«Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается самобытность каждого ребенка. Эту самобытность невозможно охватить какими-то правилами, единственными и обязательными для всех» (В. А.Сухомлинский). Краткая аннотация проекта На основании изучения опыта работы хореографических коллективов, анализа научной психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью развития творческой активности личности и недостаточной теоретической и практической разработкой данного вопроса: • во-первых, деятельность хореографических коллективов, развивающая творческую активность личности, без педагогической организации может приобретать криминогенный характер; • во-вторых, в научной литературе проблема развития творческой активности находит достаточно широкое освещение, но постоянно меняющаяся ситуация требует осмысления данной проблемы в контексте новых условий; • в-третьих, хореографические коллективы, предоставляя личности, возможность активно участвовать в различных видах творческой деятельности, могут выводить интересы и потребности на более высокий уровень и тем самым способствовать активности личности. На основе анализа противоречия и проблем определена тема исследования: «Педагогические условия развития творческой активности личности в хореографическом коллективе». Обоснование необходимости проекта Актуальность исследования. Изменения, происхождения в современном мире, затрагивают все сферы жизни общества. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, требующие новых подходов к решению более сложных задач. Возросла потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания, но и способных творчески подходить к решению проблем. Преобразование общества могут осуществлять люди, способные к инициативе, независимости мышления, к активному участию в сознании материальных и духовных ценностей, то есть люди, обладающие творческой активностью. Важность развития творческой активности обусловливается еще и тем, что в старшем подростковом возрасте, по утверждению психологов, существует реальная опасность подавления творческой активности личности. Тем более что образовательный процесс располагает к деятельности по «образцу». Активная разработка способов решения различных аспектов обозначенной проблемы в настоящее время ведется в хореографических коллективах. Представляя открытые социально-педагогические системы в едином образовательном пространстве, они направляют свои усилия на организацию учебной и досуговой деятельности учащихся, которая бы содействовала их стремлению к познанию, творчеству, полноценному раскрытию и реализации творческих возможностей человека. В отечественной педагогике имеется богатый опыт развития творческой активности личности, показано значение участие педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития подростков, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведение исследования его важных компонентов. Однако проблема развития творческой активности в условиях хореографического коллектива еще не являлась предметом специального научного изыскания. Цель и задачи проекта. Цель исследования: определить педагогические условия формирования творческой активности личности в хореографическом коллективе. Объектом исследования является учебно-познавательный процесс, осуществляемый в хореографическом коллективе. Предметом исследования является развитие творческой активности личности в условиях хореографического коллектива. Гипотеза исследования: процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если: - этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий само реализоваться каждой личности; - выявить особенности деятельности педагога по развитию творческой активности личности; - обеспечить личностно-деятельный подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива. - разработать и внедрить педагогические условия эффективного развития творческой активности личности: а) информационное – обогащение содержания заданиями и проблемами задачами; б) организационное – включение учащихся, в творческую деятельность, используя специфические методы; в) диагностико - корректирующее - осуществление диагностики и коррекции развития творческой активности личности. В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить состояние проблемы исследования в теории и практике и уточнить сущность основополагающей категории «творческой активности». 2. Осуществить личностно-ориентированный подход к развитию творческой активности. 3. Рассмотреть урок в хореографическом коллективе, как фактор развития творческой активности учащихся хореографических коллективов. 4. Определить этапы, содержание, уровни и критерии творческой активности. 5. Разработать и экспериментально педагогические условия развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива. Основное содержание проекта. 1. Теоретический анализ проблемы творческой активности Сегодня в обществе происходит серьезные изменения, которые характеризуются разрушением многих ценностей. В современной школе сложилась парадоксальная ситуация. Учащимся дают всевозможные знания о природе, производстве и непосредственно человеке и его здоровье на высоком научном уровне. Казалось бы, такая теоретическая подготовка должна оказать свое внимание на умение будущего взрослого человека вести здоровый образ жизни, строить взаимоотношения в обществе. Но, анализ показывает, что приобретение знания, умения и навыки в ходе обучения не полны. В связи с этим значительно актуализируется значение творческого развития подрастающего поколения, которое ежедневно выбирает для себя жизненные ориентиры. Развитие мотивации у детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в современном обществе, неразрывно связаны с развитием хореографического искусства. Занятия хореографией развивают фантазию, выразительность и образную память учащихся, учат естественному и гармоничному общению в дуэте на основе взаимного уважения друг к другу. Ребенок становится более дисциплинированным, учится организации своего собственного времени, что влияет на успехи в обучении. Особенно актуальны задачи формирования хореографических навыков, которые приводят к гармоничному развитию учащегося. Самоорганизация - это деятельность и способность человека, связанная умением организовать себя. Проявляется в целеустремленности, активности, мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности. В человеческой жизни нет ничего более индивидуального и одновременно универсального, чем человеческое движение. Самореализация предполагает постановку целей, утверждение своей самостоятельности, проверку своих преставлений. Самоопределение нахождение места «для себя» в пространстве деятельности. Саморазвитие личности процесс являющийся результатом формирования и проявления сформированной способности. Задача педагога – помочь организовать учащемуся свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу, т.е. направить ребенка в нужное русло. Реализуя поставленные задачи, развитие творческой активности, хореографических навыков и формирование интереса к танцу, мы основываемся на замысле наиболее полной самореализации творческих и физических возможностей учащихся и максимальному их приближению к достижению результата. Особенность подхода заключается в том, что мы делаем акцент на развитие хореографических навыков за счет использования в учебной деятельности творческой активности. Понятие «активность» универсально и многогранно, чрезвычайно широко используется и изучается во многих областях науки. На основе анализа психолого-педагогической литературы мы можем утверждать о многообразии и широте употреблении понятия «активность», необходимыми характеристиками является: - уровень развития индивидуальных способностей; - установка на раскрытие потенциальных возможностей; - проявление устойчивого интереса к знаниям; - разнообразие и богатство предыдущего опыта; - проявление инициативы; - наличие волевого механизма; - способность к рефлексии, благодаря которой максимально реализуется индивидуальные возможности, - повышается продуктивность деятельности, что ведет к самосовершенствованию учащегося. Творческая активность - стремление ученика к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявление познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создание таких условий обучения, которые вызывают интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное условие. Творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия или решения творческой задачи. Для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности). И.Ф. Исаев называет педагогическое творчество самым сложным и ответственным из всех других видов творчества «в силу того, что в процессе педагогической деятельности происходит «творение» и «сотворение» специалиста». В современном понимании педагогического творчества акцент смещается с творчества методического на творчество личностное. Исследователями отмечается, что нужно «идти к ребенку не от самого себя, а от его личности и его потребностей; не работать, опираясь на приобретения знаний, методов, приемов, норм, а искать нестандартные подходы, способствующие возникновению новообразований в самой личности, выходя за приделы собственного опыта». Подчеркивая необходимость развития данных способностей для готовности личности к творческой деятельности, мы под творческими способностями понимаем такие психологические особенности учащегося, подлежащие развитию, как: дивергентное мышление (беглость, точность, гибкость), воображение, самостоятельность, творческая мотивация. Дивергентное мышление лежит в основе творческих способностей, служит средством порождения новых идей и самовыражения, его характеризует четыре основных его качества: беглость (быстрота), гибкость, оригинальность и точность. Под беглостью в данном случае понимается способность высказывать максимальное, количество идей, причем в данном случае важно не только качество, а и количество. Гибкость – это способность высказывать широкое многообразие идей. Способность продолжать новые нестандартные идеи называется оригинальностью, она может также проявляться в ответах, несовпадающих с общепринятыми. Точность - это способность совершенствовать или придавать завершенный вид своему продукту. Воображение - это способность к отражению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Особенность воображения – оперирование образам и их преобразование при отсутствии полной информации – дает основания многим авторам указывать на воображение как на основу человеческого творчества. Творческая мотивация это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологической условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности. Самостоятельность проявляется в том, что учащийся: • активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы; • умело проявляет свои знания жизненный опыт для установления новых связей и отношений; • мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремится первым сформировать эти связи в виде нового закона; • выслушав не точную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки ее; • сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия; • открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение; • при решении задачи предлагает обоснованные способы ее решения. Безусловно, возрастные возможности учащихся дают некоторые ограничения в развитии данных способностей. Таким образом, творческие способности - это способность индивида создать новые понятия и формировать новые навыки. В исследование феномена «творческих способностей» наиболее сложной является проблема соотношения творческих способностей, интеллекта и самостоятельности. Для выявления особенностей деятельности педагога по развитию творческих способностей необходимо, чтобы они состояли из следующих взаимосвязанных компонентов: • - целеполагание; • - определение содержания; • - отбор организационных форм; • - выбор методов и средств; • - анализ деятельности. Системообразующим фактором деятельности является целеполагание. Для развития творческих способностей, которые лежат в основе любого вида творческой деятельности важно «сочетать все деятельности» в каждый конкретный момент обучения, иначе развитие учащегося может оказаться однобоким. В связи с этим, необходимо включать учащихся в разнообразие виды творческой деятельности, при этом используя специфические методы, направленные на развитие творческих способностей и активности у учащихся. Благодаря творческой активности личность, самореализуясь в деятельности, поднимается на более высокую ступень развития саморазвития. Только благодаря творческой активности создаются новые полезные продукты, человек вооружается более совершенными орудиями труда и познания, средствами взаимодействия с природой, обществом, другим человеком. Творческий потенциал есть лишь возможность творческого самоосуществления личности. Педагогически целесообразный подход – это создание максимально приятных условий для запуска и активизации внутренних механизмов раскрытия потенциальных возможностей личности, то есть формирование готовности к творческому саморазвитию, что в целом обеспечивает эффективность развития творческого потенциала учащихся. 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 2.1. Организационно-педагогический фактор творческой активности личности хореографического коллектива. Обстоятельное изучение педагогических процессов и явлений требует экспериментальной проверки. Эксперимент - надежный способ получения достоверных данных. С помощью эксперимента можно выявить наиболее подходящие методы для развития творческой активности личности. Принципы экспериментальной работы вытекают из руководящей идеи, которая заключается в достижении возможно более высокой эффективности обучения, в достижении развития творческого потенциала учащихся и использования его в обучении и развитии учащихся как творческих личностей. В задачи опытно-экспериментальной работы входило: - реализация деятельности педагога по развитию творческой активности личности учащихся в рамках хореографического коллектива - проверка эффективности выделенного комплекса методов и упражнений в условиях данного комплекса для развития творческой активности личности в хореографии. На констатируемом этапе эксперимента работа велась по следующим направлениям: 1. изучения уровня самостоятельности; 2. изучения уровня воображения; 3. изучения сформированности творческой мотивации Воображение - это способность к отображению реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Особенность воображения - оперирование образами и их преобразование при отсутствии полной информации. Творческая мотивация - это побудительная сила к действию, субъективное основание, психологическое условие, определяющее целенаправленный характер творческой деятельности. Самостоятельность проявляется в том, что учащийся: - активно участвует в осознании и исследовании выдвинутой проблемы; - умело проявляет свои знания, жизненный опыт для установления новых связей и отношений; - мысленно установив новые связи между предметами и явлениями действительности, стремиться первым сформулировать эти связи в виде нового закона; - выслушав неточную формулировку закона, моментально обнаруживает и устраняет недостатки её; - сформулировав закон, стремится самостоятельно определить его следствия; - открыв новый закон, самостоятельно находит ему практическое приложение; - при решении задачи предлагает обоснованные способы её решения. На основании данных проведенного эксперимента мы рассчитываем сделать выводы о методах развития творческой активности личности в хореографическом коллективе. Творческая активность, от которой зависит готовность личности к творческой деятельности, является высшим уровнем результата развития личности, где учащийся сам распределяет цель и наиболее продуктивные средства её решения, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать. 2.2. Содержание методов и приемов эксперимента на развитие творческой активности личности. 1. Прием бесед и обсуждений. Этот прием помогает выявить стремление к творческой активности личности учащихся коллектива на любом этапе эксперимента. С помощью анкет, бесед на различные темы (например: подбор нового материала, использование реквизита, подбор лексики, проект костюма и т.д.) мы можем сравнить обе группы (1 группа с развитием творческой активности личности, вторая без) на начальном этапе эксперимента и на заключительном (Приложение 1)
Гистограмма сравнительных данных уровня стремления учащихся к творческой активности.
Саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности педагогического процесса. Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально-творческого подхода. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Основное назначение индивидуально-творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития её творческих возможностей. Для индивидуально творческого подхода необходимы: 1) социально-демографический портрет - возраст, направленность и интерес к какому-либо танцу - найти приемы вовлечения в коллектив - определить мотивы занятия в коллективе 2) социально-психологический портрет - определить темперамент - определить все плюсы и минусы - к каждому найти свой подход - по возможности межличностные отношения 2. Прием реализации творческой активности личности учащихся коллектива с помощью выполнения творческих заданий. В одной группе были созданы условия для включения учащихся в совместную и индивидуальную творческую деятельность с использованием творческих задач и заданий с применением спонтанно направленного развития личности, что способствует развитию собственной самостоятельной деятельности учащихся. На данном этапе эксперимента использовались импровизация и интерпретация. Интерпретация, как истолкование готового текста, не допускает изменения готового текста, основного ритма, содержания, темпа, композиции. Импровизация, как сочинение танцевальных движений, создаваемых в сам момент исполнения, несет в себе систему приемов воплощения содержания, неповторима. Используя в процессе обучения интерпретацию и импровизацию как приемы развития творческой активности личности учащихся коллектива можно стимулировать учеников в способностях, превращая их в соавторов, развивая их творческую инициативу. А так же добиться глубокого взаимопонимания с учениками. Для реализации этого приема использовались следующие упражнения: 1) Интерпретация заданной комбинации. Ученикам задается комбинация в стиле современного танца, но не закрепленная музыкально, не установлен характер исполнения. Затем, дается на прослушивание музыкальный отрезок. Ученикам нужно наложить комбинацию движений на музыку, соответственно передать характер. 2) Частичная импровизация. Ученикам задается комбинация, состоящая из движений ног, разучивается музыкально, затем каждый дополняет её движениями рук, головы, корпуса, в соответствии с характером музыки. Ученикам задается комбинация не полная (например: начало и завершение, а середина комбинации отсутствует). Каждому ученику нужно дополнить комбинацию своим творчеством. 3) Работа с предметом. Ученики на заданную комбинацию движений, исполняемую без предмета должны взять предмет (например: платок, мяч, ленту, веер, стул и другое) и интерпретировать комбинацию, работая с предметом в заданном характере. 4) Упражнения на развитие творческой активности личности, используя коллективное – совместное творчество: - совместное творчество Ученикам задается картина (например, свалка, спортивные состязания, одиночество, радость, светское общество, мозаика и др.). На заданную тему ученики, используя свой творческий потенциал по средствам коллективного творчества должны построить композицию из поз, соответствующую теме задания. - расшифровка образа в импровизации Звучит музыкальная тема, которую ученики прослушивают и обдумывают свой образ, навиваемый музыкой. Затем все садятся в круг. По очереди, каждый встает в круг и с помощью импровизации показывают придуманный образ на заданную музыку. Сидящие в кругу, должны отгадать образ, придуманный учеником, выраженный лексически. - коллективная работа с предметом Например: упражнение «паутина». Резинка длиной 3 метра используется как нить паука. Несколько человек, участвующих в упражнении, с помощью танцевальных движений, переходов, обматывании, передачи нити образуют рисунки в пространстве под определенную музыку. 5) Упражнение «передача воображаемого предмета». Участники встают в круг, в качестве предмета берется мяч. И каждый, передавая мяч, определяет своими движениями качество предмета (холодный, горячий, колючий, скользкий, тяжелый, легкий, мягкий, мокрый и т.д.). По результатам данного приема для развития творческой активности личности учащихся коллектива можно заметить, что группа, занимавшаяся этими упражнениями, значительно повысила уровень воображения, самостоятельности и творческой мотивации. Танцевальные движения приобретают смысл, подчеркивается образ танца. От учеников поступает много предложений по танцевальной лексике, музыкальному подбору, работе с предметом.
Гистограмма сравнительных данных уровня развития творческой активности личности на констатируемом этапе.
3. Прием организации мероприятий. В процессе занятий хореографической деятельностью, как и любой другой, на определенном этапе развития коллектива, особенно подростков, очень важна роль актива. При наличии актива руководитель отдает часть функций ему, не ставя требования группе, регулярно контролирует и оценивает выполненные поручения. Важно, чтобы актив выступал органом группы управления со стороны руководителя. Функцией актива может стать организация досуга участников. Это стимулирует учеников к самовоспитанию, самообучению и самореализации. Сотрудничество руководителя с активом придает его деятельности большую значимость. Решает проблему в преодолении противоречий, возникающих в процессе деятельности. Актив способствует формированию и развитию коллектива, вовлекаясь в учебную, исполнительскую, организаторскую, воспитательную деятельность, приобщаясь к решению всех вопросов и организационно-дисциплинарного плана и творческих способностей. Для высоко развитого коллектива характерно передача руководителем почти всех организаторских функций актива, что способствует повышению эффективности педагогического процесса. Система вовлечения в деятельность актива должна быть широкой, максимально гибкой, охватить все направления и аспекты внутренний и внешней работы коллектива, включая в себя поручения разной степени сложности для отдельных его членов, направленные на развитие познавательной организаторской и творческой активности личности. Пример заданий актива: 1) Шефство над новичками: знакомство с историей коллектива, традициями, направлениями работы, репертуаром. 2) Информация о новостях культуры, искусства на занятиях, проводимых силами самих участников, а так же обсуждение театральных премьер. 3) Организация праздников (поздравления творческого характера для участников коллектива и украшения класса на 23 февраля, 8 марта, Новый год), поздравления с днем рождения (проведение игр, творческих конкурсов, сочинение стихов и песен для именинников). Дополнительные мероприятия: 1) Экскурсия. Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в театр и т.п. При подготовке к экскурсии педагог определяет её содержание и конкретизирует задачи, выбирает объект, тщательно знакомиться с ним сам и решает вопрос о руководстве экскурсии. Заключительным этапом экскурсии является подведение её итогов в ходе беседы с целью приведения полученных знаний в систему. 2) Дополнительные занятия. Проводятся с отдельными учащимися или группой учащихся с целью восполнения пробелов в знаниях, выработке умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к предмету. 3) Домашняя работа. Необходимость домашней работы учащихся обусловлена не столько решением чисто дидактических задач, сколько задачами формирования навыков самостоятельной работы и подготовки к самообразованию. Домашняя работа учащихся принципиально отличается от классной, прежде всего тем, что протекает без непосредственного руководства учителя, хотя и по его указанию. Ученик сам определяет время выполнения задания, выбирает наиболее приемлемый для него ритм и темп работы. Особым видом являются задания творческого характера (написания изложений, сочинений, рисунков, изготовление поделок, наглядных пособий и т.п.) Пример домашних заданий: 1) Ассоциативный рисунок. (Приложение 5) В каждой клеточке нужно дорисовать рисунок, используя свое воображение. 2) На поставленный номер или разученную комбинацию нужно нарисовать эскиз костюма для исполнителей или придумать декорации (оформление сцены). 3) Ученикам ставиться для прослушивания музыка в определенном характере. Дома нужно подобрать литературное стихотворение, которое, по мнению учеников, характеризует эта музыка или музыкальный отрезок. Для выведения результатов по проведенному эксперименту на развитие творческой активности личности учащихся коллектива мы можем сравнить две группы: экспериментальную группу, на которой проводились упражнения и приемы развития творческой активности, и контрольную группу, занимающуюся без эксперимента. Для сравнения мы берем три направления, в которых заключается творческая активность: воображение, самостоятельность, и сформированность творческой мотивации. Нужно заметить, что уровень мотивации к деятельности зависит от характера мотивирования субъекта, то есть пробуждение человека к выполнению трудовых задач путем активизации его потребростно-волевой сферы. В качестве мотиваторов, психологических факторов могут выступать: нравственный контроль, предпочтение, интересы, склонности, внешняя ситуация. Собственные возможности, желания и состояние, условие достижения цели. Влияние мотивации на уровень профессиональной пригодности в практической психологии рассматриваются в двух аспектах: - измерение результатов воздействия тех или иных мотивов на процесс достижения необходимых результатов; - регулирование функции мотивов в формировании заданного уровня профессиональной пригодности.
График сравнительных данных уровня развития творческой активности контрольной и экспериментальной групп.
На основании данных констатирующего этапа эксперимента, мы считаем возможным сделать следующие выводы: 1. Если не ставить целью обучения развитие творческой личности, то в образовательном процессе она формируется стихийно на низком уровне. 2. Творческая активность, от которой зависит готовность личности к творческой деятельности, является высшим уровнем результата развития личности, где учащийся сам распределяет цель и наиболее продуктивные средства ее решения, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать. Ресурсы Кадровые ресурсы: Ступникова Светлана Александровна – преподаватель хореографических дисциплин (высшее образование, высшая квалификационная категория). Материально-технические ресурсы: наличие оснащённой материально-технической базы (специальный кабинет, репетиционный зал (сцена)); фортепиано, музыкальный центр, телевизор; учебно-методический и нотный материал, костюмерная; записи аудио, видео выступлений, концертов (формат CD, MP3), предметно-развивающая среда (занятия, экскурсии, посещение концертов, школ искусств города и района). Информационно-методическая среда: теоретико-практические, учебно-методические семинары, мастер-классы, конкурсы, фестивали. Информационные ресурсы: теоретические работы, дидактический, материал, интернет-ресурсы. Нормативно-правовые ресурсы: документы регламентирующего характера. Партнеры: преподаватели хореографических дисциплин (3 чел.), концертмейстеры (3 чел.), преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, педагог-психолог, администрация школы. Целевая аудитория Для проведения эксперимента были созданы следующие условия: • проводился эксперимент на сформированном коллективе, ансамбле хореографических миниатюр «Скоморох» Фёдоровской ДШИ класс педагога Ступниковой С.А. возрастного периода 9-14 лет; • для проведения эксперимента группа из 20 человек была поделена на две равноценные подгруппы (по возрасту, технике исполнения, возможностям, эмоциональной выразительностью); • в одной подгруппе проводилась работа над развитием творческой активности личности, в другой не проводилась такая работа. Результаты и социальный эффект 1. «Творческая активность» определена нами как субъективное условие реализации индивидуально-личностных качеств, направленных на оригинальное преобразование внешней окружающей социально-предметной среды и внутреннего мира человека. Проблема развития творческой активности требует своего решения. Ее актуальность обусловлена потребностью общества в самостоятельных творческих личностях, а также недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике хореографических коллективов. 2. Развитие творческой активности в хореографическом коллективе во многом зависит от общетеоретических взглядов ученых на сущность понятий. На основе анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, мы определяем творческую активность как стремление ученика к творческому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем, проявлению познавательных интересов. Стимулирование творческой активности личности требует от педагогов создания таких условий обучения, которые вызывает интерес к обучению, потребность к знаниям и, в конечном итоге, их сознательное усвоение. Этапами процессов творческой деятельности младших и старших школьников являются: • накопление знаний и навыков для уяснения замысла и формирования задач; • рассмотрение задачи с разных сторон, построение вариантов; • реализация версий, идей, образов; • проверка найденных вариантов, их отбор. Основные составляющие творческой личности: • уверенность в своих силах, доминирование эмоций радости; • отсутствие боязни показаться странным и необычным, отсутствие комфортности; • любовь к фантазированию, способность быть самим собой, слышать свое "Я". Продукт творчества есть «нечто новое, оригинальное, «никогда ранее не бывшее», это может быть способ деятельности, знание и т.п. как самого субъекта творчества, так и других людей. Для процесса обучения очень важно учитывать субъективную новизну продукта, то есть, новое для учащихся, но не для общества. Говоря о таланте, одаренности к творчеству, мы считаем, что ключевым моментом в развитии творческой личности является мотивация и жизненные цели человека. В хореографическом коллективе имеют место следующие виды: - «Научное» творчество - это теоретическое исследование, то есть, поиск и открытие учеником нового правила, закона, и т.д. - «Практическое» творчество - поиск практического решения, и способа применения известного знания в новой ситуации, конструировании. «Художественное» творчество - это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее сочинение нового хореографического произведения и т.д. В процессе обучение необходимо готовить всех учащихся к творчеству второго уровня, который выражается в дальнейшем развитии учащимися известного им материала. Что создание отдельных движений, танцев, программы. Это проявляется в поиске музыки, создании костюмов, оформлении сцены, участии в обсуждении будущих постановок и их реализации. 3. Для развития творческой активности младших школьников и подростков важно, чтобы деятельность учителя состояла из следующих взаимосвязанных компонентов: Целеполагание; Определение содержания; Отбор организационных форм; Выбор методов и средств; Анализ деятельности. Системообразующим фактором деятельности учителя является целеполагание. Данная деятельность имеет ряд особенностей: • Структурные компоненты целей таковы: цель-проект; цель-процесс; • Содержание учебного материале обогащается новыми темами и представляется в виде блоков; • Развитие творческой активности у детей требует организации групповой работы; • Приоритетными являются методы - проблемный, эвристический и исследовательский; • Параметры анализа деятельности учителя таковы: соответствие формулировки целей особенностям ситуации; качества разработки и выполнения программы действий в соответствии с целями и задачами, оценка достигнутых результатов и корректирующие воздействия педагога. • Структурные компоненты целей таковы: цель-проект; цель-процесс; цель-результат; • Содержание учебного материала соответственно обогащается новыми темами и представляется в виде блоков. Развитие творческой активности у детей требует и организации групповой работы. Приоритетными являются проблемный, эвристический и исследовательский методы. Параметры анализа деятельности учителя таковы: качество разработки и выполнение программы действий в соответствии с целями и задачами, оценка достигнутых результатов и корректирующие воздействия педагога. 4. В осуществлении развития творческой активности личности учащегося необходима реализация системно-деятельного подхода. Именно системно-деятельный подход рассматривает объекты как педагогические системы, обеспечивает включение всех участников педагогического процесса в совместную деятельность. 5. Комплекс педагогических условий, включающий: • Информационные - обогащение содержание проблемными (творческими) задачами и заданиями «открытого» типа; • Организационные (включение учащихся в творческую деятельность), используя специфические методы; • Диагностико-корректирующие - осуществление диагностики и коррекции развития творческой активности учащихся является необходимым для эффективного развития творческой активности учащихся младших и старших классов. Процесс развития творческой активности личности в условиях хореографического коллектива будет наиболее эффективным, если: • этот процесс будет опираться на личностно-ориентированный подход, позволяющий самореализоваться каждой личности; • выявить особенности деятельности учителя по развитию творческой активности личности; • обеспечить личностно-деятельностный подход к развитию творческой активности личности в условиях хореографического коллектива. На протяжении всего эксперимента по развитию творческой активности личности проводилась предварительная, промежуточная и итоговая диагностика. Она позволяет глубже и точнее выявить свойства исследуемых объектов и явлений, выработать оптимальные механизмы функционирования системы. (Приложение 2, 3, 6) Творческая активность, является высшим уровнем результата развития личности, поэтому творческую активность необходимо целенаправленно развивать. Если не ставить целью обучения развития творческой активности, то в образовательном процессе она стихийно формируется на низком уровне. К сожалению, даже самые полные и эффективные методики лишь инструмент в руках преподавателя. Лишь умело, используя их, можно добиться высоких результатов. Перспективы дальнейшего развития проекта Проведенные исследования показало значимость внедрения результатов исследования. Дальнейшее развитие исследований по этой проблеме может быть продолжено в сведущих направлениях: продолжение данной работы по развитию творческой активности личности в старшем звене хореографического коллектива, разработку системных диагностик, развитие творческой активности у детей младшего школьного возраста, изучение мотивации самостоятельной творческой деятельности.
Литература 1. Андреев В.И. Педагогика творческого коллектива: Инновационный курс. Книга 2 – Казань: изд-во Казанского университета, 1998 – 320 с. 2. Асмолов А.Г. Основные принципы психологической теории деятельности // А.Н. Леонтьев и совр. Психология. – М.: МГУ, 1983. – 288 с. 3. Амосов И.М. и др. Моделирование творческой личности. 4. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание. – 1981. – 96 с. 5. Брякова И.Е. Формирование готовности студентов пед. вузов к развитию творческих способностей учащихся: дис. д-ра пед. наук. – 1997. – 287 с. 6. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968. 7. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 288 с. 8. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО., 1997, 176 с. 9. Крутецкий В. А. Проблема формирования и развития способностей. - Вопросы психологии № 6, 1972. 11. Лук А.Н. Мышление и творчество. 12. Никифорова О. И. К вопросу о воображении. - Вопросы психологии, № 2, 1972. 13. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976. 14. Рибо Т. Творческое воображение. 15. Райнов Т.И. Теория творчества. — Харьков, 1914. 16. Фадеев В.А., Приступа Т.Н. Как проводить педагогический эксперимент. — 1994. — 9-10. 17. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества. — М.: Радио и связь, 1989. 18. Энгельмейер П.К. Теория творчества. — С.Петербург, 1910. Приложение к статье: https://yadi.sk/d/oNYSD_dreL6vZ
Уважаемая Светлана Александровна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании», т.к. не соответствует п. 5 Положения Конференции. 5.1. Предметом Конференции являются: • Статьи, посвященные развитию и использованию мультимедиа технологий в образовании, а также дистанционному обучению. • Конспекты уроков, с использованием мультимедиа технологий. Технический эксперт Е.Н. Сенникова
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]