Дистанционные технологии и их применение для развития интеллекта и творчества.
Мультимедийные технологии - это совокупность современных средств аудио, теле, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности.[1]
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого [2]. Они интегрируют в себе мощные образовательные ресурсы, обеспечивая формирование различных компетенций.
Интеллект — высшая форма человеческого самовыражения. Интеллект — это то, что характеризует нас как человеческих существ, это наша способность к осуществлению процесса познания. Интеллект необходим нам при поиске и обработке информации.
Именно интеллект и творчество являются ключевыми идеями ФГОС.
Важные для творческого акта мыслительные операции:
1. Распознавать, определять и переопределять проблему и задачу;
2. Извлекать из окружения, связанную с задачей информацию;
3. Порождать множество решений;
4. Оценивать собственный прогресс на пути решения проблемы;
5. Отходить от первоначальной идеи, чтобы начать поиск новых идей. [3]
Только включение максимального количества каналов восприятия объектов приводит к формированию разнообразных ассоциативных связей, помогает развить интеллект, мыслить творчески. Пространство, которое позволяет увидеть, услышать, обдумать, сделать выбор, узнать много интересного и нового – это учебное пространство, необходимое учащемуся для направления его развития.
Примером одного из компонентов системы обучения с применением мультимедийных технологий, в частности дистанционной технологии, является Образовательное пространство МБОУ СОШ №99 г. Воронеж http://89.108.106.77/
Это пространство позволяет организовать процесс обучения, в котором обучающийся становится активным и равноправным участником образовательного процесса. Дают возможность индивидуализировать процесс обучения, организовывать самостоятельную работу дома, учить учащихся активизировать познавательную деятельность.
Материалы, размещенные на страницах пространства, могут быть использованы как на различных этапах урока, так и дома:
1. Презентации с урока. Постановка проблемы урока, вывод темы. Позволяет дома сделать открытие еще раз самостоятельно.
2. Презентации с урока или для работы дома. Как сопровождение объяснения материала ( определения, формулы, алгоритмы, схемы, рисунки, видеофрагменты, опорные конспекты).
4. Информационно-обучающие пособия: учебные материалы по изучаемым темам курса, видео, тренажеры, презентации, ссылки на дополнительный материал ресурсов интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.
5. Для контроля обучающихся: тесты, тексты работ проверочного характера для работы над ошибками.
В распоряжении учителя имеются различные программные и технические средства, ресурсы компьютерных сетей. Учащийся, путешествуя по ссылкам учителя, непроизвольно пользуется только сайтами научного, образовательного, игрового-образовательного характера. Для учителя главное – выбрать действительно качественные информационные продукты. При решении этой проблемы возникает необходимость в разработке авторских электронных ресурсов, которые включают в себя: электронные презентации с рекомендациями к работе, дидактические игры с использованием электронных приложений web 2.0., программное обеспечение для создания материалов дистанционного обучения Ispring Suite, контролирующие тесты (которые создаются непосредственно в оболочке «moodle» портала), практические задания и рекомендации к ним.
Образовательное пространство дает возможность «наблюдать» за участниками курса, кто и когда работал с учебными материалами. По результатам тестов, составляется отчет (дата прохождения теста, количество затраченного времени, количество верно выполненных заданий, количество полученных баллов). При этом учитель имеет возможность просмотреть все работы учащихся, а так же варианты ответов, которые выбрали участники курса. Пространство дает возможность обмениваться сообщениями с создателем и участниками курса. Отсутствующие на занятиях учащиеся имеют возможность выполнить задания урока и отправить свои работы на электронную почту учителю на проверку.
В зимнее время, время карантина, учебный процесс не стоит на месте. Серия презентаций с планом работы, ссылки на видео лекции по теме, практические задания, тренажеры с самопроверкой, дают возможность изучать темы курса. По окончании карантина на первых уроках проводится только корректировка изученного самостоятельно материала.
Темы курсов строятся по примерной схеме (есть варьирование в зависимости от предмета и темы):
1. В начале изучения темы учащимся предлагается «Базовый лист контроля» с основными вопросами по теме, ответы на которые учащийся должен знать.
2. В ходе изучения темы все значимые рабочие материалы с уроков для работы дома.
3. Тексты работ проверочного характера после их проведения (для работы над ошибками дома).
4. Ссылки на интернет ресурсы: онлайн тесты, интересный материал, дидактические игры, дополнительный материал, аудио видео ресурсы по изучаемой теме.
5. Тесты и задания для подготовки к контрольной работе.
6. После проведения зачетного урока текст зачетной работы для работы над ошибками.
Систематически в темах создается дистанционный-урок, где учащимся предлагается самостоятельно изучить (презентация с набором заданий, вопросов, руководствами к действию и обязательно с подведением итогов, «что» учащийся должен знать и уметь по изучаемому вопросу). При работе с материалами портала учащимся предлагается менять способы работы, слушать видео и пробовать без помощи лектора восстанавливать записи, по презентации попробовать себя в роли учителя и прочитать лекцию, т.к. смена привычных способов действий хорошо сказывается на активизации умственной деятельности, развивает творческие возможности. Работая с ссылками на материал занимательного характера, не редко учащиеся заинтересовавшись темой вопроса, на следующих уроках делятся интересными находками.
На страницах пространства отражается не только учебная деятельность. По результатам проектов, модульных курсов по предмету, размещаются итоги творческих отчетов учащихся, которые находятся в открытом доступе для просмотра.
Мультимедийные технологии активно входят в нашу жизнь. В наше время процесс получения информации – это жизненно необходимый процесс. Т.о. одна из задач, которая ставится перед учителем - подготовить человека, адаптированного к условиям современного мира, владеющего информационно-коммуникационными технологиями. Эти технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания, навыки самоконтроля.
Используемы источники:
[1] http://inftis.narod.ru/it/5-6/n13.htm.
[2] http://for-teacher.ru/technique/78-multimedia-tehnologii-v-obrazovanii.html.
[3] Е.О.Федоровская, материалы вебинара «Ключевые компетенции: творческое мышление».
Источник: https://drive.google.com/file/d/0B29wm_bCLrxodmRScnFJRGNHRTA/view?usp=sharing |