Суббота, 03.12.2016, 09:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 52
Гостей: 52
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

Мастер-класс для педагогов на тему: «Инновационные формы работы с детьми по развитию речи. Мнемотехника»
Мастер-класс для педагогов на тему:
«Инновационные формы работы с детьми по развитию речи. Мнемотехника»

Мнемоника (или мнемотехника) – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.
Овладение приемами мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
 развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
 Развитие связной речи;
 развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета.
Структура Мнемотехники: Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты - это отдельный схематический рисунок с определенной информацией.
Мнемодорожки для составления предложений. Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.
Мнемотаблицы. Принципы работы с мнемотаблицами:
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2.Преобразование символов в образы.
3.Пересказ при помощи символов.
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.
(Пример с описательными рассказами)
Например:
– цвет – дети рисуют цветовые пятна;
– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;
– величина – рисуют два предмета контрастной величины;
– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);
– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;
– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;
– знак вопроса – название предмета или объекта;
– восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.
Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.
3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице взрослым.
4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Сначала взрослый подбирает стихотворение и опорные картинки к нему (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения взрослым, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам, читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.
Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Взрослый выразительно читает стихотворение.
3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы для пересказа
На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.
Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:
1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.
2. Чтение текста взрослым с демонстрацией сюжетной картины.
3. Беседа по содержанию текста.
4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.
5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

В результате использования мнемотаблиц:
 Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
 Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
 Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
 Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольybrjd/
Ссылка на презентацию к мастер-классу:
https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%2Fdisk%2Fмнемотехника%2B.pptx&name=мнемотехника%2B.pptx&c=5695119f12ff
Категория: Развитие речи | Добавил: irinasurovceva (12.01.2016) | Автор: Суровцева Ирина Вильгельмовна E
Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]