Конспект образовательной деятельности по обучению детей грамоте с использованием мультимедийных технологий
Тема: История потерянной буквы или путешествие в страну буквы Л. Тип коррекционно-развивающей деятельности: подготовка детей к обучению грамоте. Вид: занятие-путешествие. Цель: закрепление навыка произношения и дифференциация звуков [л] и [л'] в словах и предложениях на материале лексической темы «Транспорт». Задачи: 1.Коррекционно-образовательные: -активизация словаря по теме «Транспорт»; -закрепление обобщающих понятий; -совершенствование умения классифицировать предметы по определенному признаку; -уточнения артикуляции звуков [л] и [л']; -закрепление навыка слогового анализа слов; -совершенствование навыка составления предложений по опорной схеме; -закрепление в речи правильного употребления предлогов; -совершенствование навыка чтения слов и предложений; -профилактика нарушений письменной речи. 2.Коррекционно-развивающие: -развитие навыков фонематических дифференцировок; -развитие зрительного внимания и гнозиса; -развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики; -развитие внимания, памяти, мышления. 3.Воспитательные: -воспитание навыков сотрудничества; -воспитание взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности. Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, индивидуальные зеркала (8 шт.), плоскостные куклы – «Звуковички», модели шлюпок (синяя и зеленая), предметные картинки со звуками [л] и [л'] в разных позициях: в начале, середине, конце слова, индивидуальные слоговые схемы, перфокарты – «зашумленные буквы», 8 простых карандашей, смайлики. Ход занятия
I этап. Организационный момент (5 минут) Логопед: Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся друг с другом. Меня зовут Наталья Александровна, а вы представитесь, назвав свое имя - «ласково». Логопед: Ребята, я к вам сегодня я пришла не случайно. Я получила письмо от первоклассника Пети Иванова. Давайте его прочитаем. Текст: Здравствуйте ребята! Меня зовут Петя Иванов. Я учусь в первом классе. У меня случилось беда: я правильно сделал домашнее задание, но учительница в школе поставила мне двойку и сказала, что я допустил много ошибок. Вот посмотрите и помогите мне, пожалуйста (Слайд №1, №2, №3).
Логопед: Вы догадались, какая беда случилась с Петей? Дети: Потерялась буква Л. Логопед: Я догадываюсь что произошло, букву Л съел Буквоед. Кто скажет, что такое буква? Дети: Буква – это домик для звука. Логопед: Чтобы помочь Пете надо спешить на поиски потерянной буквы. Буквоед вернет нам букву лишь после того, как мы справимся со всеми заданиями. Буквоед живет в тридевятом царстве, за тридевять земель. Путь предстоит длинный, и помогут нам звуковички. Логопед: Какие звуки живут в букве Л? Дети: Звук [л] и звук [л']. Логопед: Какие это звуки? Дети: Согласные. Логопед: Давайте проверим! (уточнения артикуляции звуков [л] и [л'] – упражнение «Пароход» и «Пароходик»). Логопед: Чем они похожи? Чем отличаются? (Слайд №4 – схема характеристика согласных звуков). Логопед: Ребята чтобы звуки произносить четко и правильно необходимо сделать гимнастику для язычка (Слайд №5). Логопед: Замечательно! Итак, вперед! В сказочное путешествие на поиски потерянной буквы!
II этап. Основная часть 1.Игровое упражнение «4-ый лишний» по теме «Транспорт» с использованием слайдовой презентации (3 минуты) Логопед: Ребята, скажите, а как мы можем попасть в волшебную далекую страну? Что мы можем сделать? Дети: (дойти, доехать, долететь, доплыть). Логопед: Хорошо! А как одним словом назвать, то на чем мы можем долететь, доплыть, доехать? Дети: Транспорт. Логопед: Правильно! Вот и первое задание Буквоеда: найдите какой вид транспорта лишний и объясните почему? (Слайд №:, №7, №8). Логопед: Замечательно! Справились! Пора в путь! Ребята оказывается Буквоед заколдовал транспорт, но звуковички помогли нам, они смогли расколдовать только тот транспорт, в названии которого есть звук [л] или звук [л']. Как вы думаете, какой это транспорт? (ответы детей). Логопед: Посмотрите, впереди море, каким транспортом мы можем воспользоваться? Помните: в названии транспорта должен быть обязательно звук [л] или звук [л'] Дети: Теплоход. Логопед: Правильно. Кто управляет теплоходом? Дети: Капитан. Логопед: Отправляемся в плавание! (Слайд №9).
2.Игровое упражнение SOS на дифференциацию звуков [л] и [л'] (5 минут) Логопед: Ребята, посмотрите, в открытом море кто-то потерпел кораблекрушение. Нужно срочно подать шлюпки. Будьте внимательны: в синюю шлюпку предметы со звуком [л], в зеленую со звуком [л']. (дети раскладывают предметные картинки в разные шлюпки) Логопед: Молодцы! Справились с заданием и помогли терпевшим бедствие. Вот земля, мы приплываем в порт. Чтобы продолжить путешествие нам следует выбрать другой вид транспорта. Отгадав загадку, вы узнаете этот транспорт: Смело в небе проплывает, Обгоняя птиц полет. Человек им управляет, Что же это?-…(самолет) (Слайд № 12). Логопед: Верно! Кто управляет самолетом? Дети: Пилот. 3.Игровое упражнение по слоговому анализу слов (5 минут) Логопед: Чтобы пройти на борт самолета, необходимо приобрести авиабилеты. Для этого следует выполнить задание: разделить словечко на слоги, назвать количество слогов, если ответ правильный - получаете билет. Давайте вспомним правило о соотношении гласных звуков и слогов в слове. Дети: Сколько в слове гласных звуков столько и слогов. Логопед: Замечательно, все купили билеты, тогда в полет. 4.Физ.минутка. Самолет (2 минуты) Руки в стороны - в полёт Отправляем самолёт. Правое крыло вперёд, Левое крыло вперёд. Раз, два, три, четыре Полетел наш самолёт. Руки в стороны держите, Друг на друга посмотрите. Опустите руки вниз, И на место все садись!
5.Игровое задание на анализ и синтез предложений (5 минут) Логопед: Посмотрите, ребята, мы у главных ворот волшебной страны! (Слайд № 13). Ворота закрыты, открыть их сможем, назвав предложение по схеме, используя картинки (теплоход, плот, самолет, троллейбус, велосипед, автомобиль). Посмотрите внимательно, сколько слов должно быть в предложении? Дети: В предложении 4 слова. Логопед: Что обозначает короткая полоска? Дети: Предлог. Логопед: Что такое предлог? Дети: Предлог – это короткое слово. Логопед: Как пишем предлоги в предложении? Дети: Предлоги пишем отдельно от других слов. Логопед: Послушайте мое предложение: Вертолет стоит в ангаре. Теперь назовите свое предложение (Слайд № 14). Логопед: Замечательно! Мне очень понравились ваши предложения. Ворота вы смогли открыть , но посмотрите, Буквоед букву держит крепко. Посмотрите внимательно, на что похожа буква Л? Из каких элементов она состоит? (ответы детей) (Слайд № 15).
6.Работа с перфокартами (3 минуты) Логопед: Буквоед отдаст букву, если справитесь с заданием: найдите на карточке все буквы Л, обведите их в кружок, а количество найденных букв запишите цифрой в правом верхнем углу (Слайд № 16). .
Логопед: Молодцы! С заданием справились и букву расколдовали. Логопед: Теперь мы можем поставить на место букву Л в словах Пети Иванова (Слайд №18, № 19, №20).
III этап. Заключительная часть (2 минуты) Логопед: Ребята, вы сегодня все были молодцы. Вы очень старались, были внимательны, справились со всеми заданиями и помогли первокласснику Пете Иванову. Вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего? Что запомнилось? Что нового вы узнали? (ответы детей). Логопед: Если вам понравилось путешествие, оставьте мне на память веселый портретик, если нет – грустный.
Логопед: Спасибо ребята! Пришло время попрощаться. До свидания! До скорых встреч!
Предполагаемое время: 30 минут. Приложение к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/979d42678d02b4ee3fb5ee1e0c6d78ec9/____________________________________.pptx.html