Среда, 24.04.2024, 19:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Окружающий мир

Создание и использование авторских электронных пособий по изучению правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста
Создание и использование авторских электронных пособий
по изучению правил дорожного движения
с детьми дошкольного возраста.

Наше дошкольное учреждение с 2008 года активно внедряет информационные технологии в образовательный процесс. За этот период мы проанализировали достаточное количество электронных образовательных пособий для дошкольного образования. Оказалось, что большинство из них не соответствуют возрастным особенностям детей, федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и развивающей предметно-пространственной среде дошкольных учреждений. Мы пришли к выводу, что творчески работающий педагог поставлен в условия, диктующие необходимость не только использования имеющихся электронных образовательных пособий, но и их создания.
Актуальность создания авторских электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР) по изучению правил дорожного движения с детьми дошкольного возраста определяется следующими причинами:
• высокие показатели детского дорожно-транспортного травматизма в Ивановской области;
• 60% наших детей являются пассажирами личных транспортных средств, т.е. они получают мало пешеходного опыта и являются потенциальными водителями;
• 45% наших детей ежедневно вместе с родителями пользуются нерегулируемым пешеходным переходом на оживленной улице, т.е. подвергаются опасности;
• среди наших сотрудников и детей есть участники ДТП;
• мультимедийные технологии позволяют образно, ярко и доступно смоделировать возможные опасные ситуации на дороге.
Наши авторские электронные образовательные пособия представляют собой собранные на электронном носителе файлы различных форматов, являющиеся самостоятельными методическими единицами и объединенные между собой гиперссылками в основном файле - методической инструкции, выполненной в текстовом редакторе Word. В комплект входят авторские дидактические игры (формат PowerPoint), приложения с раздаточным материалом (формат JPEG). Все файлы не защищены от изменений, и могут подвергаться редактированию, что дает возможность внесения изменений не только автору, но и педагогу, который в дальнейшем использует предложенное электронное образовательное пособие.
Структура и методика использования наших электронных образовательных пособий в разных возрастных группах. Пособия состоят из пяти тематических папок: «Правила безопасного поведения на улицах», «Твои помощники на дороге», «Дорожные знаки», «О правилах поведения в транспорте», «Мониторинг». Все вместе они позволяют сформировать у ребенка не только специальные знания и адекватное отношение, но и выработать привычку в соблюдении правил безопасности на дороге. Папки состоят из презентации, приложения и инструкции, включающей гиперссылки. Продемонстрируем структуру и методику использования папки «Правила безопасного поведения на улицах».
Освоение детьми правил безопасного поведения на улицах начинается со средней группы. Детям предлагаются картинки с изображением участников движения, затем, в процессе демонстрации презентации, их учат использовать условный значок для их обозначения (скриншот №1).
Презентация включает три задания. Сложность заданий зависит от возрастных возможностей детей, от этапа изучения ими правил дорожного движения. Первое задание - «Назови участников движения, выбрав условный значок» (скриншот №1). Второе задание - «На каком рисунке дети поступают правильно» - для средней группы - представлено выбором из двух вариантов (скриншот №2); для старшей – из трех-четырех вариантов иллюстраций поведения на дороге (скриншот №3). Возможны правильный и неправильный варианты ответов, которые контролируются программой и понятны ребенку. В качестве третьего задания (для подготовительной группы) в этой теме предлагается кроссворд, предполагающий использование детьми большого объема знаний по теме.
В презентации несколько игровых заданий, при необходимости можно ограничиться одним из них, а в следующий раз выполнить его для закрепления материала. Задания (стихи, вопросы) детям предлагает анимированный герой - «Светофор». Звуковые файлы вставлены в презентацию.
Презентация имеет навигационные кнопки, с помощью которых педагог может выбрать задание определенного уровня сложности, перейти к оценочному слайду, к началу игры или выйти из игры.
Анимационные эффекты в презентациях встроены так, что все действия, требующие решения педагога (переход к следующему заданию, проверка ответа и т.д.), совершаются по щелчку мыши.
Инструкция, включающая гиперссылки на презентацию и приложение, - документ, содержащий пошаговые рекомендации по работе с приложением, презентацией в целом и с каждым ее слайдом (Приложение).
Методика использования электронного пособия на разных этапах освоения детьми правил поведения на дороге: в предварительной работе, при ознакомлении с правилами, закреплении и обобщении знаний. Предварительную работу по подготовке детей средней группы к пониманию содержания презентации мы начинали с рассматривания некоторых распечатанных файлов Приложения в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей. Например, в задании «На каком рисунке дети поступают правильно», рассматривали распечатанные иллюстрации с различными вариантами поведения детей (например, скриншоты № 2,3), которыми в дальнейшем оформлялся уголок дорожного движения. На следующем этапе дети запоминали модель перехода через улицу (для средней группы), модель поведения на остановке (для старшей группы) Затем, на этапе закрепления, дети применяли их в процессе дидактических игр, которые являлись фактически частью презентации. Запоминание и закрепление правил поведения на дороге возможно как в процессе непосредственно организованной деятельности, так и самостоятельных игр. Игры могут проводиться с помощью материалов из приложений. На заключительных этапах работы в специально организованной деятельности со взрослым презентация была основой решения детьми проблем с помощью знаний правил поведения на дороге. Оказалось, что наше пособие наиболее эффективно на заключительном этапе, потому что помогает детям делать обобщения, формировать убеждения.
Методика использования пособия предполагает заучивание детьми небольших стихов, содержащих правила поведения на дороге, что способствует не только развитию памяти, но и обогащению активного словаря. Этому же способствуют задания, в которых ребенку предлагается не только выбрать правильный ответ, но и объяснить свой выбор.
Мониторинг представлений и знаний детей о безопасном поведении на дороге мы проводили с помощью индивидуальных бесед с применением разработанной нами презентации в программе PowerPoint. Необходимо отметить, что использование компьютерных технологий в процессе мониторинга на фоне повышения интереса детей к психолого-педагогической диагностике, стимулирует осознание, систематизацию, обобщение знаний и появление осмотрительного отношения к опасностям на дороге и в быту.
Умения (навыки) безопасного поведения на дороге и отношение к опасным ситуациям мы выявляли так же с помощью анкетирования родителей детей, участвующих в проекте (Приложение).
Создание авторских электронных пособий – событие в образовательном учреждении, так как это дело новое, интересное и захватывающее для думающего, талантливого педагога. Файлы нашего пособия не защищены от редактирования, что дает возможность внесения изменений не только автору, но и педагогу, который в дальнейшем использует его, ориентируясь на индивидуальные особенности детей и свои профессиональные возможности.

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИЛОЖЕНИЯ
• Игровое электронное дидактическое пособие (ЭОР) для детей 4-7 лет «Дорожные знаки» (автор: Кружкова Эльвира Олеговна).
• Игровое дидактическое пособие (ЭОР) для детей 4 – 7 лет «Твои помощники на дороге» (автор: Барсегян Римма Шамилевна).
• Игровое дидактическое пособие (ЭОР) для детей 4 – 7 лет «Правила безопасного поведения на улицах» (автор: Разяпова Галина Анатольевна).
• Игровое дидактическое пособие (ЭОР) для детей 4 – 7 лет «О правилах поведения в транспорте» (автор: Романова Наталья Константиновна).
• Диагностика представлений и знаний детей о безопасном поведении на дороге (автор: Савичева Светлана Владимировна).
Список использованных источников
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
2.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.
3.Основная образовательная программа МБДОУ «ЦРР – детский сад № 149».
4.Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
5.Плисенко Н.В., Соловьева И.А., Лапшина Т.В. Опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в реализацию программы дошкольного образования «Развитие». // Сборник статей Региональной научно-практической конференции (22-23 апреля 2011г.). Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2011.

Источник: https://yadi.sk/d/akTCyEyTe2SVN
Категория: Окружающий мир | Добавил: ДОУ149_Иваново (16.01.2015) | Автор: Савичева Светлана Владимировна E
Просмотров: 1523 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 morina  
Уважаемые коллеги!  
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».  
Технический эксперт С.А.Морина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]