Суббота, 20.04.2024, 07:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Предметы точных дисциплин » Математика

урок математики в 5 классе "Основное свойство дроби"
[ · Скачать удаленно () ]
16.07.2015, 15:01

ПЛАН-КОНСПЕКТУРОКА «Основное свойство  дроби»

 

1. 

ФИО (полностью)

ТахтароваСульфияХайруковна

2. 

Место работы

МКОУ СОШ №3 г.Суровикино Волгоградской области

3. 

Должность

Учитель математики

4. 

Предмет

математика

5. 

Класс

5

6. 

Тема и номер урока в теме

«Основное свойство дроби», урок  1

7. 

Базовый учебник

Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. и др. «Математика 5 класс", изд-во Просвещение, 2013 г

 

 

8. Цель  урока: формирование новых знаний и умений по теме «Основное свойство  дроби»

9.Задачи:

Для реализации поставленной цели учитель должен решить следующие задачи:

  1. Проконтролировать умения учащихся выражать части целого дробью, находить дробь от числа и число по его дроби;
  2. подвести учащихся к необходимости выразить одну и ту же часть целого в виде различных дробей;
  3. подвести учащихся к способу получения из одной дроби других равных ей дробей и к выводу основного свойства дроби;
  4. сформировать умение приводить  дроби к новому знаменателю
  5. сформировать умение сокращать дроби;
  6. обеспечить возможность осуществления учащимися самоконтроля усвоения знаний и умений;
  7. произвести первичный контроль усвоения знаний.

 

 

10.Формируемые результаты

Предметные:

Знать:

-формулировку основного свойства дроби,

- определение понятия «дополнительный множитель»,

- правило приведения  дроби к новому знаменателю,

- правило сокращения дробей,

- определение понятия «несократимая дробь»

Уметь:

-переводить арифметическую запись дроби в графический вид и обратно,

- формулировать основное свойство дроби,

- находить дополнительный множитель,

- приводить дробь к новому знаменателю,

- сокращать дробь

Метапредметные:

- умение анализировать объекты и делать выводы по результатам анализа.

Личностные:

-умение ставить перед собой цели, планировать свою деятельность;

- умение осуществлять самоанализ результатов своей деятельности.

Тип урока формирование новых знаний и умений.

11.Формы работы учащихся фронтальная, групповая, индивидуальная

12.Необходимое техническое оборудование проектор, компьютер, нетбуки на каждого ученика с электронными тренажерами, интерактивная система оценки качества знаний «votum» ( комплект на класс)

13.Использованные ЭОР их место и роль на различных этапах урока:

Этап урока

Тип ресурса

Назначение ресурса

Ссылка, скриншот

Примечание

Актуализация знаний

Компьютерный тест

(система ВОТУМ)

Диагностика уровня готовности к освоению новых знаний

Авторский

Дается в формате Word и в соответствующем ПО  (Т-51)

Использовались технические средства обучения: интерактивная система оценки качества знаний «VOTUM»

Формирование новых знаний

Презентация 1.

  1. Визуализация информации для фронтальной работы.
  2. Обеспечение лучшего усвоения материала за счет его наглядного представления (анимационные эффекты).
  3. Управление вниманием учащихся и их учебной деятельностью.
  4. Обеспечение экономии времени урока на предъявление учебных заданий и использование этого времени для обсуждения.
  5. Самоконтроль результатов самостоятельной учебной деятельности

авторский

В презентации использовались гиперссылки, позволяющие переходить на слайд с целями и задачами урока и вернуться к слайду, демонстрирующему применение основного свойства дроби.

Текущее закрепление

Самоконтроль усвоения новых знаний

Электронный тренажер «Основное свойство дроби»   

 

 

 

 

Электронный тренажер по сокращению дробей «Баскетбол»

 

 

 

Закрепление умений преобразовывать дроби на основе основного свойства дроби

 

 

 

Закрепление умений находить наибольший общий делитель числителя и знаменателя и сокращать дробь

http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_8.php

 

 

 

 

 

 

При нажатии на кнопку «проверить» определяется верно ли выполнено задание. Есть возможность исправить, пока не будет выполнено, верно

 

Задание засчитывается, если сократили на НОД

Результат в виде количества попаданий и промахов

Контроль усвоения

Самооценка учащимися результатов своей деятельности

тест  по теме «Основное свойство дроби»

(система ВОТУМ)

 

Контроль качества знаний:

-формулировки основного свойства дроби

-умений применять основное свойство дроби в простейших случаях

Авторский (Т-52)

Использовалась  интерактивная система оценки качества знаний «VOTUM»

 

 

 

14.Структура и ход  урока

Этап урока

Формируемые результаты обучения

Действия учителя

Действия учащегося

Используемый ресурс (ссылки, скриншоты)

Объем затраченного времени

Организационный

 

 

Записывают в тетрадь число и классная работа

 

1 мин

Формулировка темы и постановка целей урока.

Мотивация к деятельности.

Умение ставить перед собой цели и задачи

Организует устный опрос по изученному на предыдущих уроках понятию дроби.

-На прошлых уроках мы познакомились с дробями. Давайте повторим, что мы знаем  о дробях и что умеем с ними делать.

-Что такое дробь?

- Из чего состоит дробь?

-Что показывает знаменатель?

- А что показывает числитель?

- Как найти часть от числа? Например, ¾ от  20 кг?

- А как найти целое, если известна его  часть? Например, 2/3 пути составляют 20 км. Чему равен весь путь?

Решите задачу:

-Турист в первый день прошел 2/5 всего пути, а во второй день еще 1/5 пути. Какую часть  пути  прошел турист за два дня?

Каким действием вы это узнали?

А теперь решите ту же задачу, но  в первый день турист прошел 2/5 пути, а во второй день 1/3 пути. Какую часть пути прошел турист за два дня?  

Перед нами возникло первое затруднение…

А кто может ответить, какая из  дробей 2/5 или 1/5 больше и объяснить почему?

А дроби 2/5 и 2/3?

А теперь сравните 2/5 и 1/3

 

 

 Снова затруднения…

  Так как же  нам с ними справиться?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

А поможет нам в этом основное свойство дроби. Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. С его помощью мы научимся преобразовывать дроби: приводить к новым знаменателям, сокращать, чтобы в дальнейшем выполнять арифметические действия с дробями.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это часть от целого.

-Из числителя и знаменателя.

-На сколько частей разделили целое

-Сколько таких частей взяли

-Число разделить на знаменатель и умножить на числитель: (20:4) *3=15

-Нужно известную часть разделить на числитель и умножить на знаменатель 20:2*3=30

 

 

3/5 

 

 

сложением

 

 

2/5+1/3=??? Но мы не умеем складывать дроби с разными знаменателями.

 

 

2/5>1/5 (т.к.  2 пятых доли больше, чем 1 такая  же доля)

2/5 меньше чем 2/3, т.к. третьи доли больше, чем пятые, а количество долей одинаково

 

Это невозможно, так как и числители, и знаменатели этих дробей разные

 

  • Научиться сравнивать дроби;
  • Научиться складывать дроби и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2мин

Актуализация опорных знаний:

Понятия доли и дроби, функции знаменателя( на сколько разделили)  и числителя(сколько взяли), так как потом они работают с моделями которые надо делить и закрашивать

Умения учащихся выражать части целого дробью, находить дробь от числа и число по его дроби;

Но вначале небольшая разминка: устный счет с помощью системы вотум.

Выполняют тест «Доли и  дроби» вводный

  1. Выберите номер правильного ответа:

Какая часть фигуры закрашена: (задания №1-№5)

6. Сколько сантиметров в десятой доле метра?

7. В коробке 100 шаров. 1/5 часть шаров красные. Сколько красных шаров в коробке?

8. В классе  32 ученика. Из них 5/8 всех учеников составляют девочки. Сколько мальчиков в классе?

9. Таня в понедельник получила 4 оценки, которые составляют 2/5 всех оценок, полученных за неделю. Сколько всего оценок получила Таня за неделю?

10. От половины пирога отрезали четвертую часть. Какая это часть всего пирога? (в ответе укажите долю числом)

 

 

8 мин

Формирование новых знаний и умений

Умения переводить арифметическую запись дроби в графический вид и обратно,

- формулировать основное свойство дроби

умение анализировать объекты и делать выводы по результатам анализа

Организует  работу по выводу формулировки основного свойства дроби.

-Итак, мы хорошо подготовились и готовы к новым открытиям. Перед нами «путеводитель», который шаг за шагом приведет нас к открытию основного свойства дроби

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернемся к предыдущим примерам ( к предыдущему слайду)

Когда мы умножаем числитель и знаменатель на одно и то же число, то говорят «приводим к новому знаменателю»

Число, на которое мы умножаем, называют «дополнительным множителем»

Если числитель и знаменатель дроби мы делим на одно и то же число, то говорят «сокращаем дробь».

Учащиеся работают в парах, помогая друг другу и выполняя последовательно задания, и записывая в рабочую карту урока  выводы, к которым они приходят в ходе выполнения заданий

С помощью этих заданий они подходят  к формулировке основного свойства дроби. Работа фронтальная: у каждого листочек с заданиями, где он вносит ответ, а на экране на презентации эти же фигуры  закрашиваются и появляется ответ, для самоконтроля. А в конце презентации, после выполнения заданий и вывода детьми свойства дробей, формулировка свойства  появляется на экране.

 

Работа в парах с рабочей картой

 

 

 

 

7 мин

Формирование новых знаний и умений

Умение выводить алгоритм приведения дробей к новому знаменателю, находить дополнительный множитель,

 приводить дробь к новому знаменателю выводить алгоритм сокращения дробей, находить НОД числителя и знаменателя,сокращать дробь

 

Итак, вернемся к началу урока: мы выполнили первую поставленную задачу по выводу основного свойства дроби. А теперь наша задача научиться приводить дроби к новому знаменателю и сокращать дроби.

-Приведите дробь 4/5 к знаменателю 100.

-Как узнать на какое число нужно умножить 5, чтобы получить 100?

-Как называют число 20?

-Значит, первый шаг: найти дополнительный множитель

-А теперь, что нужно сделать,  чтобы получить  дробь, равную  4/5, но со знаменателем 100

 

-Т.е. умножить числитель и знаменатель на дополнительный множитель.

Итак, перед нами алгоритм приведения дроби к новому знаменателю.

Следующее задание

- Сократите дробь 42/60

Что значит сократить дробь?

 

Значит, нужно найти общий делитель числителя и знаменателя

Какое возьмем число?

Разделим числитель и знаменатель дроби 42/60 на 2, получим 21/30

Есть ли у числителя и знаменателя полученной дроби общий делитель?

Значит можно еще раз сократить. Сократим, получим дробь 7/10

А теперь есть ли общий делитель, кроме 1  у чисел 7 и 10

Мы получили несократимую дробь

А как вы думаете можно ли упростить процесс сокращения?

Чем является число 6 для чисел 42 и 60?

Значит, алгоритм сокращения дробей можно сделать короче:

  1. Найти НОД числителя и знаменателя
  2. Разделить числитель и знаменатель  дроби на их НОД

Дается определение несократимой дроби.

Для закрепления понятия несократимой дроби дается задание: среди дробей выберите и запишите несократимые: 3/9, 7/2, 16/36, 11/13, 5/15, 12/19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100:5=20

 

 

 

Дополнительный множитель

 

 

 

Умножить числитель и знаменатель дроби 4/5 на 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разделить числитель и знаменатель на одно и то же число.

 

 

 

2

 

 

 

 

Есть- это 3

 

 

 

 

Нет

 

 

 

 

 

Да, можно было сразу разделить на 6

Наибольшим общим делителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выписывают в тетрадь и затем проверяют с ответом, появившемся на экране(сократимые дроби исчезают)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

Первичное закрепление- отработка навыков применения основного свойства дроби.

Умение применить полученные знания в практической деятельности, умение осуществлять самоанализ результатов своей деятельности.

 

А теперь пусть каждый из вас научится применять основное свойство дроби  с помощью  электронного  тренажера  «Основное свойство дроби»   http://www.matematika-na.ru/6class/mat_6_8.php

 

 

 

 

 

Подводят итоги , кто как справился, в каких случаях возникали трудности.

Научиться сокращать дроби нам поможет тренажер «Баскетбол»

 

Электронный тренажер по сокращению дробей «Баскетбол» уровень 1(те, кто быстро прошел 1 уровень- переходит на второй)

 

Подводятся итоги работы

 

Работают на индивидуальных ноутбуках с электронным тренажером Заполняют пропуски и проверяют, если неверно- ищут и исправляют ошибку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

Первичный контроль усвоения знаний

умение осуществлять самоанализ результатов своей деятельности.

 

Проверим, насколько хорошо усвоена тема урока. Тестирование с помощью системы вотум.

Выполняют тест по теме «Основное свойство дроби»

Тест «Основное свойство дроби»

  • -Выберите номера верных утверждений:
  1. Если к числителю и знаменателю дроби прибавить одно и то же натуральное число, то получится дробь равная данной.
  2. Если   числитель  дроби умножить на  любое натуральное число, то получится дробь равная данной.
  3. Если  числитель и знаменатель дроби умножить на  одно и то же натуральное число, то получится дробь равная данной.
  4. Если числитель  и знаменатель  дроби разделить на  одно и то же натуральное число, то получится дробь, равная данной.
  • Найдите и укажите номера тех дробей, которые равны дроби 4/7:
  1. 8/14  
  2. 16/21
  3. 24/42
  4. 20/35
  • Вставьте пропущенное число, опираясь на основное свойство дроби
  1. 2/5=…/10
  2. 7/9=…/27
  3. 30/40= 6/…
  4. 45/18= 15/…

7 мин

Рефлексия собственной деятельности

Умение оценить свою работу

Проводит анализ ошибок, допущенных в тесте

-По результатам теста можно сделать вывод, кто усвоил тему хорошо, а кому еще надо поработать и над какими вопросами.

А теперь оцените  карточкой определенного цвета работу на уроке.

 

 

1 мин

Домашнее задание

 

 

 

П.8.3. читать, №658,659,661

1 мин

Продолжительность урока 45 минут

 

Категория: Математика | Добавил: ctahtarova
Просмотров: 2443 | Загрузок: 616 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]