Суббота, 10.12.2016, 17:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
grachelena68

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Окружающий мир

Открытое комплексно-интегрированное занятие "Осеннее настроение"
Открытое комплексно-интегрированное занятие
«Осеннее настроение»

Подготовительная к школе группа

Авторы: воспитатель Бутузова Елена Валерьевна,
педагог доп. образования Гамжева Анна Владимировна,
музыкальный руководитель Сербина Надежда Михайловна,
документовед Фадеева Евгения Андреевна

Осень - необыкновенно красивое время года. Сколько художников, поэтов, музыкантов воспевало красавицу-осень в своих произведениях.
Однажды мы решили провести не совсем обычное осеннее открытое занятие. Мы решили рассказать детям об осеннем настроении. А кто это сделает лучше, чем великие поэты, художники и композиторы.
Чтобы рассказ был наглядным, нами был создан фильм "Такая разная осень", в который мы включили произведения музыки и живописи.

Цель:
• Развивать эстетическое восприятие произведений искусства;
• Развивать способности к эмоционально-целостностному восприятию произведений изобразительного искусства, классической музыки, поэзии, выражению в творческих работах своего отношения (эмоций) к различным проявлениям "осеннего настроения";
• Формировать у детей представление о пейзажной живописи, развивать творческие способности.
• Развивать память, воображение, внимание, мелкую моторику рук.
Задачи:
• Расширять представления об изменениях, происходящих осенью в природе;
• Воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе, чуткость к восприятию красоты осеннего пейзажа;
• Формировать представление о пейзажной живописи, знакомить с произведениями великих русских художников;
• Закрепить умение рисовать на заданную тему;
• Знакомить детей с произведениями известных композиторов;
• Закреплять умения интонировать, развивать чувство ритма, музыкально-ритмические движения;
• Закреплять умения петь коллективно с музыкальным сопровождением, развивать навыки выразительного, эмоционального исполнения;
• Продолжить знакомство детей с художественной литературой, обогащать образную речь, воспитывать любовь к поэтическому слогу;
• Воспитывать любовь к живописи, музыке, поэзии.

Предварительная работа с детьми:
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина
Ф.И. Тютчева, М.А. Волошина, Н.А. Некрасова
• Разучивание стихов об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Золотая осень», И Остроухова «Золотая осень» и др., книжных иллюстрация и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности;
• Наблюдение за природой на прогулках.

Работа по подготовке видеофильма "Такая разная осень":
• Подбор репродукций картин художников, изображающих осень;
• Подбор музыкальных композиций;
• Компоновка картин соответственно - ранняя осень, поздняя осень, золотая осень, дождливая осень;
• Соотнесение репродукций и музыки - настроение музыки должно соответствовать настроению, переданному художников на картине.

Использованные репродукции для составления видеофильма:
• И. Левитан "Золотая осень";
• С. Жуковский "Лесное озеро (синяя вода)";
• А Степанов "Осень";
• Л. Бродская "Осенние поля";
• А. Куинджи "Осенняя распутица";
• И. Левитан "Туман";
• И. Левитан "Осень";
• И. Левитан "Скамейка";
• М. Абакумов "Идут золотые дожди"

Использованная музыка для составления видеофильма:
• А Дворжак "Цыганская мелодия"
• П.И Чайковский "Ноктюрн до диез минор"
• С. Прокофьев «Фея осени».

Видеофильм.
Составление видеофильма из отобранных художественных и музыкальных произведений происходило при помощи программы для нелинейного видеомонтажа Pinnacle Studio.
В первой части фильма были скомпонованы репродукции, на которых художниками была изображена золотая осень. Это работы И. Левитана "Золотая осень", С. Жуковского "Лесное озеро (синяя вода)". На эти произведения была наложена звуковым рядом музыка А. Дворжака "Цыганская мелодия".
Во второй части фильма были использованы репродукции, на которых изображалась дождливая, хмурая осень. Это такие произведения, как А. Куинджи "Осеннняя распутица", И. Левитан "Туман", И. Левитан "Первые заморозки", И. Левитан "Скамейка".
Звуковым рядом к данным произведениям была использована музыка П.И Чайковского "Ноктюрн до диез минор".
В третьей, заключительной части фильмы были скомпонованы репродукции, с изображением сильного ветра, срывающего золотые листья с деревьев, динамичная, резко меняющаяся осенняя природа - М. Абакумов "Идут золотые дожди".
В качестве музыкального ряда в этой части фильма использовалась музыка С. Прокофьева «Фея осени».
После компоновки всех частей фильма они были смонтированы при помощи градиентных переходов.
Вывод получившего фильма осуществлялся в формате *avi. Выбор данного формата для вывода видео обусловлен тем, что формат файлов с расширением AVI может содержать видео и аудио данные, сжатые с использованием разных комбинаций кодеков, что позволяет синхронно воспроизводить видео со звуком, а также данный формат наиболее точно воспроизводится с помощью всех видеоустройств.
Для просмотра видеофильма во время проведения занятия использовался телевизор Panasonic TX-L®42FT60.
Все части фильма, скомпонованные в один фильм, выводились на экран непрерывно. Для того, чтобы остановить фильм после просмотра каждой из частей ведущий занятия использовал телевизионный пульт. После просмотра одной из частей фильма, нажималась кнопка "пауза", вследствие чего "картинка" оставалась на экране и в любой момент можно было продолжить просмотр видеофильма.

Ход занятия

Дети входят в зал, садятся на стульчики.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами необычное и очень интересное занятие, а проведём мы его в нашем музыкальном зале.
Наступила осень. Осенние дни вызывают у нас разные настроения. Холодный и пасмурный - отзываются в душе тоской и печалью, а солнечный, теплый - рождают светлую радость.
У композитора – звуки, у художника – краски, у поэта – слова, и каждый из них по-своему чувствовал и описывал это необыкновенное время года. Давайте сегодня и мы попробуем понять и прочувствовать те эмоции, которые вызывала осень у этих великих и талантливых людей.
Посмотрите как изобразили его художники.

Показ видеофильма (часть1: картины ранней осени разных художников, сопровождаются музыкой)
Педагог по ИЗО деятельности обсуждает увиденные репродукции картин с детьми.
Вопросы детям:
Что вы чувствовали, когда рассматривали эти картины?
Какое у вас было настроение?
Какие цвета использовали художники в своих картинах?

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим картину известного художника-пейзажиста И. Левитана (фильм поставлен на паузу, на экране картина И. Левитана «Золотая осень) И. Левитан - величайший русский художник-пейзажист. Его пейзажи - как музыка в красках, он очень тонко передает эмоции и настроение.

Воспитатель: Как вы думаете, как настроение передает нам художник на этой картине? (ответы детей)
Как вы догадались об этом? (ответы детей)
Какие цвета и оттенки использовал художник?
Что ещё, кроме деревьев нарисовал художник?

Воспитатель: Осень – это волшебная пора. Это волшебство и красоту очень удачно смог передать И. Левитан: спокойное течение реки, прозрачность голубого осеннего неба, золотые листья играют с легким ветерком. Хочется застыть в восторге от разноцветья осенних красок, Какие вы знаете стихотворения об осени, которые отражает то же чувство радости, счастья, торжества осени.

Ребёнок:
Листопад
И.А. Бунин
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной,
Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой …

Музыкальный руководитель беседует с детьми о музыке, которая сопровождала показ картин.
Вопросы детям:
А какая была музыка?
Подходит ли она к этим картинам, отображает ли их настроение?
Коков темп и ритм у музыкального произведения?
Какие музыкальные инструменты вы услышали?

После беседы музыкальный руководитель предлагает детям передать «своё» радостное осеннее настроение посредством движений. Дети танцую под музыку Н.М. Дворжакак «Юмореска».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы даже почувствовали и сумели в танце показать смену настроения. Садитесь, пожалуйста.

Воспитатель: Осень необыкновенное время года. Кажется, только светило солнышко, и вся природа радовалась ему и вторила своей разноцветной листвой, но вот уже небо начинает хмурится, моросит мелкий дождик, и природа становится какой - то серой и безликой.

Показ видеофильма (часть 2, картины, характеризующие унылое, тоскливое, грустное осеннее настроение).
Беседа по картинам с педагогом ИЗО. Описательный рассказ по выбранной картине составляет ребёнок (выбирает картину из предложенных в видеофильме).

Воспитатель: Да наше осеннее настроение стало теперь совершенно другое. Осень предстала перед нами серой, унылой, грустной, с тихим плачем дождя и нотками тоски. А какие, известные вам стихотворения, подошли бы к этому осеннему настроению?

Ребёнок:
А.С Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы…
И отдалённые седой зимы угрозы…

Музыкальный руководитель беседует с детьми о музыке, которая сопровождала показ.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а какую песню вы могли бы исполнить сейчас, чтобы ещё более полно отразить это грустное, унылое и тоскливое настроение осени.

Дети исполняют романс на стихи А.Н. Плещеева «Скучная картина! Тучи без конца …»

Воспитатель: ребята у вас получилась при исполнении романса передать нам это тоскливое и грустное настроение с помощью музыкальных интонаций, хотелось даже заплакать, как нам всем было грустно. Садитесь на свои места.
Но мы с вами помним, что осень необычное, даже загадочное время года. Мы увидели, что она может быть радостной и весёлой, а может – унылой и тоскливой. А ещё осенью нас часто посещает один гость. Отгадайте какой.

Летит без крыльев и поет,
Прохожих задевает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.

Ответы детей: (ветер)

Воспитатель: Конечно это ветер. Какая осень обходится без него! Ветер бывает очень сильный, он гнет деревья и срывает с них листья и тогда в лесу и в парке начинается настоящий листопад, а наше осеннее настроение вновь меняется. Нас одолевают совсем иные эмоции.

Показ видеофильма (часть 3, настроение ветреное, тревожное)

Беседа по картинам с педагогом ИЗО. Разбор живописи: что изображено, посредством каких приемов переданы эмоции. Беседа с музыкальным руководителем о музыке, которая сопровождала картины: характер, темп, ритм, музыкальные инструменты, которые ее исполняют.

Воспитатель: Да настроение наше стало каким то тревожным, на душе стало неспокойно. Кто из вас ребята, сможет при помощи слов – стихотворения передать такое настроение осени?
Ребёнок:

Осенью
М.А. Волошин
Рдяны краски,
Воздух чист;
Вьётся в пляске
Красный лист,-
Это осень,
Далей просинь,
Гулы сосен,
Веток свист.

Ветер клонит
Ряд ракит,
Листья гонит
И вихрит
Вихрей рати,
И на скате
Перекати –
Поле мчит.

Творческая работа детей.

Воспитатель: Сегодня на нашем необыкновенном занятии мы с вами поняли и увидели и почувствовали какие разные эмоции у нас может вызывать прекрасное и загадочное время года – осень.
А сейчас давайте с вами представим, что вы все превратились в настоящих художников и вам каждому надо изобразить своё осеннее настроение на бумаге. Прислушайтесь к себе, почувствуйте именно ваше осеннее настроение и нарисуйте его.

Дети рассаживаются за столы, берут необходимые инструменты: кисти, краски: акварели или гуашь, на выбор ребёнка, приступают к работе.
Педагог по ИЗО и воспитатель оказывают посильную помощь детям, которые в ней нуждаются. Во время работы детей, звучит музыка, которая была на занятии.
В конце занятия ребята демонстрируют свои работы, кто-то из детей рассказывает о своём осеннем настроении, что он хотел показать в своём рисунке. Воспитатель и педагог ИЗО отмечают рисунки с интересным композиционным решением. Отмечают, и то, что одно и то же можно изобразить по-разному, по-своему и такие рисунки всегда интересно рассматривать.
Дети уходят в группу, где организуют выставку своих работ.

Используемая литература:
Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. Подготовительная к школе группа». Москва, гуманитарный издательский центр «Владос», 2002г.
Д.Н. Колдина. Рисование с детьми 6-7 лет, «Мозаика-Синтез», Москва, 2012г.
Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду». Москва, «Просвещение», 1991г.
М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова «Праздники и развлечения в детском саду, методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей», для работы с детьми 3-7 лет, «Мозаика-Синтез», Москва 2008г.
Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году?». Москва, «Гном и Д», 2000г.
Е.А. Алябьева «Природа» Сказки и игры для детей, Творческий центр «Сфера», Москва 2012г.
Большая поэзия для маленьких детей. Осенние стихи, «Мозаика-Синтез», 2011г.

Источник: https://yadi.sk/d/-WB7oZjwUFCKg
Категория: Окружающий мир | Добавил: Fadeeva (20.06.2014) | Автор: Бутузова Елена Валерьевна E
Просмотров: 1653 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемые коллеги!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт С.А.Морина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]