Вторник, 06.12.2016, 22:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Лариса

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

«Оптимизация работы учителя-логопеда через широкое использование мультимедийных средств в организации коррекционно-развивающего процесса с д
«Оптимизация работы учителя-логопеда через широкое использование мультимедийных средств в организации коррекционно-развивающего процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи»
Педагог 21 века не представляет себе, как обойтись без технических средств в обучении. Мультимедийные технологии прочно вошли в структуру образовательного процесса. Технические средства обучения широко осваивают и используют учителя-логопеды в работе с детьми с ограниченными речевыми возможностями. Применение информационных компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями и значительно повысить эффективность коррекционной работы.
Нашими основными педагогическими задачами являются:
1. Проведение консультаций, круглых столов для родителей: «Зачем ребёнку компьютер»? «Как вы проводите своё свободное время»? Целью таких форм работы стала пропаганда использования мультимедийных технологий, как средства обучения и воспитания, а не развлечения и досуга. Такой подход позволяет у дошкольника формировать осмысленное отношение к компьютеру, как к источнику знаний.
2. Разработка интерактивных занятий, на которых блестящим образом бы сочетались мультимедийные средства и продуктивные виды деятельности дошкольника.
3. Применение здоровье сберегающих технологий на занятиях.
Перечислим ряд, хорошо известных, технологических средств, которыми мы активно пользуемся, организуя коррекционно-развивающее обучение:
1. Использование аудио и видеоаппаратуры при организации обследования ребёнка. Данный способ сбора информации позволяет нам создать индивидуальный маршрут коррекционно-развивающего процесса. Запись ответа ребёнка на бумажном носителе не всегда точно отражает
1
истинный ответ ребёнка, не передаёт особенности искажений звуков в его речи, что не позволяет логопеду сделать верное логопедическое заключение. Анализ же видео обследования, даёт возможность специалисту уточнить диагноз, а также сделать сравнительный анализ впоследствии.
2. Использование аудио и видеоаппаратуры для съёмки открытых занятий или других мероприятий. Данный вид контроля часто используется педагогами для отчёта о своей деятельности. Мы же подвергаем отснятый материал глубокому анализу, что позволяет нам увидеть свои ошибки, найти пути решения в проблемной ситуации. Также способ использования технических средств позволяет увидеть динамику речевого развития ребёнка, как педагогу, так и его родителю.
3. Использование презентаций в структуре фронтальных логопедических занятий. Презентации прочно вошли в структуру логопедического занятия. Логопеды с удовольствием делятся друг с другом презентациями на сайтах, сами создают презентации. Презентация позволяет значительно расширить возможности при объяснении той или иной темы. Не всегда педагог может найти актуальное изображение на бумажном носителе.
При закреплении материала, мы широко пользуемся игровыми приёмами. Так, в презентацию мы включаем игры типа: «Четвёртый лишний», «Назови одним словом». Приведём пример презентации к занятию: «Гласный звук А». Приложение 1.
4. Прослушивание аудио сказок, рассказов, музыкальных произведений, скороговорок, чистоговорок, пальчиковых игр и упражнений с музыкальным сопровождением, использование наушников. Данный вид технических средств позволяет нам решить ряд задач. Записанные на диске музыкальные распевки, которые сопровождаются видеорядом пальчиковой или артикуляционной гимнастики, позволяют нам организовывать не только динамические паузы в течение фронтального
2
или индивидуального занятий, но и проводить занятия по логоритмике.
На этапе автоматизации звуков мы широко используем прослушивание скороговорок. Часто сочетаем проговаривание материала с уникальной возможностью услышать собственную речь через наушники. Данный вид деятельности мы вводим в ход занятия по развитию навыков связной речи. Например, прослушав сказку, дети отвечают на вопросы педагога, составляют план, пересказывают текст, придумывают свой зачин сказки, заменяют героев.
5. Просмотр тематических мультфильмов, кинофильмов. Многие педагоги пользуются данным видом работы, как средством поощрения после продуктивных видов деятельности. Целесообразнее было бы использовать просмотр любимого мультфильма в качестве зачина, введения в тему занятия. Всегда после просмотра детям мы задаём вопросы по увиденному материалу. Причём, не всегда делаем акцент на содержании мультфильма/кинофильма. Мы стараемся научить детей примечать любые детали, провоцируя их различными вопросами: «Какого цвета было платье у царевны»? «Что лежало на столе у царя»?
6. Проведение тематических компьютерных игр на индивидуальном логопедическом занятии. Учителя-логопеды давно освоили компьютерную логопедическую программу «Игры для Тигры», которая предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений программа предлагает более 50
упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре
тематических блока:
• «Просодика», • «Звукопроизношение», • «Фонематика», • «Лексика». Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль обучающегося. В некоторых упражнениях, вызывающих у детей затруднения, предусмотрена возможность
3
дополнительной слуховой опоры при выполнении задания.
Приложение 2.
7. Использование караоке в процессе обучения чтению, а также при работе над просодическим оформлением речи у детей с дизартрией и заиканием. Уникальную возможность получают специалисты, используя в своей деятельности детское караоке. Научившись читать, ребёнок таким занимательным способом может свой навык усовершенствовать. Также караоке требует максимальной координации глазодвигательных, голосовых, интонационных возможностей дошкольника с тяжёлыми нарушениями речи. Что, безусловно, способствует развитию как ВПФ у детей, так и в согласованной деятельности разных органов, участвующих в реализации моторной программы речевого высказывания. Данный вид использования технических средств в логопедической работе недостаточно освоен и систематизирован.
Безгранично интересным делают мультимедийные технологии не только образовательный процесс, но и открывают новые творческие возможности для самореализации современных педагогов. Важнейшим направлением деятельности учителя-логопеда является оказание консультативной помощи воспитателям дошкольного учреждения, родителям воспитанников. Для осуществления консультативной деятельности было принято решение использовать информационный ресурс сайта ГБОУ СОШ № 1100, на котором была создана веб-страница «Консультация логопеда». Целью создания электронной страницы являлась пропаганда логопедической работы, оказание методической помощи родителям по актуальным вопросам коррекционной работы. Однако, на наш взгляд, можно использовать эту страницу гораздо шире, сделать её интерактивной, «живой». Проанализировав данные задачи, мы открыли в ряд рубрик для каждого логопеда ГБОУ:
1. «Лента новостей». На ней можно познакомиться с учителем-логопедом, с
4
графиком его работы, а также прочесть ряд новостей и объявлений.
2. «Методическая копилка». Данная рубрика направлена на то, чтобы педагог мог свободно транслировать свой опыт работы коллегам, педагогам, тем, кому та или иная тема интересна. Здесь собраны наши публикации в бумажных и электронных журналах, конспекты открытых форм работы и т.д.
3. «Консультация месяца». Многие учителя-логопеды столкнулись с трудностями при организации консультаций для родителей по вопросам коррекции речи ребёнка. Связано это с тем, что у многих родителей нет возможности прийти на консультацию к логопеду из-за тотальной занятости. Поэтому один раз в месяц мы размещаем в рубрике «Консультация месяца» важную информацию, которая помогает родителю понять, на что обратить внимание на данном этапе коррекционного маршрута. Данная информация может быть оформлена в виде презентации. Например: «Артикуляционная гимнастика – основа для формирования правильного звукопроизношения». Приложение3.
4. «Играем дома». В данной рубрике мы размещаем основные игры для закрепления текущего (недельного) материала дома. Стоит только лишь зайти на страничку, как взору ребёнка открывается красочная страна игр. Это крайне удобно, в случае, если ребёнок даже не присутствовал в детском саду, он может выполнять задания с родителями самостоятельно. Таким образом, дистанционное развитие и обучение пришло и в наше дошкольное учреждение.
5. «Фотоколлаж». Эта рубрика стала одной из самых любимых как для
воспитанников, так и для их родителей. Очень многие из ребят любят пересматривать фотографии текущей недели, с увлечением рассказывают о самых красочных событиях своим друзьям и близким. Что, несомненно, развивает коммуникативную функцию речи у наших детей. Родители же,
5
которые не смогли посетить занятие, праздник, всегда могут пересмотреть
видеоматериалы.
6. «Задать вопрос специалисту». Конечно, связь на сайте не может и не должна быть односторонней. Поэтому, мы тщательно просматриваем вопросы, которые присылают родители и коллеги. Ответы на них размещаются в соответствующих рубриках.
7. «Отчёты». В данной рубрике мы размещаем свой годовой план работы, уровень и степень его реализации. Если у нас есть благодарности от родителей, то и эта информация размещается на страничке.
Именно такое строение странички специалиста позволяет нам сделать общение продуктивным.
Но информационно-техническое развитие не стоит на месте. У нас с коллегами есть много задумок. Например, современные технологии по логопедическому обследованию детей очень обширны. Они предполагают заполнение таблиц, проведение точных подсчётов баллов. Хотелось бы, чтобы для учителя-логопеда была создана компьютерная программа на основе методики О.А. Безруковой, которая значительно облегчила бы наш труд и позволила точно определять уровень речевого развития детей дошкольного возраста, прослеживать развитие в динамике. Также, в наших планах – создать возможность специалистам проводить «вебинары» для коллег и родителей.
Таким образом, развитие информационных компьютерных технологий предъявляет современному специалисту 21 века новые требования. От него ожидаются не только высокие профессиональные навыки, но и умение использовать современные методы обучения и педагогические технологии, принципиально изменяющие образовательную среду, обогащающие и делающие её более активной, рефлексивной и прозрачной для всего педагогического сообщества.

Источник: https://yadi.sk/d/_mMS9lr1UEsGK
Категория: Развитие речи | Добавил: Lisiza (20.06.2014) | Автор: Лисица Ирина Дмитриевна E
Просмотров: 865 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.8/9
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо.

1  
Уважаемая Ирина Дмитриевна!
Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании».
Технический эксперт С.А.Морина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]