1. Название конкурса «Пятый открытый профессиональный конкурс педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Тема: Деление на десятичную дробь (3 урок в теме) Класс: 5 Учебник: Виленкин Н.Я. Автор урока (ФИО, должность): Савельева Татьяна Владимировна, учитель математики Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №22 Республика: Хакасия Город: Абакан Тип урока: Урок обобщения и систематизации Цели урока: подвести учащихся к осознанию правила деления числа на 0,1; 0,01;0.001, продолжить формирование умения делить на десятичную дробь. Задачи урока: • повторить способ умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д. • активизировать умственную деятельность с помощью использования на уроке средств ИКТ; • закрепить умения выполнять деление на десятичную дробь (в частности на 0,1; 0,01;0.001) Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока: умение делить десятичные дроби, использовать законы умножения при вычислениях, использовать действие деления десятичных дробей при решении задач. Оборудование и материалы: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, каждому ученику красный и синий карандаш Ход урока
1. Организационный момент -Здравствуйте, ребята. -Сегодня у наш урок посвящен теме «Деление на десятичную дробь» После урока я попрошу вас в тетради нарисовать красный или синий кружок, которые будут символизировать ваше настроение после проведенного урока.( красный- все понятно урок понравился, синий- не совсем все понятно, урок не совсем понравился. - За урок вы получите оценки за самостоятельную работу, а некоторые даже две – за всю выполненную на уроке работу. 2. Актуализация опорных знаний Для того чтобы успешно нам поработать сегодня на уроке, нам с вами необходимо вспомнить все то, что мы проходили на предыдущих уроках. Просмотрите пожалуйста в тетрадке те задания, которые вы выполняли дома и на прошлом уроке. 3. Графический диктант (Ключ^_ _ _ _ _^_^_) Выполняется учащимися в тетрадках , а после выполняется взаимопроверка.
4. Работа по новой теме
Сравните примеры верхнего и нижнего столбиков. Что заметили? Кто догадался чем будем заниматься сегодня на уроке? Беседа
Как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д.? Найдите значение выражения верхнего столбика. Как выполнить деление на десятичную дробь? Пользуясь алгоритмом деления, найдите значения нижнего столбика. Сравните результаты верхнего и нижнего столбиков. Что заметили? Что значит разделить на 0,1; 0,01;0,001? Прочитайте вывод по учебнику (стр. 220)
Упражнение на деление (стр. 222 №1457) Выполняется в тетрадях и на доске с комментированием
5. Решение задач (стр.222, №1453) -Прочитатйте задачу. -Сколько времени Боря гулял? -Что сказано про время, которое ушло на приготовление уроков? -Что нужно узнать в задаче? -Составьте план решения. - Решите задачу. Один ученик у доски 1)2,8:3,5=0,8(ч) ушло на приготовление уроков. 2)2,8+0,8=3,6(ч) ушло на прогулку и на приготовление уроков Ответ: 3,6(ч) ушло на прогулку и на приготовление уроков
(стр.222, №1456) -Прочитатйте задачу -Сколько питательного раствора поступает по первой трубе в час? -Сколько времени работала первая труба? -Что можем узнать? -Сколько питательного раствора поступило по двум трубам? -Что можно узнать теперь? -Что нужно еще знать для того, чтобы ответить на вопрос задачи? -Составьте план решения задачи - Решите задачу 1)3,6 0,6=2,16(л) поступило по первой трубе 2)3,32-2,16=1,16(л) поступило по второй трубе 3)1,16:0,4=2,9 (л) поступает по второй трубе в час Ответ: 2,9 (л) поступает по второй трубе в час
7. Самостоятельная работа Выполняется учащимися в течении 10 минут
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА «УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ».
В а р и а н т 1. С – 40. 1. Выполните действия
2. Требовалось отремонтировать 28,5 км дороги. В первый день отремонтировали в 6,5 раза меньше, чем осталось. Сколько километров дороги осталось отремонтировать В а р и а н т 2. С – 40. 1. Выполните действия
2. От листа фанеры, площадь которого 4,8 м2, отрезали часть, в 5,4 раза меньшую, чем осталось. Найдите площадь оставшейся части.
В а р и а н т 3. С – 40. 1. Выполните действия
2. В бочке было 52,9 л керосина. Сколько литров керосина взяли из бочки, если в ней осталось в 2,4 раза больше, чем взяли
В а р и а н т 4. С – 40. 1. Выполните действия
2. В магазин привезли 6,6 т яблок. Сколько тонн яблок продали в первый день, если после первого дня продажи осталось в 3,4 раза меньше, чем продали
8. Подведение итогов урока 9. Домашнее задание
Творческое задание придумать сказку о стране «Делимия» (в которой использовать правила делениядесятичных дробей на десятичные и на натуральные числа