Четверг, 28.03.2024, 17:25
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » ДО, как новый формат образовательной деятельности

Особенности и функциональные возможности технологий дистанционного обучения
Особенности и функциональные возможности технологий дистанционного обучения

Технология дистанционного обучения (ДО) может рассматриваться как система научно-обоснованных предписаний, показанных для реализации в образовательной практике в системе дистанционного обучения (СДО). При этом с нашей точки зрения ядром технологии ДО должны быть следующие, находящиеся во взаимосвязи, элементы: методы, средства, формы обучения (при реализации заданного содержания образования).
Определим иерархию понятий «технологии дистанционного обучения» и «образовательные дистанционные технологии». В иерархии технологий в образовании (по Т.С. Назаровой), «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В области дистанционных форм получения образования, по нашему мнению, целесообразно выделить два уровня иерархии: «образовательные дистанционные технологии» и «технологии дистанционного обучения».
«Образовательные дистанционные технологии» отражают общую стратегию развития единого федерального образовательного пространства. Главная ее функция - прогностическая, один из основных видов ее деятельности - проектный, поскольку связан с планированием общих целей и результатов, основных этапов, способов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, направленных на подготовку высококвалифицированных кадров и формирование интеллекта страны. Критериальные параметры описания образовательных технологий отражены обычно в концепциях развития образования [1, c.23].
В свою очередь технологиям ДО присущи закономерности реализации учебно-воспитательного процесса, вне зависимости от конкретного учебного предмета. Кроме того, технологии ДО могут включать в себя различные специализированные технологии из других областей науки и практики (НИТ, промышленные, электронные и др.).
Таким образом, технология дистанционного обучения (ТДО), может быть определена, как система методов, специфичных средств и форм обучения для тиражируемой реализации заданного содержания образования.
Рассмотрим содержание и сущность ТДО. Посредством ТДО осуществляется целенаправленная совокупность педагогических процедур, в свою очередь, регулирующих операционный состав деятельности обучаемых, ее структуру и развитие. Другими словами, в процессе проектирования технологии обучения реализуется система учебной деятельности преподавателей и обучаемых. Технология дистанционного обучения должна быть ориентирована на дидактическое применение научного знания, научную организацию учебного процесса с учетом эмпирических инноваций преподавателей- разработчиков курсов и тьюторов и направлена на достижение высоких результатов в обучении, воспитании и развитии личности обучаемого. Она предполагает управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса: организацию деятельности обучаемого и контроль этой деятельности. При этом каждому элементу технологии обучения соответствует свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе, что предопределяет возможность его воспроизведения.
Таким образом, ТДО – это важнейший элемент механизма управления дидактическим процессом, средство перевода абстрактного языка науки на конкретный язык практики управления. Этому служит формализация и расчленение педагогического процесса на составляющие элементы с помощью процедур (набора действий, с помощью которых осуществляется управление процессом и операций (непосредственное действие, путь решения определенной задачи в рамках данной процедуры) [2, c. 65].
Изучение теории и практики ДО в образовательных учреждениях ДО позволило установить тенденции в развитии ТДО. Среди них просматриваются следующие тенденции:
В настоящее время возрастает значение ТДО, использующих средства новых информационных технологий (на которых, в основном, и базируется СДО). Это эволюционно знаменует переход от кейс-технологий к сетевым технологиям обучения, которые принципиально не могут быть реализованными без компьютеров, сетей, систем мультимедиа и т.д. Однако, следует заметить, что отечественный и зарубежный опыт ДО показывает стойкость и целесообразность использования и традиционных средств обучения, например, печатных изданий, потенциал которых может быть повышен за счет биоадекватности представления учебного материала;
Проектирование и внедрение в учебный процесс ТДО, которые ориентированы на личность обучающегося, стимулируют мотивированность, носят во многом вариативный и коррекционный характер. Это обеспечивает подготовку специалистов с широким научным образованием, профессионально компетентных, с развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи своей деятельности. Такие ТДО ориентирует обучающихся не на усвоение готовых научно-теоретических формул и конкретно-прикладных рекомендаций-рецептов, а на творчески-поисковую деятельность по добыванию, конструированию новых знаний, моделированию и изучению процессов и явлений, проектированию способов профессиональной деятельности. Сетевые технологии обучения наилучшим образом поддерживают эту тенденцию, особенно при внедрении в учебный процесс сетевых учебно-методических комплексов (СУМИК).
Особенностью учебно-методических материалов, используемых в данной группе технологий, являются следующие характеристики:
- полнота и целостность системно организованного комплекта материалов, позволяющих студенту полноценно изучать курс (дисциплину) в условиях значительного сокращения очных контактов с преподавателем и отрыва от фундаментальных учебных библиотек;
- существенная интерактивность всех материалов, предполагающая и стимулирующая активную самостоятельную работу обучаемых;
- существенная ориентация на профессиональную деятельность обучаемых (особенно для дополнительного профессионального образования).
Другим важным элементом этих технологий являются очные занятия, периодически проводимые с использованием комплексных форм, рассчитанных на практическое применение обучаемым различных знаний и навыков, полученных в ходе самостоятельного изучения и осмысления больших самостоятельных блоков учебного материала. Здесь широко применяются игровые, тренинговые формы, моделирующие профессиональную деятельность обучаемого индивидуально или в составе группы.

Литература:

1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Андреев. – М.: ВУ, 2007. – 342 с.
2. Ахаян, А.А. Виртуальный педагогический вуз. Теория становления. [Текст] / А.А. Ахаян - СПб.: Изд-во «Корифей», 2001. - 170 с.
Категория: ДО, как новый формат образовательной деятельности | Добавил: fuji90 (11.05.2014) | Автор: Плотникова Дарья Игоревна E
Просмотров: 1658 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемая Дарья Игоревна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена кучастию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа
технологии в современном образовании» по причине плагиата.
Технический эксперт Е.Н. Сенникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]