Суббота, 20.04.2024, 11:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Духовно-нравственное воспитание

Быт коренных малочисленных народов Севера
[ · Скачать удаленно (размер: 6,66 MB) ]
06.08.2012, 11:59

I.                   Организационный момент урока.

1.Самоопределение к деятельности.

 Цель: включение учащихся в деятельность.

 

Учитель. Добрый день дорогие друзья! Сегодня на мероприятии  вас, как всегда, ждёт много интересного.

У нас  растёт волшебная яблонька с чудесными яблочками, кому интересно узнать о быте коренных малочисленных народов Севера, прошу подойти и положить яблочко в корзинку.

II.                Основная часть.

Слайд №1. Титульный лист. Об авторе.

Название внеклассного мероприятия.

«Быт  коренных малочисленных народов Севера». (по щелчку)

1.Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Что такое быт?

Ученик. Быт — часть жизни человека, включающая удовлетворение духовных и материальных потребностей в:

пище, одежде для защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды (одежда, обувь и др.); жилье; поддержании физического здоровья; сохранении и продолжении семьи (рода.)

Учитель. Давным – давно, когда в Сибири были только леса и дикие звери, это пространство  осваивали северные народы: эвенки,  ханты, селькупы, кеты, татары и др.

По последним данным на территории Томской области проживают 77 народов, а в Верхнекетском районе проживает около 12.  . К коренным народам малочисленны народам можно отнести:

Слайд №2. Фото селькупа. (по щелчку)

Слайд №3.Фото остяка. (по щелчку)

Слайд №4. Фото эвенка, кеты. (по щелчку)

 

Извечно эти люди занимались:

 

Слайд №5. Рыболовством(по щелчку)

Слайд №6. Оленеводством(по щелчку)

Слайд №7. Сбором даров природы

(брусника, голубика, шишки, грибы, земляника).(по щелчку).

На главное – охота. Подчиняясь своим князькам, а позднее и русским воеводам. Они в русскую казну вносили «Мягкой рухлядью» - шкурами соболей и других пушных зверей.

Слайд №8. Заготовка пушнины. Изображение животных (по щелчку).

Коренные малочисленные народы жили сравнительно небольшими группами в тайге, недалеко от реки. Так как вы узнали, что главным занятием – это охота и рыболовство, и мелкотабунное оленеводство.

Слайд №9. Жилище народов Севера. (по щелчку)

III.             .Проверка первичного понимания знаний учащихся.

Что такое чум?

Связали шест с другим шестом,

Потом ещё с одним шестом,

Покрыв оленей шкурой

И вот готов уютный дом!

Мы чумом этот дом зовём,

Он дарит нас своим теплом

Зимой суровой, хмурой.

Вверху отверстие: сюда

Глядит белая звезда.

Сегодня вы у нас в гостях.

 

 

Слово коренной жительнице Белого Яра – Барановой Любови Аркадьевне.

 

 

(А.Альтарова «Эвенкия – даль таёжная»)

 

 

Эвенкия – даль таёжная,

Даль таёжная, туманная,

Словно девушка хорошая,

Ты мне душу пришаманила.

Тишина вокруг особая,

С белым снегом неразручная

Снег прошит следами соболя,

Под оветренными кручами.

Тишина стоит спресованна,

Словно след под санным полозом.

Ученик. Эвенкийский автономный округ образован 10 декабря 1930 года. Широки просторы Эвенкии, на её территории могут разместиться такие страны, Великобретания, Италия, Греция и Португалия.

Слайд 10. Эвенкийский автономный округ. (по щелчку)

Ученик. Тайга…тайга…на многие километры изрезанная голубыми лентами живописных мест и лоскутами озёр. Округ имеет огромные богатства – уголь, железо, нефть, газ,  алмазы и др. полезные ископаемые. Богат округ и лесами: лиственницы, ели, сосны, кедрач, пихты и повсеместно встречается берёза.

Слайд 11-12 Богат и животный мир (по щелчку).

Из пернатых - рябчики, глухари, куропатки, гуси, лебеди утки. (щелчку)

В реках много рыбы различных пород – сиг, налим, хариус, таймень, елец и др.

Учитель. (читает стихотворение А.Немтушкина)

Бел над тундрой снежный круг

Заметает над тайгою,

Стук копыт и сердца стук

Перепуганы тайгою…

IV.             Эвенкийские поэты в своих произведениях воспевали любовь к родному краю, народу.

 

Слайд 13. Портрет А.Немтушкина. (по щелчку)

Ученик.Алитет Николаевич Немтушкин – первый национальный профессиональный поэт Эвенкии. Он родился в таёжном стойбище Иришки, на границе Иркутской области и Эвенкии в 1939 году.

 

Ученики читают стихи А. Немтушина.

 

Слайд №14. Портрет Н.Оёгира (по щелчку)

На этой замечательной земле родился и жил эвенкийский поэт Николай Константинович Оёгир.(15 марта 1926). Родился Николай в многодетной работящей семье. С малых лет стал помогать отцу, помогать кормить большую семью: охотился  вместе с ним на диких оленей, ловил в озере рыбу. Н.Оёгир очень любил свой край. Много написал стихов, в которых прославляли свой край, народ.

Ученики читают стихотворение «Песни предков». Звучит тихая музыка.

Ученик.

Песни предков где-то бродят,

Ночью в дом они приходят,

Песни предков.

Ученик.

Когда вьюга завывает,

Душу страх одолевает,

В это время.

Ученик.

Навещают нас нередко,

Силу дарят песни предков,

Песни предков.

Ученик.

Этим песням все мы рады,

Песни предков – как награда

И удача.

Ученик.

С ними – отдых и работа.

А без них мы как сироты,

Как сироты.

Учитель.

Песни предков, пусть на свете

Помнят вас и ваши дети,

И детей подросших дети,

Песни предков.

V.                Игровая программа.

Слайд 15. Учитель. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Рыбаки и рыбки».

На полу лежит шнур в форме круга – это сеть.

В центре круга стоят трое детей – рыбаки, остальные игроки – рыбки. Дети – рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети – рыбаки ловят их.

Игра «На новое стойбище». Играющие становятся парами. В паре один олень, другой каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище» после этих слов все бегут по краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для ведущего оленеводов звук «Кхх-Кхх». Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры опускают оленей, которые бегут в рассыпную. По сигналу «Упряжки» все должны построиться в прежней последовательности.

VI.             Эвенкийские песни

Слово  Тамаре Александровне Ивигиной. Исполнит песню на эвенкийском языке.

 

I.                   Закрепление. Проверь себя.

 Слайд 17. (по щелчку)

1.Два оленя рядом стоят,

На зиму одежду снимают,

А весной одевают. (Рога)

 

2.Какой самый большой срок жизни оленя? (20)

3.Название какой рыбы, которая водится в реках Эвенкии, если его прочитать наоборот, даёт название известного города? (Налим –Милан).

 

 4.Хоть верь, хоть не верь: пробегал по лесу зверь, нёс на лбу он неспроста два развесистых куста. (Лось, олень).

5.Кто выпасает оленей в тайге? (Оленевод).

 

I.                   Завершение воспитательного мероприятия. Рефлексия.

Слайд 18(по щелчку)

 

Продолжите предложение:

Я узнал(а)….

Я запомнил(а)…

Я расскажу…

Домашнее зазание. Нарисовать, как вы представляете быт коренных малочисленных народов.

 

Интернет ресурсы и литература

 

1..telpics.ru/image.php?c=23&id=29

2.Окружающий мир Vneuroka.ru

3. «Национальная одежда  эвенков»

4. «Традиции и обычаи эвенков»

5. doshkolniki.org/ekologiya/220-besed

6. 5.900igr.net/kartinki/geografija/uro

http://mm-festival.letitbit.net/download/35518f23723ccdd36e135c621907c1a61/VVD_DNV_BugrovaEA_FestivalMM3.rar.html 

 

Категория: Духовно-нравственное воспитание | Добавил: KETERINA-50-bugr
Просмотров: 1603 | Загрузок: 476 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 KETERINA-50-bugr  
Большое спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]