Пятница, 19.04.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Место мультимедиа в образовательном пространстве урока: возможность, необходимость, условия успешной реализации - часть 1

 

I.       Введение. Понятие ММ, понимание автором места ММ в образовательном пространстве урока.

 

 Современное образование призвано   формировать самостоятельную,  полноценную личность, способную  к  постоянному самостоятельному обучению в течение жизни,  к адаптации и социализации в окружающей меняющейся действительности.   Для достижения этой цели должно меняться  и образовательное пространство урока. Ни для кого не секрет,  что воспитать активную  личность с помощью  только  традиционных технологий невозможно,  на помощь педагогам приходит великое множество инновационных технологий. 

  В чем суть всех инноваций  в области   педагогических технологий?  Это особая организация урока, отличная от традиционных методик.  Самое важное,  на мой взгляд,  отличие  - это организация взаимодействия учащихся и учителя на уроке и  выполнение  совершенно других ролей по сравнению с традиционной методикой   учителем и учащихся.  Педагог организует  образовательное пространство урока,  создает условия  для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а  создает  такие условия для учащихся,  когда они  понимают важность цели урока,  мотивируются и определяют сами,  что они должны сделать и как именно,  чтобы этой цели достичь.  При этом они  должны научиться или продуктивно использовать   межличностное общение,   навыки работы в группе,  парах,  коллективе,   сформировать умение выполнять  различные роли в группе.

 Кроме организатора  учитель выступает в процессе урока как  консультант, эксперт:   организует дискуссии,  направляет процесс поиска истины/знания,  оказывает техническую,  информационную  и оценочную поддержку ученикам.  В данной статье не хотелось бы уделять  много внимания  вопросу,  что дает такая  организация урока ученикам (эта позиция уже обозначена выше),  так как хотелось бы  больше внимания уделить именно ММ    в образовательном пространстве урока,  которое организует педагог. Не  сразу  обращаюсь к ММ  специально,  так как хотелось бы заострить ваше внимание именно на общих подходах к организации урока и только потом к инструментам,  которые помогают это осуществить.  Одним из таких инструментов являются средства ММ.

Данная статья посвящена  месту ММ в образовательном пространстве урока,  поэтому  мы  и будем говорить  об организации  образовательного пространства урока  с помощью ММ: возможность,  необходимость,  условия  успешной реализации.   При этом будем использовать     наблюдения   над материалами Конкурса 3 «Мультимедийный урок в современной школе»,    собственный опыт,  опыт коллег и результаты наблюдения  в процессе  оценок  конкурсных  работ.

 

II. ММ как инструмент  достижения образовательной цели урока.  Основные требования к современному  образованию,  уроку,  роль учителя и ученика на уроке.

 

С одной стороны все просто и обычно,  как в традиционной  методике: у каждого урока есть свои цели и задачи,  которые должны быть достигнуты и решены в процессе урока – тут ничего не изменилось  (кроме  самих формулировок  типа формировать навыки добывания,  обсуждения информации и ее интерпретации и т.д. ).   Учителю необходимо в процессе подготовки урока  отобрать теоретический и практический материал для конкретного урока,  набор приемов и методов (инструментов/технологий),  с помощью которых эти цели и задачи можно достигнуть – тут тоже ничего нового нет, все как обычно.  Кроме одного – организации работы на уроке,  инновационная  организация образовательного процесса урока с помощью инновационных технологий.

Мультимедиа должны выступать как  средство или инструмент познания на уроке, поэтому его  использование  подчинено целям и задачам урока разного порядка: образовательным, воспитательным, дидактическим.  ММ призвано  решать  различные проблемы данного конкретного  класса на данном  конкретном уроке.  Проблемы могут быть разного плана: мотивации к обучению,  развитие коммуникативных способностей,  получение знаний,  накоплению фактического и информационного материала,  формирование информационной грамотности и т.д.  Для того чтобы использование ММ в образовательном процессе  было  не только возможно,  но и необходимо и уместно,  важно  соблюдение  следующих условий.

 На мой взгляд,   схема  использования  ММ на уроке –   это  общение  по теме учебного материала  по  моделям ученик – ученик и ученик – учитель. Такая схема наиболее продуктивна в условиях современного образования,  так как она обеспечивает:

-   организующую    функцию учителя,  его позицию консультанта и организатора образовательного пространства урока,  технического эксперта;

-   активную позицию ученика,  то есть позицию субъекта обучения  относительно  процесса получения им нового знания, где он сам выбирает  или определяет границы своего знания и пути,  способы и скорость  достижения  нового;

-   развитие коммуникативных навыков,  толерантности, опыт продуктивного межличностного общения: общение в группе,  парах,  возможность побывать в различных ролях в результате  распределения их  в  процессе деятельности.

 В выделенных позициях  очень важной представляется  обеспечение субъективной позиции ученика на уроке с помощью средств ММ.  Опыт работы в школе,  знакомство с конкурсными работами позволяет сказать, что в большинстве случаев это  преимущество  технологии ММ,  ее потенциал в этом смысле    еще  недостаточно  используется учителями. А зря!!!  Да,  подготовка к таким урокам   - трудоемкий процесс, так как речь идет об организации образовательного процесса урока, когда продумывается сценарий  и обеспечивается траектория развития каждого ребенка (насколько это возможно),  продумывается создание условий,  при которых   ученик  будет вынужден  совершать  шаги  к получению нового знания и использовать при этом  разные способы и виды общения,  открывать для себя лично все новые и новые горизонты. Роль учителя при этом – направление движения к получению знаний,   консультационная и экспертная помощь. Это как айсберг:  на  самом верху  - только десятая его часть,  основная,  самая « тяжелая» - под водой – подготовительная работа учителя.  Таким образом,  происходит перераспределение   ролей не только  в процессе урока между учителем и учениками,  но и роли самого учителя в процессе подготовки и проведения урока.

  Необходимо упомянуть еще и  вот о чем. Естественно, одна и та же цель  урока может быть достигнута разными способами. Мультимедиа является исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся. Но все это  только при одном очень важном условии:  учитель и ученики владеют ИКТ – технологиями на необходимом уровне. Если  учитель слабо владеет  ИКТ – технологиями или учащиеся испытывают значительные  затруднения  в   работе с  компьютером и  необходимым ПО и т.д.,  то тогда использование в уроке данного инструмента нерационально,  неуместно.

Учитель составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Такому уроку свойственно следующее:

1)        принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

2)        управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

3)        интерактивность и диалоговый характер обучения; – ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения;

4)        оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

5)        поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

6)        неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения сколько угодно велики.

Компьютер может использоваться на всех этапах:  при подготовке урока,  в  течение всего процесса – при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

При этом компьютер выполняет следующие функции.  В функции учителя компьютер представляет собой:

-   источник учебной информации;

-   наглядное пособие;

-   тренажер;

-   средство диагностики и контроля.

В  функции рабочего инструмента:

-   средство подготовки текстов, их хранение;

-   графический редактор;

-   средство подготовки выступлений;

-   вычислительная машина больших возможностей.

 Работы конкурса показывают, что педагоги активно используют  презентации в процессе урока. Их  назначение:

-   иллюстрация материала урока, 

-   роль школьной доски демонстрация различного материала без обсуждения;  

-   демонстрация материала урока для  дальнейшего обсуждения в классе, группах;

-   работа  с материалом,  использование возможностей интерактивной доски для осуществления работы с материалом презентаций (заполнение таблиц, работа с тестами и т.д.)

-   использование в презентациях различных возможностей для  обучения – локальных образовательных ресурсов.

Данный перечень составлен по мере убывания  количества работ с такими ММ ресурсами. Он показывает,  что интерактивные возможности  ММ используются не в полную меру.  Тут есть  куда еще двигаться педагогам: повышение квалификации в этом направлении должно идти  по линии   практического навыка  использования  интерактивности ММ в образовательном процессе.  Точнее я бы сказала,   применение/использование  всех преимуществ ММ в образовательной  среде урока.

  

Продолжение следует...
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: Ирина (28.07.2011) | Автор: Жоголева Елена Евгеньевна E
Просмотров: 2752 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]