Среда, 24.04.2024, 02:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Опыт внедрения ДО в образовательный процесс

Опыт внедрения и использования дистанционного обучения в образовательном процессе общеобразовательной школы.
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии посредством интернет-технологий, когда преподаватель и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга.
С дистанционным обучением мы познакомились в 2010 году, когда наша школа была выбрана областной экспериментальной базовой площадкой по внедрению ДО в образовательный процесс. Процесс внедрения ДО можно разделить не несколько этапов.
В 2010-2011 учебном году происходил подготовительный этап: педагоги разрабатывали и создавали курсы ДО, велась работа по созданию площадки для ДО (создание собственного сайта ДО на базе программного обеспечения e-publish).
В реализации проекта внедрения ДО в образовательный процесс принимали участие педагоги и обучающиеся образовательного учреждения всех ступеней обучения на добровольной основе. Учащимся предоставлялся авторизированный доступ с правами ученика к выбранным ими образовательным ресурсам. Педагоги, вовлеченные в ДО, прошли предварительное обучение на курсах повышения квалификации по организации форм дистанционного обучения. Преподавателям так же предоставлялся авторизованный доступ на сайт ДО, но, с правами педагога-предметника.
В 2011-2012 учебном году в дистанционное обучение было вовлечено 8 педагогов и 16 учащихся, в 2012-2013 – 30 учащихся.
В 2013 году педагоги школы познакомились с модульной объектно-ориентированной динамической средой Moodle, которая предоставляет большие возможности по работе с дистанционными курсами. И с мая 2013 года дистанционное обучение осуществляется через областную площадку ДО на базе системы Moodle («Новгородская дистанционная слобода» (http://novobl.distcentr.ru/)).
Система Moodle дает возможность проектировать, создавать, управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Кроме того, система имеет удобный понятный интерфейс, ориентирована на взаимодействие между преподавателем и учеником, что отлично подходит для организации дистанционных курсов. Привлекает практически все: и свобода управления курсом для преподавателя, и различные формы работы, и разнообразие подачи материала, и различные элементы контроля и статистики.
Благодаря широким возможностям системы Moodle в отношении организации дистанционного обучения в 2013-2014 учебном году в школе работало 17 курсов ДО (4 для начальной школы и 13 для средней и старшей школы) и вовлечено 300 обучающихся (это почти 1/3 от общего числа учащихся нашей школы). Причем, некоторые учащиеся обучались на 2-3 курсах.
Являясь администратором работы школы по дистанционному обучению, попробую обобщить опыт нашей работы и определить плюсы и минусы.
Тематика курсов несколько изменялась в процессе работы. Содержание курсов постоянно совершенствуется в связи с потребностями обучающихся или потребностями образовательного процесса. Тем не менее, можно выделить следующие группы курсов (относительно представленного в них материала):
1. Курс содержит основные темы изучаемого предмета, в которые включается теоретическая часть, задачи на закрепление (упражнения, вопросы, задачи и т. п.), формы контроля. Как правило, на такой курс записаны обучающиеся, которые не успевают изучать предмет по плану. Это могут быть часто болеющие учащиеся, слабые и отстающие по разным причинам. С помощью такого дистанционного курса они получают возможность самостоятельно разобраться в теме, вызывающей у них затруднения, в удобном для них темпе и в удобное для них время. Тем самым ликвидируются пробелы в знаниях и обучающиеся получают возможность качественно усваивать дальнейшие темы по предмету. Как показывает анализ - качество усвоения предмета за счет таких курсов увеличилось в среднем на 10%.

2. Курс содержит основные темы спецификации экзаменов в новой форме (ОГЭ и ЕГЭ). В темы курса включена теоретическая часть и практическая часть экзамена (если она предполагается). В учебном материале таких курсов учитывается то, что ОГЭ (как в 9 классе, так и в 11классе) содержит задания разного уровня. Это способствует более качественной подготовке учащихся к экзамену, т. к. требования обучающихся к ОГЭ различны: кому-то достаточно перешагнуть порог с «2» на «3» т. к. экзамен не является профилирующим при поступлении в ВУЗ или профильный 10 класс, а кому-то необходимо набрать максимальное количество баллов, и следовательно необходимо уметь решать задачи разных уровней и сложностей. Кроме того, в таких дистанционных курса учитываются разные способности к обучению: слабые ученики имеют возможность выйти на средний уровень, а более сильные – развиваться в соответствии со своими способностями. Т. е. всем обеспечена «ситуация успеха». Это подтверждается отсутствием неудовлетворительных оценок на ОГЭ по математике и русскому языку в тех классах, где у учителя был разработан такой курс. Например, в одном из двух одиннадцатых классов результаты ЕГЭ по русскому языку в 2014 году составили от 73 до 100 баллов.

3. Курс содержит темы, касающиеся регионального компонента образовательной программы. Такие курсы, с одной стороны, облегчают обучающимся поиск материала, который необходимо знать, а в учебнике его нет, а с другой стороны дают возможность преподавателю качественно выдать материал по региональному компоненту и проконтролировать его усвоение, а соответственно, быть уверенными в том, что обучающиеся получат представление обо всех особенностях развития родного края.

4. Курс содержит темы по углубленному изучению предмета. В нашей школе с 5 класса осуществляет обучение по программам с углубленным изучением математики и английского языка. Такие курсы аналогичны курсам предыдущего пункта. Как правило, они содержат материал, который по программе необходимо изучить углубленно, но в учебнике его недостаточно.

В начальной школе используют курсы первой и второй групп (для подготовки обучающихся 4 класса к тестированию).
Таким образом, использование курсов дистанционного обучения напрямую способствует повышению качества образования в целом. Но, не смотря на это, у дистанционного обучения есть и минусы.
1. Наличие компьютера и выхода в интернет как такового. В провинциальных городах (как наш) до сих пор не все семьи могут позволить себе наличие компьютера. Некоторые обучающиеся видят компьютер только в школе. Другой вариант – когда компьютер есть, но работают на нем локально, без выхода в Интернет, а без Интернета работа в системе дистанционного обучения невозможна.

2. Технические характеристики соединения с Интернетом в своем большинстве оставляют желать лучшего. Опять, это касается в основном провинциальных городов. В этом плане не всегда в уроки можно включать видеоматериал, т. к. нет уверенности, что он будет воспринят (по техническим параметрам).

3. Огромная нагрузка на педагога при разработке дистанционного курса. Не все педагоги обладают достаточной квалификацией подачи письменного материала. Приходится искать, как выразить в письменной речи то, что при реальном общении можно выразить с помощью интонационных речевых средств и эмоций таким образом, чтобы материал был понятен ЛЮБОМУ обучающемуся.

4. Незрелость и неумение школьников работать с материалом в письменной форме. Это влечет за собой некачественное усвоение материала. Кроме того, неумение школьников правильно выражать свои мысли в письменной форме (при ответах на вопросы, выполнении заданий) приводит к недопониманию педагогом уровня усвоенного обучающимся материала темы. Особенно актуально это для младшей школы.

5. Индивидуально-психологические условия домашнего обучения. Далеко не каждый школьник (особенно младшее и среднее звено) способен к жесткой самодисциплине, которая требуется при работе в дистанционном режиме.

6. Работа с курсом требует режима on-line, соответственно нарушается соблюдение норм СанПина об ограничении времени безопасной работы за компьютером, т. е. нарушаются принципы здоровьесберегающих технологий, что в дальнейшем негативно сказывается на здоровье.
Если подвести итог, то получается что применение дистанционного обучения в общеобразовательной школе вещь полезная и нужная, но имеет свои минусы. Поэтому, пока видится его использование только как дополнительного к традиционному очному обучению.
Категория: Опыт внедрения ДО в образовательный процесс | Добавил: golnatvlad (29.06.2014) | Автор: Головань Наталья Владимировна E
Просмотров: 1940 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Наталья Владимировна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт Е.Н. Сенникова

1 golnatvlad  
статья загружена второй раз, т. к. при первой загрузке произошла ошибка в кратком описании

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]