Пятница, 29.03.2024, 17:40
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Скульптура. Мелкая пластика.
Скульптура. Мелкая пластика.

Ступников Василий Владимирович, МБОУДО «Федоровская ДШИ»,
преподаватель ИЗО дисциплин, ХМАО, Сургутский район,
гп. Фёдоровский

Предмет (направленность): Изобразительное искусство. Скульптура.
Возраст детей: 3 класс отделения ИЗО.
Место проведения: класс.

Цель: Научить работать в технике мелкая пластика

Задачи:
Обучающие:
• закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил работы на уроке, охране здоровья, ТБ;
• научить создавать объёмные изображения животных, фигуры людей используя Komatex, в технике мелкая пластика;
• познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами.
Развивающие:
• развивать интерес учащихся к предмету скульптура, к мелкой пластике.
Воспитывающие:
• воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.
• воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
• воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Оборудование:
• Презентация по теме урока «Искусство ваяния»
• Изображения скульптурных форм.
• Карандаш, копировальная бумага, плотная бумага для шаблона, косой нож (канцелярский), шлейф бумага, прямая стамеска 10 мм, полукруглая стамеска 20 мм, штихель треугольный, клей.
• Демонстрационные таблицы «Приёмы работы с Komatex».

Словарь: скульптура, лепка, рельеф, мелкая пластика.

План урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
3. Проверка эмоционального состояния учащихся (арт-терапия)
4. Изучение нового материала: сообщения подготовленных учащихся, презентация по теме урока «Искусство ваяния».
5. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
6. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний.
7. Итог урока.
8. Рефлексия.
9. Оценивание.
10. Домашнее задание.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места.
2. Сообщение темы урока.
Приветствие учителя.
- Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
- Итак, вы готовы к работе?
- Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
- Ребята, посмотрите и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на доске? (Скульптуры.)
- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)
- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)
- От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.
В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.
Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и создадите из пластика скульптуру животного, фигуру человека.
3. Проверка эмоционального состояния учащихся (арт-терапия). (Приложение 1)
4. Изучение нового материала.
(Сообщения учащихся сопровождаются показом слайдов и комментариями учителя.)
Учитель:
- Скульптура – древнейший вид искусства, возникший на заре существования человечества. Что же представляет собой скульптура и чем она отличается от других видов искусства? В живописи изображение создаётся красками на плоскости холста. Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём. Круглую статую можно обойти и увидеть со всех сторон, оценив разные точки зрения. К скульптуре можно прикоснуться рукой, ощутить шероховатую или гладкую поверхность камня, округлость формы. Слово «скульптура» первоначально означало высекание, вырубание (ваяние) фигур из твёрдых материалов. Впоследствии этим понятием обозначались и произведения, создаваемые посредством лепки.
1-й ученик: Что изображает скульптура.
- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – чело-век, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.
2-й ученик: Скульптура – не копия натуры.
- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру. Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.
3-й ученик: Где можно встретить скульптуру.
- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы.
4-й ученик: Виды скульптуры.
- Существует несколько видов скульптуры (Слайд 13).
Монументальная скульптура. (Слайд 14.)
Монументальная (от латинского moneo – «напоминаю») скульптура – это памятники, воздвигнутые в честь исторического события или изображающие выдающегося человека. В них проявляется способность скульптуры воплощать в обобщённых образах великие идеи. Чем грандиознее замысел, там больше ваятель должен про-явить творческой фантазии, чтобы добиться ясности и выразительности пластических форм.
5-й ученик: Парковая скульптура. (Слайд 15.)
- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.
6-й ученик: Скульптура малых форм. (Слайд 16.)
- Скульптура может быть предназначена для жизни в интерьере. Это так называемая скульптура «малых форм». Их выполняют особенно тщательно, уделяя особое внимание мелким деталям и подробностям. У мелкой пластики чаще всего нет постамента, лишь иногда – небольшая подставка.
Учитель:
- К этой теме мы вернёмся чуть позже, а сейчас продолжим изучать виды скульптуры.
Фасады дворцов и храмов (рельеф). (Слайд 17).
- Существует два основных вида пластики: круглая скульптура и рельеф. Их возможности и особенности очень сильно отличаются. Круглая скульптура «живёт» в свободном пространстве, её можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Рельеф (от латинского rilievo – «выступ, выпуклость, подъём») подобен объемному рисунку, выполненного в глине или в камне. На ровной поверхности камня. Дерева или другого материала скульптор вылепливает, вырезает или высекает изображения фигур, предметов, нередко создавая сложные сюжетные композиции. При этом изображение остаётся связанным с фоном, выступает из него – выпукло или совсем чуть-чуть, оставаясь плоским.
Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративно-го убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.
Виды рельефа. (Слайд 18)
- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:
• Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.
• Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.
• Живописный рельеф – по своим особенностям напоминающий живописную картину.
• Врезанный рельеф – изображение в таком рельефе не выступает над фоном, а, наоборот, уходит вглубь. Контуры и изображения словно процарапаны скульптором на поверхности камня.
• Геммы – рельефы на драгоценных и полудрагоценных камнях, украшениях. Заглубленное изображение, врезанное вглубь твёрдого минерала, называется «инталия», а выпуклое, выступающее над поверхностью камня – «камея».
Материалы скульптора. (Слайд 19)
- «Тот и не был скульптором. Кто скажет вам: мне всё равно: можно ту вещь исполнить и в мраморе, можно и в бронзе», - писал русский скульптор И. Ефимов. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые.
Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с эти-ми материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.
Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.
Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

Учитель:
- Как я и обещал, ребята, особое внимание я бы хотел уделить такому виду скульптуре, как мелкая пластика. Потому что сегодня нам предстоит выполнение наших творческих работ в этой технике.
- Общеизвестно, что скульптурой порой можно выразить больше, чем изображением на плоскости, ведь человек способен воспринимать предметы, окружающие его, не только зрением и слухом, но и осязанием, обонянием, вкусом, интуицией. Обрабатывая полученную информацию, мы формируем ассоциативные образы, способные погрузить нас в разные состояния души: восторг, радость, печаль, тоску, ностальгию, умиротворённость, ощущение полновесности, состоятельности и т.д. И одним из самых распространенных и характерных видов скульптуры в этом плане является мелкая пластика.
Мелкая пластика или искусство скульптуры малых форм – один из древнейших видов скульптуры. Зарождение мелкой пластики от-носится к доисторическим временам. Из того времени дошли до нас так называемые неолитические и кроманьонские Венеры и различные тотемные фигурки, созданные первобытными людьми из мягкого резного камня или из бивня мамонта. Есть в этом виде также много находок из камня и меди, а скульптура из дерева, все мы знаем, была популярна во все времена. Достаточно вспомнить деревянных языческих идолов Древней Руси или, например, современные резные деревянные скульптуры – игрушки и маски. На заказ, для знати, императорских дворов, а также для простых людей произведения мел-кой пластики, например, амулеты и талисманы, пользовались успехом практически во всех странах.
Мелкая пластика удивительно многогранна и разнообразна и вбирает в себя большое количество направлений, материалов и техник. Это вид станковый скульптуры, главная отличительная черта которого – небольшие размеры. Работая в этом виде художествен-ной пластики, Автор использует самые различные материалы: глину, камень, стекло, медь, фарфор, дерево, металл, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д.
Поэтому художественная пластика скульптуры малых форм так завораживает и впечатляет нас своей глубиной, цельностью, лаконичностью и простотой смысла одновременно. Это и есть то основ-ное отличие этого вида скульптуры.
Издавна скульптура малых форм развивалась по двум основ-ных направлениям:
1. Как искусство массовых вещей;
2. Как искусство единичных, неповторимых произведений.
Интерес к пластике малых форм растет с каждым годом, как у художников, так и у зрителей. Современная мелкая пластика может преодолевать одноликость массового типового интерьера, придавая ему индивидуальность. Этим и прекрасна мелкая пластика как художественная авторская скульптура.

Физминутка. (Приложение 2)

5. Постановка художественной задачи. Практическая работа.
Учитель: - Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить работу в технике мелкая пластика. (Работа то схемам-таблицам)
Самостоятельная работа детей. (Слайд 21, 22, 23)

6. Выставка детских работ. (Слайд 24)
Обобщение полученных знаний.

7. Итог урока
- Вот и подошёл к концу наш урок, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что обозначает слово «скульптура»?
- Перечислите виды скульптуры.
- Перечислите материалы скульптора.
- Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

8. Рефлексия. (Приложение 3)
- Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – без-различное, черный – негативное).
-Как вы физически чувствуете себя?
• Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
• Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
• Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)
-Что можете сказать об уроке:
• Мне было легко и интересно (красный квадрат)
• Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
• Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
• 5 (красный квадрат)
• 4 (синий квадрат)
• 3 (черный квадрат)

9. Оценивание.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

10. Домашнее задание.
- Принести изображения разных видов скульптуры.

Самоанализ урока с учащимися 3 класса ИЗО отделения МБОУ ДОД «Фёдоровская ДШИ» «Скульптура. Мелкая пластика».
(Приложение 4)

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Валдис О. Арттерапия в работе с подростками. Изд. Д. - Владос,2000;
2. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В., Технология. Проектная деятельность учащихся. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Интернет ресурсы: http://nityanaya-grafika.narod.ru, http://uglichkukla.narod.ru, http://www.crocheting.ru

Приложение к статье: https://yadi.sk/d/VUm6BNRueLQKQ

Источник: https://yadi.sk/d/VUm6BNRueLQKQ
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: svet-lana311270 (30.01.2015) | Автор: Ступников Василий Владимирович E
Просмотров: 2011 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
Уважаемый Василий Владимирович!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании» по причине нарушения п. 5.2. Статьи и конспекты уроков должны быть подготовлены участниками Конференции, т.е. являться авторскими.
Найдено 57% совпадений с Савченко Ириной Юрьевной. http://festival.1september.ru/articles/564767/
Технический эксперт Е.Н. Сенникова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]