Пятница, 19.04.2024, 10:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дистанционное обучение » Опыт внедрения ДО в образовательный процесс

Современные образовательные технологии во внеклассной работе как средство развития творческой личности в системе дистанционного образования
Современные образовательные технологии во внеклассной работе как средство развития творческой личности учащихся в системе дистанционного образования

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования потребовали новых методов обучения, которые:
• формируют самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
• развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, творческие, рефлексивные, самооценочные;
• формируют не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;
• нацелены на развитие познавательного интереса, творческого подхода обучающихся к поставленным задачам;
• реализуют принципы связи обучения с жизнью.

Важная роль в решении поставленных задач в образовании принадлежит дистанционным образовательным технологиям, которые позволяют осуществлять творческие, исследовательские, игровые, практико-ориентированные мультипроекты. Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы при дистанционном обучении, основными субъектами учебного процесса остаются Ученик и Учитель. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по корректировке, дополнению, позволяет работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Соучастие учащегося в познавательной и творческой деятельности наравне с учителем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе и при дистанционном обучении.
В реализуемых дистанционных образовательных технологиях обучения детей с ОВЗ особое значение имеет проектная деятельность. Эта работа нацелена, прежде всего, на приобретение учащимися навыков самостоятельной деятельности, творческого мышления, выполнение научно-исследовательской работы, публичной презентации результатов своего труда. Поэтому считаю своей важной задачей организацию проектной деятельности учащихся как по преподаваемым предметам (русский язык и литература), так и во внеклассной работе. Конечно, это требует от учителя и от учащихся глубоких знаний в предметной области, уверенных навыков работы с компьютером, умения находить из различных источников необходимую информацию, анализировать и систематизировать её.
Каляева И.Ф. в своей статье «Развитие творческого мышления учащихся в процессе подготовки и выполнения проектов на занятиях по технологии» приводит такое определение метода проектов: «Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость».
В практике своей работы использую следующие виды проектов:
Монопредметный проект – проект в рамках учебного предмета, вполне вписывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняемый на стыках областей знаний и выходящий за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер творческого исследования. Данный вид проекта использую для организации внеклассной работы с учащимся.
Для создания проекта, работы над ним, представления результатов деятельности в дистанционном обучении используется образовательная среда Moodle. Здесь размещаются необходимые материалы по каждому проекту: положение о проекте, пошаговые инструкции, презентации, текстовые, звуковые файлы, видеоролики и т. д. Свои работы учащиеся присылают в Форум. Ребята, родители, педагоги всегда могут посмотреть все работы и оставить свой отзыв. Определяются лучшие проекты, и дети сами презентуют их на расширенных общешкольных фестивалях, конференциях, которые проводятся два раза в год в планетарии. Из работ буквально всех участников проекта специалисты РЦДО делают «нарезку», монтаж. Получается интересный фильм на определенную тему, положенный на музыку и продемонстрированный всем участникам общешкольного мероприятия. Каждый участник проекта имеет возможность увидеть фрагмент своей работы в общем красочном фильме, почувствовать свою сопричастность к общему творческому делу.
Проекты получаются более интересными, разносторонними, разнообразными по форме исполнения, если они задумываются и реализуются в творческом сотрудничестве с единомышленниками, коллегам. Коллегиальная работа дает еще и возможность привлечь к работе над проектом большее количество участников, а следовательно, повысить результативность проектной деятельности.
Ниже привожу некоторые разработки внеклассных проектов, реализованных нами с учащимися РЦДО.

I. Проект «Поздравь учителей!»
«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...» Н.Некрасов

Приглашаем учеников РЦДО, родителей, принять участие в проекте, посвященном всем учителям, которые учили и учат вас! Приглашаем сотрудников РЦДО также принять участие в этом проекте и рассказать о своих учителях!
Цель проекта: Участвуя в проекте «Поздравь учителей!», учащиеся РЦДО вместе с родителями смогут рассказать нам о тех, кто «сеет разумное, доброе, вечное», учит и воспитывает детей. В жизни каждого из нас был или есть Учитель, которого мы помним и любим, к которому в полной мере можно отнести слова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...»
Какие работы могут принять участие в проекте? Принимаются материалы в виде презентаций, очерков, сочинений, видеороликов, посвященных Учителю. А может быть это будет рисунок, или вы исполните стихи, споёте вместе с родными песни о школе и учителях! Это могут быть просто фотографии ваших учителей с комментариями или посвящениями! Ждём ваши работы!
В ходе проекта была успешно решена одна из поставленных задач: обучить учащихся соответствующим навыкам разработки и записи звукового видеофайла. Этому предшествовала предварительная работа на уроках русского языка и литературы по следующим основным направлениям:
• Учимся выразительно читать стихи (выбор стихотворения, отработка его выразительного чтения…).
• Создаем красивый фон для видеосъёмки (порядок на рабочем месте, осенний букет на столе, поздравительная открытка в кадре…).
• Учимся хорошо выглядеть и говорить в кадре (опрятный внешний вид исполнителя, выигрышный ракурс съёмки…).
• Репетируем поздравление (просмотр видеозаписи, необходимая корректировка..7).
В этом проекте было представлено 25 красочных работ разнообразных форм, в том числе и видеозаписи поздравительных стихов. Получено множество благодарных отзывов на каждую работу от педагогов, сотрудников школы, наших учеников. По итогам проекта был смонтирован красочный фильм с музыкальным и звуковым сопровождением «Посвящается учителям...». Фильм был продемонстрирован на расширенном общешкольном фестивале «Шире круг», посвященном Дню Учителя. Каждый педагог увидел на большом экране адресованные ему поздравления и пожелания благодарных учеников и родителей.

II. Проект «О, СПОРТ, ТЫ – МИР!»
Уважаемые друзья!
Приближается огромное событие в жизни нашей страны и всех людей планеты Земля - зимняя Олимпиада Сочи-2014!
Прими участие в проекте «О, спорт, ты - мир!» и узнаешь много нового и интересного об Олимпийских играх!
Тебе надо будет выполнить следующие задания:
1. Большая олимпийская викторина «О, СПОРТ, ТЫ – МИР!» (до 34 б.)
2. Талисманы Олимпиады (до 10 баллов)
3. Олимпиада Сочи-2014 (до 20 баллов)
4. ГОРДИСЬ! (до 20 баллов.) Напиши интересный рассказ, сочинение, создай видеоролик, презентацию об одном из выдающихся спортсменов своего города или области (олимпийце или паралимпийце). Каким видом спорта он занимается? В каких соревнованиях победил? Приложи фотографии (они могут быть в интернете). Отправь свою работу в форум "Ваши работы"
5. ТВОРИ! (до 10 баллов.) Сочини четверостишие-кричалку о зимней Олимпиаде Сочи-2014, об успехах российских спортсменов, о пользе занятий зимними видами спорта. Ждём ваши произведения!
6. «Пожелаем друг другу успеха»! (до 30 баллов). Далее привожу только фрагмент задания, которое дает учащимся информацию о результатах предыдущих олимпийских игр и ориентирует на составление прогноза по результатам Олимпиады Сочи- 2014.
За всё время проведения олимпийских игр по всем видам спорта наши спортсмены выиграли 92 медали. Такими были результаты наших спортсменов-олимпийцев за последние 20 лет.
Угадай, сколько золотых, серебряных, бронзовых медалей выиграют наши спортсмены в Олимпиаде Сочи-2014?

Страна Год проведения Олимпиады золото серебро бронза всего
медалей
Российская Федерация Сочи 2014

Во время работы над проектом вы многое узнаете об Олимпийских играх, о значении Игр в жизни народов и стран от античных времён до наших дней.
Поймёте, как много сил и средств вложено спортсменами, нашим государством в развитие спорта в Российской Федерации.
Вы научитесь понимать значение Олимпийских игр не только для спортсменов, осознаете, что наблюдение за соревнованиями, изучение истории Олимпийских игр способствуют развитию стремления к здоровому образу жизни, внимательного и бережного отношения к своему собственному здоровью.
Во время поисков ответов на вопросы, вы будете добывать информацию, анализировать, делать выводы, совершенствовать умение оформлять результаты проектной деятельности, научитесь добывать дополнительные сведения из справочной литературы и интернета, искать продуктивные пути решения поставленных задач.
В результате работы над проектом вы можете прогнозировать результаты соревнований, что позволит вам ощутить себя активными членами общества, поможет вам сформировать активную жизненную позицию.
Болейте за наших спортсменов, узнавайте новое о зимних видах спорта!
Уважаемые участники! У вас всегда есть возможность набрать большее количество баллов. Для этого надо давать точные, полные, аргументированные ответы, хорошо оформлять свои работы.
Цель проекта: для расширения кругозора получить знания об истории Олимпийских игр древности и современности, о ценностях физической культуры и спорта, их роли в формировании здорового образа жизни.
Задачи проекта:
- знакомство детей с историей и культурой Олимпийских игр;
- актуализация знаний об истории, событиях, ценностях Олимпийского движения;
- воспитание здорового образа жизни, интереса к спорту;
- воспитание патриотических чувств, гордости за свой город, свою страну, свой народ;
- привитие устойчивого интереса и понимания учениками ценностей Олимпийского спорта, олимпийской символики;
- вовлечение учащихся в конкурс-викторину «О, спорт, ты - мир!».
Вопросы, направляющие проект:
-Почему Олимпийское движение важно не только для спортсменов, но и для всех людей?
-Как занятия спортом влияют на физическое здоровье людей, развивают характер человека?
-Что общего между античными и современными Олимпийскими играми?
-Как развивается Олимпийское движение?
Продукт проекта:
- ответы на вопросы викторины;
-презентация;
-сочинение;
-фотографии;
-видеосюжет;
-другие творческие варианты проекта.
Время проведения проекта-викторины «О, спорт, ты - мир!»: с 1 февраля по 20 февраля 2014 года. Максимальная оценка - 144 балла.
В Форум этого проекта поступило более 40 работ. Со всеми работами внимательно ознакомились, проанализировали и написали отзыв каждому учащемуся авторы и разработчики проекта. Ребята с увлечением работали не только над заданиями Большой Олимпийской викторины, но давали свои прогнозы о результатах по видам спорта и личным достижениям спортсменов, сочиняли разнообразные, задорные кричалки. Большое количество просмотров и позитивных отзывов получили творческие работы учащихся в виде сочинений, презентаций, видеороликов о выдающихся спортсменах Нижегородского края, о спортсменах-параолимпийцах. Отрадно, что в работу над проектом были вовлечены не только учащиеся, но и их родители, члены семьи. Поэтому содержание больших общешкольных проектов продумывается и выстраивается таким образом, чтоб они были интересны и нашим ученикам и старшему поколению. При поддержке учителя, членов семьи ребенок верит в успех своего творческого поиска. И когда его труд получает соответствующую оценку в виде отзывов в Форуме, Почетных грамот и Благодарностей от школы, поощрительных призов, это поднимает самооценку, придает уверенности в себе, мотивирует на самостоятельную, инициативную работу над следующими проектами.
Насколько целесообразно и интересно для детей участие в проектной деятельности, в коллективном творческом поиске свидетельствуют многочисленные просмотры их работ участниками проекта, учителями, специалистами РЦДО, отзывы о них и о проекте в целом, оставленные в Форуме.
Ниже привожу несколько отзывов о проекте «О, спорт, ты - мир!», присланных в форум.
Русакова Марина и её мама: Спасибо организаторам проекта. Благодаря ему, мы смогли узнать много интересного и полезного для себя. О некоторых вещах, спортсменах и событиях узнали впервые. Работа над ответами викторины вместе с ребёнком дала возможность почувствовать дух Олимпиады.
Белова Лена: Очень интересный и познавательный проект! Узнали много нового об Олимпиаде. Такие проекты надо организовывать, как можно чаще. Познавательно.
Фофанова Дарья: Татьяна Степановна, Людмила Петровна, спасибо за очередной замечательный проект! Работа над викториной доставила огромное удовольствие не только мне, а и всей моей семье! Было интересно искать материал, весело придумывать кричалки и составлять прогноз! А еще узнавать много нового. С нетерпением буду ждать ваш следующий проект!
Мусихина Ксения: Большое спасибо авторам проекта! Работая над заданиями проекта, я узнала много нового и интересного о спорте и спортсменах. Я многое прочитала, смотрела программы об олимпиаде, "болею" вместе со всей страной за наших спортсменов. И всё это благодаря этому замечательному проекту!
Лапина Анастасия: Дорогие организаторы проекта! Проект оказался очень познавательным и увлекательным. Я узнала много нового и интересного. Я сама не ожидала, что это будет так занимательно. Даже посмотрела Фристайл. В дальнейшем буду смотреть, как выступают наши спортсмены. Хотелось бы побольше таких замечательных проектов!!!
Базина Екатерина: Спасибо вам большое за этот замечательный проект! Раньше я не увлекалась спортивными мероприятиями, но этот проект пробудил во мне интерес ко всему, что связано со спортом. Викторина оказалась для меня очень познавательной. Отвечая на вопросы и выполняя задания, я узнала очень много нового. Я благодарю организаторов за то, что они всегда стараются сделать для нас такие проекты, как этот. Я буду с нетерпением ждать ещё больше интересных и творческих проектов.
Таким образом, все работы, выполняемые учащимися, не только ценны сами по себе, но и являются мощным стимулом для дальнейшей их исследовательской активности. При этом главная задача учителя - поддержка в ребенке новых открытий, впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину.
Погрузившись в исследовательскую и проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т.к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у них готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают на успешную социальную адаптацию в современном обществе. Организация исследовательской и проектной деятельности с учащимися на уроках и во внеурочное время является трудным, кропотливым, затратным по времени для учителя, но в тоже время очень интересным и увлекательным занятием. Ведь любая победа ученика - это победа и учителя.

Литература:
Амбушева Т.М.и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.
Ашевская Л.А. «Развитие творческих способностей и личности учащихся», ж-л РЯШ №6, 2001г.
Бакулина Г.А. «Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка» ж-л РЯШ №1, 2002г.
Жинкин Н.И. «Язык - речь - творчество» Москва, 1998г.
Кашлева Н.В.и др. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
Козырева Н.Л. «Урок русского языка: результативно и интересно», ж-л РЯШ №1, 2003г.
Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка», ж-л РЯШ №4, 2001г.
Палат Е.С. «Новые педагогические информационные технологии в системе образования», Москва, 2000г.
Синицын В.А. «Праздник творчества на уроках русского языка», ж-л РЯШ №6, 2000г.
Хан О.Н. «Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса». Автореферат, Екатеринбург, 2000г.
«Технология организации проектной и исследовательской деятельности» автореферат, С-Петербург 2007г.
Категория: Опыт внедрения ДО в образовательный процесс | Добавил: anisimova (30.04.2014) | Автор: Татьяна Степановна Анисимова E
Просмотров: 1753 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
Уважаемая Татьяна Степановна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт Е.Н. Сенникова

2 anisimova  
Здравствуйте, Екатерина Николаевна! Благодарю Вас за информацию о допуске моей работы к участию в конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]