Суббота, 10.12.2016, 17:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
grachelena68

Коллекция мультимедиа материалов

Главная » Файлы » Воспитание и внеурочная деятельность » Проектная деятельность

По следам великих открытий
[ · Скачать удаленно () ]
15.06.2014, 00:05

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение «СОШ»

Печорский район, пгт. Кожва

Городская конференция учащихся 5-11 классов «Первые шаги в науку»,

посвященная 180 – летию Д.И. Менделеева

 

«По следам великих открытий»

Исследовательская работа по химии

 

 

                                                                                              Автор работы:

                                                                  Кохан Дарья Алексеевна

                                                                         ученица 10 «А» класса

                                                                              Руководитель:

                                                                            Савчук Оксана Васильевна

                                                                             учитель химии и биологии

                                                                I категория

2014г

пгт. Кожва

 

 

Содержание.

 

 

1.  Введение (проблема, гипотеза, цель, задачи)………………………………... 3стр.                                                                         

2.  Теоретическая часть.……..……………………………………………… 5стр.

     2.1.   Открытие кислорода………………………………………………...5стр.

     2.2.  Теория атомистики Дальтона……………………………………….6стр.                                   

     2.3.   Эпоха великих открытий……………………………………………8стр.

     2.4.   Периодический закон и таблица Менделеева……………………..9стр.

     2.5.   Световые автографы атомов………………………………………10стр.

     2.6.   Радиоактивность…………………………………………………...11стр.

     2.7.   Открытие электрона……………………………………………….11стр.

     2.8.   Открытие пластмасс………………………………………………12стр.

     2.9.  Фуллерены…………………………………………………………13стр.                                                                                                                

3. Практическая часть………………………………………………………14стр.

4. Выводы……………………………………………………………………26стр. 

5. Список литературы……………………………………………………….27стр.

 

 

    

 

 

 

                                                  2

 

  1. Введение.

Издавна человека притягивала тайна: страшась смерти, люди мечтали о бессмертии и хотели обрести источник вечного богатства. Самые смелые, пытливые умы бились над созданием эликсира молодости и «философского» камня. Знаменитые алхимики Альберт Великий, Василий Валентин, Парацельс, Александр Сетон и другие - в своих простейших лабораториях  заложили основы для развития одной из самых полезных и сложных наук - химии. Сегодня, это огромная область естествознания, наука о веществах, их свойствах и превращениях. Подхватят эстафету своих предшественников - первооткрывателей в химии люди, стремящиеся подарить миру новые открытия, позволяющие сделать не просто маленький шаг, а скачок в будущее.  По следам этих людей и их великих открытий я постараюсь пройти в своей исследовательской работе. Перед тем, как заняться исследованием, я провела анкетирование (Приложение1) среди старшеклассников из моей школы. Мне надо было узнать, назовут ли они имена людей, ставших достоянием науки химии. Один из вопросов был: «Какие великие открытия в химии вы знаете, кто их сделал?» Из 60 учащихся все вспомнили  Д.И.Менделеева, половина М.С.Ломоносова и А.Авогадро (Приложение2).

Проблема: учащиеся не знают великих ученых совершивших открытия в современной на сегодняшней день науке химии, не видят причинно-следственных связей в открытиях, а значит, плохо понимают сами открытия, и их практическую пользу.

Цель: изучить великие открытия в области химии, провести в школьной лаборатории опыты, лежащие в основе открытий.                       

Гипотеза: Возможно в условиях школьной лаборатории повторить опыты великих химиков, пройти по следам их открытий.                                             

3

 

Задачи работы.

1. Проанализировать литературные источники по химии в области открытий;

2. Получить вещества, которые получили великие химики в школьной лаборатории;

3. Рассмотреть значение открытий для жизни человека;

4. Сделать вывод своего исследования;

5. Довести результаты своего исследования до учащихся моей школы;

Область исследования: химия

Предмет исследования: величайшие открытия в области химии

Практическая значимость: расширение знаний учащихся в области величайших открытий в химии от гипотезы о строении атома до открытия фуллеренов.

Актуальность
Так как химия нужна для того, чтобы приносить людям пользу, мы должны знать тех, кто к этому стремился, помнить о том, что развитие цивилизации – это дело рук конкретных людей. Если химия будет с «человеческим» лицом это поможет многим ребятам понять и полюбить химию, а не только знать формулы и реакции. А может быть, кто-то сделает и свое маленькое открытие.

  • состоит в том, что на сегодняшний момент, изучая банк данных исследовательских работ учащихся, на сайте «Первое сентября» «Портфолио ученика» я установила, что этой проблемой никто не занимался. Отсутствуют историко-хронологические и теоретические каталоги великих ученых и их открытий, кроме фрагментарных данных.

Методы исследования: Историко-хронологический; сопоставительный и теоретический; синтез и анализ; наблюдение, опрос.                                                                                                 

4

  1. Теоретическая часть

Древне-греческие философы считали, что есть всего четыре элемента: земля, воздух, огонь и вода. Леонардо Да- Винчи одним из первых предположил, что воздух не элемент, а возможно состоит из двух разных газов. Это оставалось загадкой до открытия кислорода.
      2.1. Открытие кислорода.

У кислорода интересная история открытия. Он, можно сказать, был открыт трижды. Официально признанные претенденты на приоритет в открытии кислорода: Карл Вильгельм Шееле, Джозеф Пристли, Антуан Лавуазье. Самым первым претендентом, получившим относительно чистую пробу кислорода, был шведский аптекарь Карл Вильгельм Шееле. Однако он опубликовал свои результаты в 1777 г., позже, чем это сделал Джозеф Пристли, поэтому формально он не может считаться первооткрывателем кислорода. Вторым официально признанным претендентом на лавры первооткрывателя кислорода является английский священник и химик Джозеф Пристли.  1 августа 1774 г. Джозеф Пристли наблюдал выделение «нового воздуха» при нагревании с помощью двояковыпуклой линзы без доступа воздуха оксида ртути, находящегося под стеклянным колпаком. Получаемый неизвестный ему газ он выводил через трубку в сосуд, заполненный не водой, а ртутью, так как Пристли уже ранее убедился в том, что вода слишком хорошо растворяет газы. В собранный газ Пристли из любопытства внёс тлеющую свечу, и она вспыхнула необыкновенно ярко. Но Пристли так и не понял, что он открыл. Ответ был дан, когда он съездил в Париж и рассказал о своём открытии другому ученому Антуану Лавуазье. Именно он считается третьим официальным претендентом на открытие кислорода. Завороженный рассказом Пристли, Лавуазье решается повторить опыт, но в отличие от него он проводит взвешивание.

5

Выделившиеся вещество, он называет кислородом. Поэтому можно сказать, что Пристли открыл кислород, а Лавуазье изобрел его[10].                      Благодаря экспериментам Пристли и сформированным понятиям Лавуазье сложилась законченная полная схема, на которой строилась вся научная работа XIX и XX века, фармацевтика, биотехнология, сотовые телефоны, пластмассы.

  1. Теория атомистики Дальтона

В начале XIX века школьный учитель Джон Дальтон проводит опыты, и устанавливает, что кислород, водород, углерод соединяются между собой в определённых постоянных пропорциях. Исходя, из своих вычислений Дальтон предположил, что элементы состоят из мельчайших частичек материи с определенным весом. Он называет эти частицы атомами. Основываясь на законе кратных отношений, открытом в 1803 г., и законе постоянства состава, Дальтон разрабатывает атомно-молекулярную теорию, изложенную в вышедшем в 1808 г. труде "Новая система химической философии".

Основные положения теории состояли в следующем:

1.  Все вещества состоят из большого числа атомов (простых или сложных).

2.  Атомы одного вещества полностью тождественны. Простые атомы абсолютно неизменны и неделимы.

3.  Атомы различных элементов способны соединяться между собой в определённых соотношениях.

4.  Важнейшим свойством атомов является атомный вес.

Уже в 1803 г. в лабораторном журнале Дальтона появилась первая таблица относительных атомных весов некоторых элементов и соединений.                               

6

 Дальтон придал своим символам одновременно и количественное значение: они обозначали не только определенный элемент, но и атом с определенным весом[11].                      .

 

Таблица Дальтона стала первым шагом на долгом пути, который предстояло пройти химии для того, чтобы величины атомных масс приняли привычные для нас значения. Разрешение проблемы определения атомных весов, потребовавшее усилий многих выдающихся учёных, заняло более пятидесяти лет! И даже после того, как проблема была в основном решена, точное определение атомным масс оставалось настолько важной задачей, что в 1914г. американский учёный Теодор Ричардс был удостоен Нобелевской премии за уточнение атомных масс некоторых элементов.                     Великим открытием Дальтона является то, что он назвал весом мельчайших частиц. Позже он их переименовал в атомные веса, так мы называем их и сейчас. Атомистическая теория Дальтона помогла не одному поколению ученых раскрыть новые великие тайны мира атомов и молекул.              В след за Дальтоном проводя серию экспериментов французский химик Гей-Люссак заметил, что смешивая равные объемы разных газов от их реакции выделяется объем в 2 раза больше чем положено. Как это объяснить.       Ответ дал в 1811г. итальянский химик Амедео Авогадро. Он открыл факт того, что атомы элементов объединяются в молекулы.                                                

7

То, что молекулы состоят из атомов, стало прорывом из эры темноты и неопределенности к систематическому созданию новых веществ.

  1. Эпоха великих открытий

Вообще XIX век – золотой не только в русской литературе, но и в химии. В целой плеяде звездных имён химиков прозвучали фамилии Вёлера, Зинина, Кольбе, Бутлерова, Менделеева и других. Сначала Вёлер в 1828 г. сделал, казалось бы невозможное: синтезировал из неорганических веществ мочевину, что способствовало низвержению витализма и вдохновило химиков на попытки синтеза органических веществ. После этого в 1842 г. русский химик Н.Н. Зинин получил анилин. В 1845г. немецкий химик  Кольбе перепрыгнул через открытие Вёлера и пошёл дальше: синтезировал уксусную кислоту. Более того, он синтезировал её таким методом, который позволил проследить всю цепь химических превращений – от исходных элементов (углерода, водорода и кислорода) до конечного продукта - уксусной кислоты. В 1854г. французский химик Бертло синтезировал жир, а также хорошо известные и важные соединения метиловый и этиловый спирты, метан, бензол, ацетилен. Бертло « нарушил границу» между неорганической и органической химией, покончил с пресловутым  «запретом». В 1861г. русский ученый Бутлеров синтезировал сахараподобное вещество [6]. А в 1865г. Кекуле удалось предложить правильную — циклическую формулу бензола, над которой ломают головы все химики того времени. Известна история о том, что Ф. Кекуле представлял в своём воображении бензол в виде змеи из шести атомов углерода. Идея же о цикличности соединения пришла ему во сне, когда воображаемая змея укусила себя за хвост. «Бензольное кольцо», как назвали тогда и называют до сих пор структурную формулу Кекуле, наглядно отражает четырехвалентность атома углерода.

8

 

Принцип построения бензольного кольца сделал возможным объяснение структур многих соединений углерода.                                                                                                     Благодаря этим открытиям в химической промышленности был осуществлен синтез многих ценных продуктов: синтетических красителей, многочисленных лекарственных и взрывчатых веществ.

  1. Периодический закон и таблица Менделеева

Самая яркая личность среди всех исследователей - это русский ученый Д.И.Менделеев. В 1869г. расположив 63 известных в то время элемента в   порядке возрастания их атомных масс, Д.И. Менделеев обнаружил фундаментальный закон природы, который теперь известен как Периодический закон: Свойства элементов периодически изменяются в соответствии с их атомным весом. Менделеев создает периодическую таблицу элементов и предсказывает существование элементов, которые еще не были обнаружены. Три из этих элементов открыто в течение его жизни: галлий, скандий и германий, что лишний раз подтвердило правильность Периодического закона и Периодической системы элементов. Менделеев открыл Периодический закон, ничего не зная о строении атома. После того, как было доказано ядерное строение атома и равенство порядкового номера элемента заряду ядра его атома, Периодический закон получил новую формулировку: "Свойства элементов, а также образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от заряда ядра". Заряд ядра атома определяет число электронов. Электроны определенным образом заселяют атомные орбитали, причем строение внешней электронной оболочки периодически повторяется, что выражается в периодическом изменении химических свойств элементов и их соединений.

9

 

С открытием Периодического закона химия перестала быть описательной наукой — она получила инструмент научного предвидения. Этот закон и его графическое отображение — таблица Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева — выполнили все три важнейшие функции теоретического знания: обобщающую, объясняющую и прогностическую.  На их основе ученые:
•    систематизировали и обобщили все сведения о химических элементах и образуемых ими веществах;
•    дали объяснения различным видам периодической зависимости, объяснив их на основе строения атомов элементов;
•    предсказали, описали свойства еще не открытых химических элементов и образованных ими веществ, а также указали пути их открытия
[6].

Открытия химиков помогли развиваться ещё одной науке - физике.

  1. Световые автографы атомов

В 1859 г. Густав Кирхгоф и Роберт Бунзен разработали метод спектрального анализа. Они установили, что цвет указывает на составляющие вещество элементы. Например, натрий придаёт пламени оттенки желтого цвета, медь зеленого, стронций красного.                                                                                                                    Наблюдая за экспериментами, Кирхгоф вспомнил, что призма разлагает цвет на цвета радуги. Из призмы и деталей телескопа Кирхгоф и Бунзен собрали первый спектроскоп и с помощью него открыли цезий, рубидий. Установили наличие натрия на солнце на расстоянии 150 млн. км. У ученых появился инструмент для изучения химии небес.                                                      Сегодня плоды этого открытия помогают нам осваивать космос, используется при изучении атмосфер планет, в поисках признаков воды и жизни.

10

  1. Радиоактивность

История следующего открытия началась в конце XIX века с открытия неизвестного излучения названного рентгеновским. Ученые начали искать вещества, испускающие непонятные и возможно полезные виды радиации. Радиоактивные свойства были впервые обнаружены в 1896 г. у урана французским физиком Антуаном Анри Беккерелем. Эстафету исследования радиоактивности приняли супруги Кюри. После химического извлечения урана из урановой руды, Мария отмечает, что остаточный материал является более «активными», чем чистый уран. Она приходит к выводу о том, что руда содержит, помимо урана, новые элементы, которые также являются радиоактивными. Это приводит к открытию элемента полоний, который назвали в честь Польши — родины Марии Кюри. Измеряя величину эффекта, Склодовская-Кюри открывает ещё один элемент — радий, а сам эффект  излучения называет   радиоактивностью (от лат. Radio - испускаю лучи) [8]. Интенсивность излучения радия в сотни тысяч раз больше, чем у урана. Затем был открыт третий радиоактивный элемент - актиний. И произошел некий «бум» в изучении радиоактивности.
Полезные свойства радиации нашли применение в различных областях естествознания, технике, медицине.  

  1. Открытие электрона

В 1897 г. английский физик Дж. Дж. Томсон открыл электрон. Он поставил                                                 эксперимент, который позволил определить отношение заряда электрона к      его массе. Впоследствии ему удалось, приблизительно измерить его заряд и показать, что масса его очень мала, около одной двухтысячной массы самого легкого иона водорода. Так был открыт и измерен электрон — универсальная частица атомов, первая из открытых физиками так называемых «элементарных частиц».   

11

Это открытие дало возможность физикам, прежде всего, по-новому поставить вопрос об изучении электрических, магнитных и оптических свойств вещества. За это открытие Томсон в 1906 г.  получил Нобелевскую премию по физике. Через несколько лет в 1911 г. ученик Томсона                   А. Резерфорд создает планетарную модель атома.

  1. Открытие пластмасс

В 1869 г. Джон Уэсли Хьятт получил целлулоид, который используется в качестве замены дорогих природных материалов, такими как слоновая кость, янтарь, рога и черепаховый панцирь. Позже, в 1908 г. английский исследователь Бакеланд нашел способ производства фенопластов, обладающих способностью при нагревании переходить в неплавкое и нерастворимое состояние. Пластмассы были названы по имени их изобретателя бакелитами. И облик XX столетия бесповоротно изменился. Фенопласты стали быстро завоевывать себе обширные области применения и долгое время занимали ведущее место среди пластмасс. Изделия из них отличались теплостойкостью, водостойкостью, очень большой механической прочностью и хорошими изоляционными свойствами. Их широко применяли для изготовления штепселей, розеток, патронов и других предметов электрической аппаратуры, а также в химической промышленности. Позже на основе фенольных смол стали получать такие широко используемые в машиностроении пластмассы, как гетинакс, текстолит и другие. В 1937г.  был разработан способ промышленного получения полиэтилена, что, конечно, существенно изменило жизнь всего человечества. Этот легкий в изготовлении и очень прочный материал использовался во всех сферах производства, начиная от бытовой техники, заканчивая космонавтикой.                                                                                  На сегодняшний день продукты из пластмассы есть в каждой семье, и каждый человек ежедневно ими пользуется.                                                      

12

И последнее сенсационное открытие, которое оказало сильное влияние на всю мировую науку.                                                                                                  

  1. Фуллерены   

Группа англо-американских учёных,  Гарольд Крото, Роберт Кёрл и Ричард Смолли, в 1985г. открыли фуллерены - новые молекулы, состоящие из одних атомов углерода и получили в 1996 г. Нобелевскую премию по химии. Необычность этого открытия состояла, во- первых, в том, что оно было связано с углеродом. А его многочисленные соединения были всесторонне изучены, так что в области углерода никто никаких открытий не ожидал. Во-вторых, строение новых углеродных соединений оказалось крайне необычным, что сильно потрясло химическое сообщество. Дело в том, что атом углерода в своих соединениях образует длинные углеродные цепи или плоские циклические структуры, а вот, молекула фуллерена С60 имеет сферическое(!) строение, форму усечённого икосаэдра, вершинах которого находятся атомы углерода. В-третьих, открытие фуллеренов внесло мощную струю в новое направление технологии, называемое нанотехнологией. Нанотехнология – это научное направление, которое изучает свойства и закономерности поведения частиц, имеющих хотя бы в одном измерении менее 1 нанометра. Из-за малого размера (0,7нм) и уникальных свойств фуллерены стали визитной карточкой нанотехнологий. Технологи и инженеры спешат заставить фуллерены работать на благо общества. Их уникальное строение вызвали большой интерес у биологов, фармацевтов и медиков.  В 1991г. японский ученый Суимо Иджима открыл новые наночастицы, тесно связанные с фуллеренами. Они получили название углеродные нанотрубки [5].                                                                                                                                       Открытые недавно фуллерены и углеродные нанотрубки обладают свойствами, которые позволят человечеству на их основе создать новые

13

материалы и аппараты и сделают нашу жизнь более приятной и защищённой. Многое ещё не исследовано и сейчас трудно предвидеть все возможные применения этих необычных материалов в практической деятельности. Молекулы фуллеренов и углеродных трубок необыкновенно красивы. Может быть их «красота спасёт мир»? Углерод – основа жизни и вполне вероятно, что «углеродные шарики» и «трубочки», помогут людям в борьбе с болезнями и другими проблемами и жизнь на Земле станет более безопасной, комфортной и радостной и предсказание Ф.М. Достоевского: «красота спасет мир» станет реальностью[1].

  1. Практическая часть.

Чтобы приблизится к открытиям, почувствовать их сложность и значимость кроме теории я должна была попытаться на практике повторить опыты, пройти по следам великих открытий. Сначала я получила кислород. Это было просто. Только вместо оксида ртути, с которым работал Пристли, я взяла перманганат калия.

Опыт№1. Получение кислорода методом вытеснения воздуха.

Цель: получить и доказать наличие кислорода.

Техника выполнения. Перманганат калия (КMnO4) поместила в сухую пробирку. У отверстия пробирки положила комочек ваты. Газоотводную трубку опустила в стакан, не касаясь дна, на расстоянии 2–3 мм. Подогрела вещество в пробирке.

       14

Провела реакцию, которую можно записать химическим уравнением.

                       2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2

В стакан опустила тлеющую лучину, она вспыхнула.

                                                               

Это доказывает наличие кислорода.

Вывод: получила кислород и доказала наличие его в стакане.                                      

Среди сложных опытов удачными были получение анилина, сахаристого вещества, жира, пластмасс.

Опыт№2. Получение анилина.

Цель: получить и доказать наличие анилина

Гипотеза. Возможно получить анилин из нитробензола способом Зинина.

Техника выполнения. Так, как в школьной лаборатории отсутствовал нитробензол, необходимо было его получить из бензола. В лабораторных условиях нитробензол получила нитрованием бензола смесью H2SO4 и HNO3 в соотношении 1:1 при 55—60 °C (45 мин).                         

А потом в пробирку с нитробензолом добавила сульфид аммония. Прошла реакция [2].

С6H5NO2 + 3(NH4)2S = C6H5NH2 + 6NH3 + 3S + 2H2O.

15

                 

Должен был получится анилин, коричневая жидкость со своеобразным запахом. Но по окончании опыта жидкость не образовалась.

Вывод: получить анилин способом Зинина в школьной лаборатории не возможно.

Тогда, я решила получить его по способу Фришце.

Гипотеза.  Возможно получить анилин способом Фришце.

Техника выполнения. В пробирку поместила 10мл индиго, добавила 10мл концентрированного раствора гидроксида калия [3].

             

Полученный раствор нагрела.

16

 

 

Выделилась коричневая жидкость со своеобразным запахом.

                                                                         

Несколько капель жидкости смешала с 10 мл воды, добавила хлорной извести [2].

 

17

                                                                       

Интенсивное сине- фиолетовое окрашивание объясняется образованием красителя.                               

  

Вывод: получила анилин способом Фришце в школьной лаборатории и доказала его наличие в пробирке.

Опыт№3. Получение сахаристого вещества

Цель: получить сахаристое вещество методом Бутлерова, доказать его наличие.

Гипотеза. Возможно получить сахаристое вещество методом Бутлерова в школьной лаборатории.

Техника выполнения. Действуя на формальдегид Ca(OH)2, получила густой сироп.

18

 

                  

                                         

Предполагая, что сироп является смесью сахаристых веществ, содержащих гексозы, провела реакцию «серебряного зеркала».

               

Получила положительный результат.

Вывод: получила сахаристое вещество методом Бутлерова в школьной лаборатории и доказала его наличие в пробирке с помощью реакции «серебряного зеркала».

19

Опыт№4 Получение жира

Цель: получить жир, доказать его наличие.

Гипотеза. Возможно получить жироподобное вещество методом Бертло в школьной лаборатории.

Техника выполнения. Нагревала смесь глицерина и стеариновой кислоты в запаянной стеклянной трубке. После вскрытия обнаружила воду и жироподобное вещество.

                                                                                

                 

 

20

Вывод: получила жироподобное вещество методом Бертло в школьной лаборатории.

Опыт№5 Получение пластмассы (бакелита)

Цель: получить бакелит

Гипотеза. Возможно получить бакелит в школьной лаборатории.        Техника выполнения. Для получения бакелита я взяла: фенола - 50 мл,
формалина – 30 мл, нашатырного спирта – 5 мл.

       Все составные части помещаю в пробирку. Процесс веду при нагревании, в закрытом сосуде.

  По мере нагревания вязкость маслянистого слоя увеличивается, после чего вещество заливаю в формы где образуется конечный продукт [4].                                                                                    21                                        

Вывод: получила смолистое вещество.

Опыт№6 Получение пластмассы (пенопласта)

Цель: получить пенопласт.

Гипотеза: Возможно получить пенопласт в школьной лаборатории.        

Техника выполнения. В пробирке растворила 3 г мочевины в концентрированном формалине.

 

В другой пробирке смешала 0,5 мл шампуня с 2 каплями соляной кислоты, добавила раствор из первой пробирки и взболтала полученную смесь до образования обильной пены.

                                

Затем нагрела пробирку на слабом пламени.

22

 

При этом пена затвердеет. Подождала 10 минут, снова слегка нагрела пробирку, дала ей остыть. Получила густое белое вещество, которое затвердевает в пробирке [2].

                  

Вывод: получила пенопласт в школьной лаборатории.

Опыт№7 Получение пластмассы (мочевиноформальдегидной смолы)

Цель: получить мочевиноформальдегидную смолу.

Гипотеза: Возможно получить мочевиноформальдегидную смолу в школьной лаборатории.        

Техника выполнения. Заполнила стакан на одну треть насыщенным раствором мочевины в формалине, добавила 2 капли соляной кислоты и нагрела смесь на малом огне до кипения.

23

 

Далее она кипит самопроизвольно, в конечном счете мутнеет и быстро загустевает. Выдержала 20 минут в кипящей водяной бане.

При этом мочевиноформальдегидная смола отверждается и превращается в твердую массу белого цвета [2].

                                                                             


Вывод: получила мочевиноформальдегидную смолу в школьной лаборатории.        

Опыт№8 Световые автографы

Цель: провести пирохимические реакции.

Гипотеза: Возможно провести реакции окрашивания пламени в школьной лаборатории как Бунзен и Киргоф.

Техника выполнения. предварительно нихромовую проволочку тщательно очищаю. Смачиваю её НСl (1:1), вношу в пламя горелки и прокаливаю до исчезновения окраски. После этого смачиваю раствором NaCl и вношу в пламя горелки.

24

Появляется интенсивная, долго неисчезающая желтая окраска.

 

 

Проволочка смоченная раствором BaCl2 окрашивает пламя в зеленый цвет, а раствором LiCl карминово - красный [7].

 

                    

 

Вывод: Красивые и яркие опыты «световые автографы» завершились успехом.

 

 

 

25

  1. Выводы

В своей работе я теоретически проследила путь великих открытий от гипотезы о строении атома до открытия фуллеренов. На практике повторила опыты, прошла по следам великих открытий. Я получила кислород, анилин способом Фришце, сахаристое вещество методом Бутлерова, жир методом Бертло, пластмассы. Провела пирохимические реакции. Не смогла получить мочевину, уксусную кислоту. Наверное, в школьных лабораторных условиях это пока сложно.

В школе в рамках мероприятия «Неделя естествознания» выступала со своей работой, показывала презентацию о великих открытиях и их «родителях». Создала и предложила учащимся буклет «От алхимии до современного мира» где в хронологическом порядке расположила основные открытия о которых я рассказывала в своей исследовательской работе (Приложение4). После этого предложила повторное анкетирование, где звучали те самые вопросы на которые ученики не смогли ответить. «Какие великие открытия вы знаете. Фамилии каких ученых химиков вам известны». На этот раз, старшеклассники назвали не только Менделеева и Ломоносова, а и Пристли, Вёлера, Бутлерова, Томсона, Резерфорда, супругов Кюри(Приложение3).

Значит, своей цели я достигла. На уроках химии ребята будут обязательно интересоваться человеком, который смог сделать великое открытие, знать ученого в лицо, пытаться вслушаться в его идеи и разделить с ним радость открытия, несущего пользу людям.

 

 

 

 

26

5.            Список литературы и интернет ресурсы.

 

  1. Фуллерены – сенсационное научное открытие ХХ века http://www.russianscientist.org/files/archive/Nauka/2013_PRZIYALGOVSKAYA-29.pdf  
  2. Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты. Л.: Химия, 1978 – 392 с
  3. Анилин http://www.the-innovation-group.com/ChemProfiles/Aniline.htm
  4. Рецепты приготовления бакелита http://www.patlah.ru
  5. Габриелян О.С., Формирование естественно научной картины мира у старшеклассников при изучении естествознания в соответствии с ФГОС. М. Педагогический университет «Первое сентября», 2012г.
  6. Габриелян О.С., Химия. 11класс. М.: Дрофа, 2006.-267 с.
  7. Прохорова Г.В., Качественный химический анализ. М.: 2006
  8. Крицман, В. В. Станцо. Энциклопедический словарь юного химика - 2-е изд., испр.— М.: Педагогика, 1990.— 320 с.
  9. Ю.И. Соловьев. История химии: Развитие химии с древнейших времен до конца XIX в. Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1983 – 368 с, ил.
  10.  К. Манолов. Великие химики. В 2-х т. Т. 1. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп. – М.: Мир, 1986. – 465 с., ил.
  11.  К. Манолов. Великие химики. В 2-х т. Т. 2. Пер. с болг., 3-е изд. испр., доп. – М.: Мир, 1986. – 438 с., ил.

 

 

 

 

 

27

Категория: Проектная деятельность | Добавил: ksysha71
Просмотров: 516 | Загрузок: 127 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Оксана Васильевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Пятом открытом фестивале «Мультимедиа в образовании», т.к. ссылка на материал не открывается.
Согласно документу 2.1. Требования к фестивальным материалам п. 3.4. ссылка повторно не запрашивается.
Отсутствует Краткое описание в соответствии с Приложением 1 к Положению Фестиваля.
Корректировка и повторное размещение материалов не допускается, но количество представляемых на фестиваль работ не ограничивается.
С уважением, технический эксперт Е.Н. Сенникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]