Воскресенье, 17.12.2017, 20:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Профориентация » Предпрофильное обучение

Урок по предпрофильной подготовке в 9 классе "Выбираем профессию. Журналист. Быть или не быть?"
[ · Скачать удаленно (2.68 Mb) ]
16.08.2012, 20:27

Ход мероприятия:

 1. -  Мотиватор (обсуждение  цитаты).

-  Слайд 2.  Дорогие друзья, прежде чем мы перейдем к основной теме нашей беседы, давайте обратимся к отрывку из стихотворения Э. Асадова «Творите свои биографии» и подумаем,  какую мысль хочет донести до читателя автор? Какой смысл вкладывает в название стихотворения?

- Болтать способен всякий человек,

 И жить бездумно каждый может тоже.

 А время мчит, свой убыстряя бег,

 И спрашивает:- Кто ты в жизни, кто же?!

 Уж коль расти, то с юности расти,

 Ведь не годами, а делами зреешь.

 И все, что не успел до тридцати,

 Потом, всего скорее – не успеешь!

 ( Э. Асадов)

 - Ответы учеников…

 

2. -  Итак, ребята,  сегодня мы с вами снова  будем говорить о выборе профессии.  Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется. Мир профессий обширен и многообразен, однако ученик, да и взрослый  человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для нашего  выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому, прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться с большинством из возможных профессий.   

  -  Слайд 3. И сегодня мы с Вами поговорим о профессии про которую английский писатель Джон Голсуорси говорил: «Будьте абсолютно точны и вы останетесь единственным в своей профессии?»

  - Как Вы думаете, какая это профессия?

 - Варианты учеников…

 Если учащиеся затрудняются, стоит их направить: - Данная профессия очень близка специфики образования в гуманитарной школе.

 - Правильный ответ: Журналист.

 - Как вы думаете почему журналист должен быть прежде всего точным?

 - Ответы учеников…

 - Какими еще качествами  и знаниями он должен обладать?

Совместная работа по определению качеств, необходимых журналисту. 

 -  Действительно, коммуникативные навыки, широкий кругозор, умение  логично  рассуждать, знание интересных фактов,  грамотная речь –  благодаря  этим качествам можно добиться успеха практически в любой  профессии, но особенно в профессии журналиста.

  А умным, эрудированным и интересным собеседником может стать каждый, кто много читает, интересуется историей, литературой, культурой своей страны и мира.

-  Скажите, какой   школьный предмет  помогает  вам овладевать  этими знаниями?

 - Литература.

 - Скажите, а что самое  важное при подготовке к уроку литературы?

Ответы учеников…

  - Правильно – чтение книг. Согласитесь, многие из нас ленятся читать, обращаются к краткому содержанию, отрывочному чтению, при котором теряется основная идея  художественного произведения, его языковые особенности.

 О любви к чтению говорил известный  русский литературовед и публицист Д.С. Лихачев в своем сборнике «Письма о добром и прекрасном». Давайте обратимся  двадцать второму письму, которое называется «Любите читать». При прочтении заполните, пожалуйста, таблицу (текст письма и таблица у каждого ученика). Приложение№1. Слайд 4.

 

Записать фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест или непонимание

Что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, воспоминания она вызвала

 

 

 

 

 

 -  Учитель читает текст письма, ученики заполняют таблицу.

   - Давайте проанализируем ваши таблицы.  Какие мысли произвели на вас наибольшее впечатление? Скажите, какие проблемы  видит Лихачев  в современном обществе? К чему он призывает читателей? 

 - Ответы учеников…

 -  Вывод: Лихачев подчеркивает, что чтение – это способ интеллектуального развития, так как литература дает нам глубочайший опыт жизни, делает человека интеллигентным. Но проблема современного общества отсутствие интереса к чтению, склонность к диагональному чтению, которое не дает нам целостного представления о произведении искусства. Следовательно, читать необходимо внимательно.

 

 Слайд 5.  - Но не только чтением мы занимаемся на уроках литературы.  Давайте подумаем, какие еще знания мы можем приобрести на этих уроках:

 

1.  Анализ лирического и прозаического произведения. Анализ литературного произведения помогает нам не только развить свое логическое мышление, но и учит рассуждать грамотно, правильно, понимать, что хотел донеси до нас автор и как ему это удалось.

 2. Чтение наизусть.  Развивает  память,  умение  выступать  перед публикой, умение бегло, правильно, четко и выразительно читать любые виды текста– эти способности необходимы практически каждому современному человеку.

 

  3. Пересказ.  Развивает умение живо, красочно, эмоционально передать содержание интересной книги, фильма, спортивного соревнования, интересного случая из жизни.

 

 -  Кроме того,  литература формирует эстетический вкус и способствует развитию творческих способностей.

 -  Как вы думаете, только ли   журналисты должны обладать данными знаниями и умениями ил есть  еще профессии, требующие таких же навыков? 

   - Ответы учеников…

 -  Но сегодня мы с Вами подробнее поговорим о профессии журналиста. Итак, кого же называют журналистом?

 Слайд 6. Журнали́ст — человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. 

 Слайд 6.  В зависимости от используемых технологий и оборудования журналистику подразделяют на следующие виды:

 Слайд 7. Карьера журналиста:
Главный редактор
Заместитель главного редактора
Редактор отдела
Корреспондент
Внештатный корреспондент

 Слайд 8. Требования:

Любознательность, активность, широкий кругозор;

Грамотная и логически выстроенная речь;

Аналитическое и критическое мышление: умение анализировать информацию;

Умение искать информацию, самостоятельно ставить и решать задачи;

Наблюдательность, внимание;

Творческое и нестандартное мышление;

Коммуникативные навыки;

Навыки написания связанных текстов.

 Слайд 9. Противопоказания:

Неграмотность;

Отсутствие логического мышления;

Наличие неврологических заболеваний, дефектов речи, мешающих публичной работе (телевидение, радио, кинематограф).

 Слайд 10. Где работать:

СМИ (телевидение, радиовещание, Интернет),

издательский бизнес,

правительственные организации (международная журналистика),

 театры, киностудии.

Зарплата
Внештатные журналисты зарабатывают исключительно на гонорарах, размер которых зависит от типа издания и количества публикаций.

В среднем, стоимость одной полосы колеблется от 800 до 1500 рублей. Зарплата штатных журналистов складывается из оклада и гонораров, и может равняться 12000-25000 рублей.

 Слайд 11. Плюсы профессии
Общение и знакомства с интересными людьми
Возможность путешествовать
Углубление и доскональное изучение определенных тем
Материальное поощрение за качественные и интересные публикации
Помогает самодисциплинироваться

Минусы профессии
Часто ненормированный рабочий график
Невысокое по сравнению с другими профессиями материальное вознаграждение
Сложности карьерного роста
Постоянные стрессы
Журналистика считается одной из самых опасных профессий (например, из-за возможности командировок в горячие точки)

 - Обратите внимание на плюсы и минусы этой профессии и подумайте, подходят ли они Вашему представлению о будущей профессии?  Что Вас устраивает, а что нет?

Попробуем проверить, обладаете ли Вы двумя наиболее важными психологическими качествами, необходимыми  для работы журналистом: коммуникабельность и стрессоустойчивость.

 Проведем небольшой тренинг.

1.  Упражнение «Два дела»
Описание упражнения. Доброволец – водящий садится на стул, в упражнении одновременно с ним участвуют еще три человека. Один из них садится напротив водящего и начинает совершать какие – либо движения, постоянно меняя их. Тот выполняет роль «живого зеркала», повторяя все увиденное. Два других участника в это же время садятся по бокам от него и начинают в быстром темпе поочередно задавать ему какие – либо вопросы. Тот должен, не прекращая копирования движений, отвечать на вопросы, по возможности логично и по смыслу. Упражнение продолжается 1-2 минуты, потом на роль водящего приглашается следующий доброволец.
Психологический смысл упражнения. Тренировка умения распределять внимание между несколькими действиями, уверенно вести себя и не теряться в ситуациях информационной перегрузки, когда разнородная информация, требующая немедленной реакции, поступает сразу из нескольких источников. Полезно рассказать участникам, что создание такой перегрузки – один из излюбленных приемов манипуляторов, стремящихся «задурить голову» человеку, лишить его возможности принять самостоятельное и осмысленное решение.
Обсуждение. Что вызвало затруднения при выполнении этого упражнения, а что помогло распределить внимание и успешно справиться сразу с несколькими делами? 

2. Описание упражнения. Разбившись по парам, в течение 1 минуты смотрите в глаза своему собеседнику. 

Обсуждение. Какие чувства вы испытывали. Как это встречается в жизни, со знакомыми людьми и с незнакомыми?

  1. Упражнение «Три слова».

Описание упражнения.  Разбейтесь на четверки. Два участника произносят по одному слову, пришедшему им в голову. Третий должен быстро произнести еще одно слово, которое было бы связано по смыслу со сказанными двумя предыдущими участниками. А четвертый придумывает предложение, которое должно включать все три слова.

Психологический смысл упражнения : Тренировка умения быстро ориентироваться  в поступающей информации. Развитие речевой гибкости.

 - Не всем легко дались эти упражнения, следовательно, есть  повод   задуматься,  какие качества необходимо  в себе воспитывать. 

  - Теперь давайте подумаем, где можно   получить образование  журналиста? . Слайд 12.

 

МГУ ми. Ломоносова

ННГУ им. Лобачевского

Экзамены

Русский язык, литература, иностранный язык.

+ Творческое задание

Русский язык, литература, иностранный язык.

 

Время обучения

5 лет

5 лет

Стоимость

Дневное   — 270 500 рублей
Вечернее  — 108 200 рублей
Заочное   — 73 300 рублей

 

Очная – 75000

Заочная - 41000

Проходной балл

338-279

234

 - Обратите свое внимание, что профессия журналиста востребована,  проходной балл  и стоимость обучения достаточно высокие. Требования к  компетентности журналистов также высоки. И базируется данное образование, прежде всего, на знании литературы. Не случайно данный экзамен при поступлении является профилирующим. Но я думаю, что все это не преграда, для людей, которые действительно хотят быть журналистами. 

 - Сейчас мы посмотрим презентацию  ученицы нашего класса, ( Презентация ученика)  которая выбирает между двумя профессиями  журналист или психолог. К какому итогу она подошла на сегодняшний день?

 -   Презентация

 - Давайте подведем итог нашей беседе: Слайд 13.

  - Если ты ...

Любишь читать;
легко вступаешь в контакт с людьми и добиваешься от них необходимых откровений;
умеешь доступно и логично излагать свои мысли на бумаге;
обладаешь повышенной стрессоустойчивостью;
дисциплинированный  ,любознательный и во всем стараешься доходить до сути;
готов к перемещениям, поездкам и часто - работе в экстремальных условиях;
то из тебя может получится НАСТОЯЩИЙ ЖУРНАЛИСТ!

 - И, возможно, что через несколько лет кто-то из Вас сможет сказать о себе  также,  как говорил Э. Асадов:

 Живу для людей и пишу для людей.

Все время куда-то спешу и еду,

Ведь каждая встреча – это победа

 В душах людских и судьбе моей.

 

 

Категория: Предпрофильное обучение | Добавил: TashaL
Просмотров: 2700 | Загрузок: 458 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Работа допущена на Фестиваль.
С уважением, Серебряков С.Н., руководитель группы тех.экспертов

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]