Воскресенье, 17.12.2017, 20:36
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Музыкальные занятия

Формирование первичных творческих проявлений художественного творчества у детей младшего дошкольного возраста посредством музыкальной игры-с
Формирование первичных творческих проявлений художественного творчества у детей младшего дошкольного возраста посредством музыкальной игры-сказки
Музыкальная игра, по утверждению известного педагога А.В.Кенеман, это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, наиболее развития музыкальных и творческих способностей, формирования художественного вкуса, эстетических эмоций и чувств. Музыкальная игра-сказка - синтез нескольких видов искусств (музыки, драматизации, пантомимы, пластики, хореографии), является важным средством развития художественного творчества.
Яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание, развернутая творческая сюжетно-ролевая игра, являющаяся высшим интегрированным видом игры, объединяющим различные виды искусства – музыку, литературу, изобразительное искусство, театр. Сюжеты музыкальных игр-сказок конкретизируются понятными для детей младшего дошкольного возраста картинами, образами животного мира, сказочными образами, но при этом, не теряя яркой художественной содержательности.
К каждому персонажу подбирается музыкальная характеристика по типу лейтмотива (фрагменты классической музыки) таким образом, что музыка «откликается» на развитие сюжета, кульминации, создает настроение, созвучное переживаемому героями сказки. Особенностью музыкальной игры-сказки является возможность включения всех видов музыкальной деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, образовательная деятельность), а также разных видов художественной деятельности (рисование под музыку образов сказки, элементов декораций, художественное слово, театр). Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Через музыкальную игру-сказку дети получают знания о музыке (композиторах, средствах музыкальной выразительности); приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности; у детей развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, творческое воображение, мышление, умственная активность, осознанность музыкального восприятия, музыкальные и творческие способности.
Музыкальная игра-сказка способствует воспитанию ценностных ориентаций личности.В процессе музыкальной игры-сказки дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох, в привлекательной для них в игровой деятельности, что пополняет их музыкальный запас, осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту.
В процессе творческих музыкальных игр-сказок дети вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют выразительными мелодиями, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт, дети выразительно передают поведение и развитие действия. В результате они могут оценить свои действия и действия всех участников игры.
Для формирования первоначальных творческих проявлений художественного творчества детей младшего дошкольного возраста посредством музыкальной игры-сказки необходимы педагогические условия:
1. Опыт накопления восприятия разных эпох, озвучивающей образы сказки
Восприятие музыки – ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Дети младшего дошкольного возраста учатся чувствовать и понимать выразительный смысл музыкальных произведений не только в процессе восприятия музыки, специально созданной для слушания, но и в связи с ее исполнением, и в процессе творческих импровизаций под музыку, и получая знания о ней, и создавая свой музыкальный образ в музыкальной игре-сказке. Накопление интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства и развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры. В процессе музыкальной игры-сказки утверждает в своих исследованиях О.П.Радынова, дети накапливают опыт восприятия музыки разных эпох в занимательной для них игровой деятельности, что пополняет их музыкальный тезаурус, «копилку» ценностных впечатлений. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. В этом возрасте начинают выявляться некоторые элементы музыкально-эстетического сознания ребенка – устойчивая эмоциональная отзывчивость на музыку, интерес к ней, выявляются первые предпочтения, которые ребенок может обосновать в простейших оценках. В процессе обучения обогащаются знания о музыке, накапливаются впечатления. Наблюдения свидетельствуют о том, что дети младшего дошкольного возраста с удовольствием слушают старинную музыку И.С.Баха, А. Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. Очень ярко и эмоционально дети реагируют на музыку, передающую музыкальные образы природы А. Вивальди «Времена года». На ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями.
2. Формирование первичных знаний, умений, навыков, выражение своих впечатлений в музыкальной деятельности, художественное восприятия искусства
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки исполнительской и творческой деятельности (пение, ритмопластика, игра на инструментах), развиваются музыкальные и творческие спо¬собности. Музыка является эмоциональным стержнем, побуждающим ребенка выразить свое отношение к ней, героям и событиям сказки с помощью разных видов музыкальной деятельности, прежде всего, ритмопластики.
Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущение гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности движений. Основой ритмопластики является музыка, а разнообразные упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания и передача музыкальных характеров героев сказки. Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого, отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и образных движений.
Музыкально-ритмические движения помогают различению детьми особенностей музыкальной речи: выразительных интонаций, фраз, формы, регистровых, темповых, динамических изменений, пауз, акцентов, оттенков настроения и способствуют осознанного музыкального восприятия и способствуют закреплению музыкальных образов в сказке.
Осмыслить, выразить свое отношение к музыке в сказке помогает художественное слово, которое создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Высокое художественное качество доступных детям литературных произведений вызывает у них положительные эмоции, развивает у детей художественный вкус, умение элементарно оценивать художественное произведение. Для младшего дошкольника выбранная сказка должна подтверждать и подкреплять имеющиеся у детей представления о явлениях жизни, а также им давать им новые, яркие впечатления, разнообразные переживания. Используя выразительное чтение, при несложном сюжете, педагог использует музыкальные фрагменты для осознания выразительности музыкальных образов сказки. На комплексных занятиях и в самостоятельной игровой деятельности младшие дошкольники рассматривают иллюстрации к сказкам, картины художников, созвучные по настроениям событий сказки. Художественное воспитание через рисование, лепку и аппликацию помогает развивать наблюдательность детей, их зрительное восприятие к сюжету сказки, помочь научиться выражать свое отношение к изображаемому и характеризовать те явления, которые изображаются, способствовать развитию творческого воображения и мышления.. В процессе занятий и самостоятельной музыкально-игровой деятельности дети рисуют, лепят, выражая характер персонажей, настроения и чувства героев.
По ходу игры дети приобретают необходимые умения и навыки, перед ребенком раскрывается образная сторона музыкального искусства. Привлекая его к музыкально-образному воплощению в различных видах музыкальной деятельности. Он включается в непосредственную деятельность, овладевая различными интонациями, используя музыкальные инструменты, двигаясь под музыку, усваивает доступные способы воплощения простейших музыкальных образов, при этом выполняя специальные творческие задания.
3. Закрепления своих впечатлений в музыкальной игре-сказке, побуждающих детей к музыкально-творческим проявлениям
Обладая некоторым «словарем эмоций» и владея в процессе общения с взрослым простейшими эталонами оценочной лексики, дети характеризуют смену настроений, в произведении выделяют его части, сравнивают и сопоставляют несколько произведений по сходству и контрасту в творческих заданиях, выражают свое отношение в образно-игровых музыкально-ритмических движениях в прослушанному. Фамилии композиторов сообщаются детям по ходу разучивания сказки. Освоив игру «для себя», дети начинают «играть для зрителей». В процессе разучивания музыкальной игры-сказки круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Этапы работы над игрой сказкой «История года»
1 этап – ознакомительный основан на целостном восприятии сказки с музыкой и состоит из накопления опыта осознанного восприятия музыки (выявления выразительности интонационной речи, музыкальной формы, мелодии), развития творческого воображения на материале музыкальных произведений, способности образно высказываться о музыке.
Слушание музыкальных произведений:
1. А. Вивальди «Глория»
2. «Времена года» (Весна, Лето, Осень, Зима)
3. «Концерт для скрипки с оркестром № 12, 2 часть
4. Л. Лядов «Кукушка»
5. К. Сен-САнс «Карнавал животных», «Аквариум»
6. Ж-Ф. Рамо, «Пение птиц»
Использовались методы наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, беседа, практический. Сообщалось название произведения, сведения о композиторе.
2 этап – формирование знаний умений и навыков в исполнительстве и творческих проявлениях.
Работа над каждым образом проводилась поэтапно. Более детально обсуждался характер образа, его настроение. Затем дети прослушивали уже знакомый фрагмент, подобранный соответственно данному образу и пытались показать, как эмоциональное содержание музыки передает характерные особенности образа сказки (с помощью каких выразительных средств)
Основная задача этого заключалась в том, чтобы дети на основе восприятия музыки показали движения и действия персонажей с характерными для них особенностями. В работе над сказкой использовали занятия по изодеятельности, аппликации, лепке. Рассматривали картины, фото времен года, природа в разное время года, насекомые, животные.
(см. папку «История года»)
Учили детей воспроизводить эмоции, имитировать их, а также узнавать по выразительным движениям. Проигрывали этюды, игры с последовательным изучением мимики, поз, походки, жестов, характеризующих определенное эмоциональное состояние: интерес, гнев, печаль, удовольствие.
Этюды: «Вьюга», «Звездочки и снежинки», «Птицы и цветы», «Рыбки в пруду», «Шмель собирает нектар», «После грозы», «Падают листья», «Поздняя осень», «Пробуждение природы», «Хоровод в воздухе».
Использован был игровой метод, метод сотворчества педагога с детьми, беседа, метод уподобления звучания музыки, практический, метод побуждения к творчеству.
3 этап – поисково-творческий являлся возвращением к целостному восприятию музыкальной игры-сказки уже на новом уровне ее восприятия и понимания.
В процессе этой работы особая роль отводится активизации творческого воображения как способности, включающей быстрое вхождение ребенка в воображаемую ситуацию, умение действовать в соответствии с характерными особенностями пластики изображаемого персонажа, умение общаться с другими действующими лицами постановки, оставаясь в образе.
Итогом разучивания музыкальной игры-сказки проведение спектакля для родителей, для детей другой группы, включение его в праздничный утренник. Пока идёт работа над спектаклем дети запоминают все роли и если кто-нибудь из них вдруг заболеет, то всегда есть, кому заменить. Всё это способствует становиться нашим воспитанникам гораздо дружнее, у них возрастает чувство ответственности, появляется уверенность в своих силах. Каждое выступление становится для них праздничным событием. В процессе работы над спектаклем формируется творческий коллектив, в котором каждый ребёнок чувствует себя талантливым и необходимым.
Используемая литература:
1. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.: Просвещение 1991 г.
2. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» М.: Наука 2003 г.
3. Ветлугина Н.А. «Художественное творчество и ребенок» М.: Педагогика 1972 г.
4. Радынова О.П.; Комисарова Л.Н. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Дубны. Феникс. 2011 г.
Категория: Музыкальные занятия | Добавил: 080313 (23.07.2013) | Автор: Булагина Людмила Васильевна E
Просмотров: 1088 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемый коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию во Второй Всероссийской научно – методической конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]