III. Возможности ММ –
технологий, наиболее приемлемые для
достижения результатов современного образования
Педагоги используют ММ потому, что применение мультимедиа позитивно
сказывается сразу на нескольких аспектах учебного процесса:
-
стимулирование таких аспектов обучения, как восприятие
и осознание информации;
-
повышение мотивации учащихся;
-
развитие навыков совместной работы и коллективного
познания у учащихся;
-
развитие у учащихся более глубокого подхода к
обучению.
Мультимедиа могут быть использованы учащимися с различными каналами
восприятия учебного материала: некоторые учащиеся предпочитают учиться посредством
чтения, другие - посредством восприятия на слух, третьи - посредством просмотра
видео и т.д. К тому же качественное использование ММ педагогом в процессе урока
может дать возможность учащимся работать над учебными материалами по-разному –
создает условия выбора для ученика решать, как изучать материалы, как применять
интерактивные возможности приложения и как реализовать совместную работу со
своими соучениками. Таким образом, ученики становятся активными участниками
образовательного процесса.
Использование качественных мультимедиа, таким образом, позволяет сделать
процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между
учащимися, их индивидуальным стилям и темпам обучения и их интересам.
В подавляющем количестве материалов отсутствует характеристика класса, нет
описания ориентации материала урока на определенный класс с определенными
проблемами, а также обоснования для решения каких проблем класса используется
ММ - компонент. А это одно из самых важных составляющих урока! Вообще основное
преимущество ММ –компонента в его возможности комплексно подходить к решению
задач урока или занятия – он решает комплекс задач как по отношению к ученикам,
так и по отношению к педагогам. Вот это главный ответ на вопрос «почему?»
Учитель использует ММ на уроке затем, чтобы использовать преимущества ММ,
необходимые для решения задач урока:
-
индивидуализация обучения;
-
интенсификация самостоятельной работы учащихся;
-
рост объема выполненных на уроке заданий;
-
расширение информационных потоков при использовании.
Но это не всё. Что еще дает учителю и учащимся ММ на уроке?
Попробую сформулировать более четко.
ММ дает учителю возможность:
-
переложить часть своей работы на ПК, делая при этом
процесс обучения более интересным,
разнообразным, интенсивным: становится более быстрым процесс записи
определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не
приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не
приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент;
-
помогает оценить способности и знания ребенка, понять
его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения,
стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение возможностей
ММ;
-
за короткое время получать объективную картину уровня
усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его
скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для
конкретного ученика.
ММ дает учащимся:
-
повышение мотивации и познавательной активности за
счет разнообразия форм работы;
-
возможности включения игрового момента: позволяет
получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой
воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших
технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает
у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с
компьютером;
-
сразу после выполнения теста (когда эта информация еще
не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием
ошибок, что невозможно, например, при устном опросе;
-
освоение учащимися современных информационных
технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают
компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных
предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов – компьютер. С его помощью они решают
уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ.
Это – возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Использованные
литература и источники:
1. А.В. Овчаров «Информатизация образования как закономерный процесс в
развитии педагогических технологий».
http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html использован перевод статьи http://www.ido.rudn.ru/Open/ikt/chrest6.htm
2. О.П.Окопелов «Процесс обучения в виртуальном образовательном
пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
3. Медиаобразование как фактор
реализации стандартов в образовательной области "Обществознание" http://www.mediaeducation.ru/publ/bond.shtml
4. Мультимедиа в образовании http://www.ug.ru/archive/3623
5. Понятие информационно –
коммуникационных технологий – (ИКТ) и их роль в образовательном процессе. http://www.ido.rudn.ru/nfpk/mult/mult8.html
Приложение к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/247b8f85e0f0544b03e34f20878cfb577/PrimerStatji.doc.html
|