Использование ИКТ в процессе формирования у дошкольников основ здорового образа жизни
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни человека. В эти годы идет интенсивное развитие организма, происходит становление личности, закладываются основы умственного, нравственного, физического развития, формируется здоровье человека. Однако в последние десятилетия выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья дошкольников. Именно поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование у дошкольников навыков здорового образа жизни - необходимое условие для решения этой приоритетной задачи. Перед педагогами стоит вопрос: какие технологии, методы и приемы наиболее эффективно помогут научить ребенка заботиться о своем здоровье, обеспечить его активную позицию в процессе получения знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни. Мышление дошкольников носит конкретный, образный характер, их внимание неустойчиво. А это значит, что в процессе обучения обязательно должен использоваться доступный, красочный, разнообразный наглядный материал. Видео- и аудиозаписи также помогут заинтересовать детей, надолго привлечь их внимание. Поэтому в своей работе с детьми по формированию основ здорового образа жизни я активно использую информационно-коммуникационные технологии. С помощью программы PowerPoint я сделала серию мультимедийных презентаций: • «Полезные и вредные продукты» • «Где живут витаминки» • «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» • «Веселая прогулка» • «Зимние забавы» • «На зарядку становись!» • «Советы доктора Айболита» и др. Мультимедийные презентации - это яркие, доступные пособия, которые можно использовать как на занятиях, так и в совместной деятельности с детьми. Чередование демонстрации красочного материала и беседы помогают сформировать у детей представления о ЗОЖ, его компонентах. А включение в презентацию анимации, звукового и музыкального сопровождения вызывает у детей еще больший интерес, повышает внимание. В нашей группе установлена интерактивная доска SMART Board и это открывает большие возможности не только для педагога, но и для детей. Дети не просто смотрят презентации, но и становятся активными участниками образовательного процесса. Интерактивная доска реагирует на прикосновения пальцев, с помощью электронных маркеров на ней можно делать рисунки, надписи и т.п., поэтому дети могут выполнять на ней различные задания. Например: • Дети руками передвигают картинки, группируя их по определенному признаку («Полезные и вредные продукты», «Что полезно для здоровья», «Предметы личной гигиены» и т.д.) • Дети с помощью маркера или пальца проводят линии или стрелочки, соединяя картинки, изображения. («Какие продукты полезны для зрения, для роста и т.п.», «В каких продуктах есть витамин А и т.д.», «Как правильно чистить зубы» и т.д.) • Дети с помощью маркера дорисовывают картинки, изображения; • Дети с помощью маркера или пальчика обводят картинки («Что возьмешь на прогулку», «Что нужно делать, когда болеешь», «Если хочешь быть здоров» и т.д.). С помощью программы PowerPoint я делаю и компьютерные игры для детей. Дети с интересом помогают Незнайке купить полезные продукты, а малышу выбрать предметы личной гигиены, разгадывают кроссворды, загадки и т.д. При правильном выполнении задания звучит звуковой сигнал (например, аплодисменты) или появляется картинка с правильным ответом. Таким образом, поощрение ребенка при правильном выполнении заданий самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр, возможностей интерактивной доски помогает сделать процесс формирования у детей основ здорового образа жизни ярким, наглядным, увлекательным. Диагностика показала, что в результате использования ИКТ у детей значительно повысился уровень знаний в области валеологии, дети стали осознанно относиться к укреплению и сохранению своего здоровья.
Уважаемая Людмила Генриховна! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». Технический эксперт С.А.Морин