Конспект образовательной деятельности по познавательно - речевому с детьми «Наш великий помор»
Цель: обобщить и закрепить знания детей о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, истории поморского края. Задачи: • развивать связную речь у детей, умение рассуждать, высказывать свое мнение; • развивать творческие способности детей при создании характера морского пейзажа, совершенствовать технические навыки при составлении мозаичной работы; • воспитывать чувство гордости за великие достижения земляка ученого М.В. Ломоносова.
Предварительная работа: • беседы с детьми о детстве М.В. Ломоносова; • чтение книг «Удивительная судьба великого русского ученого» В.М. Роньшина, «На родину М.В. Ломоносова» А.Тигина, «Северный клубок» Е. Антроповой, энциклопедии «История человечества» под редакцией И.К. Пимеровой; • рассматривание картины Н.К. Кислякова «С обозом в Москву»; • заучивание отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз Красный нос»; • изготовление аппликаций мозаичным способом; • знакомство с художниками маринистами и их произведениями.
Материал к занятию: мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация «Наш великий помор», ватман, краски акварельные, кисти, зубные щетки, клей, обрезки цветной бумаги для выполнения мозаики, плетеные ободки на голову на каждого ребенка. Организация деятельности: Ребята у нас сегодня необычное занятие-путешествие. А главным нашим помощником будет этот волшебный экран. Слайд №2 Карта Архангельской области. Перед нами географическая карта. - Кто может показать нашу северную столицу? - На какой реке стоит город Архангельск? - Давайте найдем на карте Белое море. - Как называют людей, живущих в нашем городе? (архангелогородцы, северяне, поморы). Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в прошлое. А поможет нам в этом волшебный экран времени. Слайд №3 Перемещение в прошлое Сегодня мы поговорим о том, как один знаменитый помор прославил наш северный край. Слайд №4 «Северная деревня» В деревне Мишанинская в поморской семье родился мальчик. Вы узнаете, кто он, если отгадаете загадку. Наш земляк известен в мире, Он ученый и поэт. Человек – университет, Знаменит на целый свет. (М.В. Ломоносов) Слайд №5 «Портрет М.М. Ломоносова» Вот он перед вами наш великий земляк- Михаил Васильевич Ломоносов. Но он как и вы был маленьким. И жил в поморской деревне. Слайд №6 «Рыбацкие лодки» Шли годы, Михайло подрос и ста помогать отцу. -А как помогал Михайло отцу? (ответы детей) Слайд№7 «На корме » Чтение отрывка «Слово о Ломоносове» Б. Шаргина. «… Вижу Михайлушку Ломоносова юнгой - зуйком на отцовском судне… Двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые лодьи идут в море. Много парусная «Чайка» Ломоносовых обгоняет всех. Михайлойло стоит на корме и дразнит Лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната - нате мол, на буксир возьму. Лодейщики ругаются, а Михайло шапкой машет: До свидания, дожидаться не досуг!...» - Как называли в старину наше море? (Гандвик) Звучит шум моря. Слайд№8 «Морские пейзажи» Появляется художник, рисующий море. Дети подходят к нему. Воспитатель (обращаясь к художнику): Легко ли рисовать море? Художник: нет, сложно, потому что оно каждый раз бывает разное: штормовое и тихое, ночное темное и яркое утреннее. -Как называются художники, которые рисуют море? (маринисты) Художник предлагает детям побыть в роли художников маринистов по созданию морского пейзажа. Художник: Какими красками можно нарисовать море, какие еще оттенки вы видите на морском пейзаже. Давайте все вместе нарисуем наше Белое море – Гандвик студеный. Я смочу лист, а вы нанесете все краски и оттенки моря, а зубной щеткой можно нарисовать волны. (Дети рисуют в технике по-сырому). Художник: Какое у нас получилось море (холодное, студеное) Да, только здесь на севере моем Такие дали и такие зори. Дрейфующие льдины в белом море, Игра сполохов на небе ночном. Дети с воспитателем снова рассаживаются перед экраном. Слайд №9 Воспитатель: Михайло Ломоносов рос умным и смышленым мальчиком. И родители решили отдать его в учение. -Какие книги были первыми у М.В. Ломоносова? (грамматика и арифметика) -Ребята, а бывал ли М.В. ломоносов в городе Архангельске? (да) -По каким делам он приезжал?(рыбу продавали с отцом) Слайд№10 Воспитатель: На волшебном экране изображения зданий нашего города, ИГРА «Дай правильный ответ» В каких из этих зданий бывал Ломоносов. Слайд №11 «Картина с обозом» художника Кислякова (шум вьюги) Воспитатель: Куда и зачем направляется М.В. Ломоносов? (ответы детей) Слайд №12 Перемещение во времени Воспитатель: М.В. Ломоносов получил образование и стал великими ученым. -Какими науками он занимался? (химия, физика, астрономия, языкознание) Слайд №13 Воспитатель: Внимание на экран. Перед нами комната его открытий. Пока здесь темно и их не видно. Если вы дадите правильный ответ, в этой комнате загорится свет (ответы детей). А теперь проверим правильность ваших ответов. Правильные ответы детей появляются на экране (последний слайд стекло). Он не только был великим ученым, но и мастером мозаичного искусства. Слайд №14,15 «Мозаичные работы Ломоносова» «Полтавская баталия», «Петр I» Появляется мастер из прошлого, приглашает детей в свою мастерскую помочь ему воплотить его замысел, помогают мастеру собрать из частей готовую картину. Мастер предлагает им стать своими учениками «мастерами мозаичного набора» и создать большую картину из частей в технике мозаика (коллективная работа детей «Парусник») Мастер дарит картину детям. Они вместе с воспитателем размещают её на большом листе с морским пейзажем. Слайд №16. Перемещение во времени. Воспитатель: Волшебный экран перемещает нас в современный город Архангельск. -А знаете ли вы, какие достопримечательности в нашем городе названы в память о М.В. Ломоносове? Слайд №17-21. ФОТОИГРА «Узнай и назови» Слайд №22 Портрет М.В. Ломоносова. Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. При помощи волшебного экрана мы вернулись в наш детский сад. • Что нового вы узнали из нашего путешествия? • Какие моменты вам запомнились больше всего? • Кто, по-вашему, был самым активным и любознательным путешественником? • А я хочу отметить…………(или всех, или кого-то из детей, если такие дети есть).