
индивидуальная, работа в парах.
|
Оборудование ПК, проектор, экран, презентация
«Задачи на построение сечений» ,
раздаточный материал: листы тренинга №1 и №2 с заданиями на
построение сечений тетраэдра и
параллелепипеда .
|
|
|
|
|
Краткое описание
хода урока
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Время
(в мин.)
|
1
|
2
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Организационный
этап
|
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие учебных
принадлежностей).
4. Положительный настрой на
урок.
|
Приветствие.
|
1
|
2
|
Проверка домашнего задания
|
Проверяет наличие шести листов
формата А5 с изображениями 3-х
тетраэдров и 3-х параллелепипедов.
|
Во время проверки готовности к
уроку ученики разгадывают ребус
(Презентация «Задачи на построение сечений», слайд 2)
|
2
|
3.
|
Актуализация опорных знаний в
форме фронтального опроса
|
1.- Сформулируйте математическое
утверждение (слайд 3).
2.-Многие художники, искажая
законы перспективы, рисуют необычные картины. Кстати, эти рисунки очень
популярны среди математиков. В сети Internet можно найти множество сайтов, где публикуются эти
невозможные объекты. Найдите на картине Жоса де Мея невозможный объект. ( слайд 4).
3.- Сформулируйте математическое утверждение ( слайд 5).
4. ( слайд 6)
-Законы геометрии часто нарушаются в компьютерных играх. Найдите
«оплошность».
5. - Сформулируйте математическое утверждение (слайд 7).
6. Проводит блиц-опрос ( слайды 8-12)
|
1.Один из учеников формулирует
аксиому А3.
2.Рассматривают картину, находят
невозможный объект и устанавливают противоречие аксиоме А3.
3. Один из учеников формулирует аксиому
А2.
4.По картинке определяют, что поднимаясь по этой лесенке, мы остаёмся на том
же этаже и делают вывод о противоречии аксиоме А2.
5. Один из учеников формулирует
свойство параллельных плоскостей.
6. Дают ответы:
ДА НЕТ
|
10
|
4.
|
Изучение нового материала
|
1. Предлагает учащимся на
основании предшествующей деятельности предположить, чем они будут заниматься
на уроке и вместе с ними формулирует тему и образовательные задачи
урока.
2. Объясняет принцип построения
сечения многогранника плоскостью (слайды
13-16)
- Какие многоугольники могут быть сечениями:
тетраэдра, параллелепипеда?
Почему?
3.Демонстрирует сечения
тетраэдра и параллелепипеда на экране (слайды
17-20), а также на моделях (2
модели с сечениями тетраэдра и 4 модели с сечениями параллелепипеда).
4. Организует работу в парах: предлагает
учащимся задания на построение ( слайды 21-23,25-27), консультирует,
после выполнения каждого задания представляет верное решение на доске ( слайды 21-23, 25-27), выясняет
затруднения и акцентирует внимание на типичных ошибках.
Упоминает о методе следов (после выполнения задания 3 слайд
24,) и предлагает заинтересовавшимся ученикам к следующему уроку
подготовить сообщение о сути и применении этого метода.
|
1.Высказывают предположения и записывают тему урока в рабочих
тетрадях.
2.Один из учеников делает
сообщение на 3 минуты по теме «Секущая плоскость, сечение»
При этом остальные учащиеся воспринимают
информацию (зрительно и на слух). Записывают в тетради определения сечения и
секущей плоскости.
3.Рассуждают, делают выводы.
4. Работая в паре, выполняют задания на построение на заранее приготовленных
листах с изображениями тетраэдров и параллелепипедов, при затруднениях
задают вопросы учителю. После выполнения каждого задания один из учеников (по
выбору учителя) пошагово озвучивает ход решения, а остальные осуществляют
самопроверку по образцу
|
18
|
5.
|
Закрепление изученного
|
1.Организут самостоятельную
работу: предлагает два листа тренингов с набором заданий на построение
сечений тетраэдра и параллелепипеда (приложение 1).
2. Предлагает ответы на все предложенные задания.
|
1.Ученики по своему выбору
самостоятельно выполняют одно, два или более заданий.
2. Осуществляют самопроверку по
образцу и самооценку ("+” или " - " за каждое из выполненных заданий). При
этом по желанию учащиеся могут себя оценить.
|
10
|
6.
|
Постановка домашнего задания
|
Проводит сжатый инструктаж по
выполнению домашнего задания, отвечает на возникшие вопросы (слайд29 ).
|
Слушают, задают вопросы и
записывают домашнее задание.
|
2
|
7.
|
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
|
Подводит итоги урока.
Предлагает учащимся ответить на
вопросы теста (слайд 30)
Выделяет учащихся, активно
работавших на уроке, отмечает достижения слабых учеников (если они были).
Оценки выставляются только по
согласованию с учеником.
|
Учащиеся отвечают на вопросы,
несколько учеников озвучивают ответы с аргументацией.
|
2
|
5.Знания, умения, навыки и
качества, которые актуализируют(приобретут, закрепят…)ученики в ходе урока
В ходе урока учащиеся:
1) актуализируют знание аксиом
стереометрии, теорем параллельности прямых и плоскостей, способов задания
плоскости, прямой, точки в пространстве;
2) познакомятся с понятиями:
секущая плоскость, сечение;
3) усвоят, что для построения
искомого сечения многогранника плоскостью достаточно построить точки ее
пересечения с прямыми, содержащими ребра многогранника, после чего
последовательно их соединить отрезками;
4) научатся видеть динамику
«рождения» чертежа;
5) приобретут умения и навыки
построения сечений.
|