Среда, 24.04.2024, 01:48
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения

Персональный сайт в системе совершенствования профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ В СИСТЕМЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Елена Владимировна Еремеева,
руководитель муниципального методического
объединения учителей русского языка и литературы
Советского района г. Казани,
учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей № 110» г. Казани

Ежегодно в рамках программы "Информатизация образования" создается множество образовательных сайтов, в том числе персональные сайты учителей-предметников, сайты информационно-методических центров, но сайтов, координирующих и развивающих совместную деятельность единомышленников - членов предметного методического объединения учителей русского языка и литературы и учеников, интересующихся изучением этих предметов, к сожалению, пока не так много. Безусловно, методическая служба - это гибкий и современный механизм, но, к сожалению, иногда нет возможности получить необходимую методическую помощь и информационную поддержку по многим причинам: удаленность информационно-методических центров, отсутствие координаторов различных проектов для учителей и учеников, а порой и разветвленность бюрократического аппарата, мешающего полноценному профессиональному общению учителей одной предметной области. Так возникла идея создания персонального сайта, который реализовывал бы важные образовательные задачи, стоящие перед руководителем муниципального методического объединения и учителями русского языка и литературы.
Персональный сайт «Школьный олимп» (www.yeremeyeva.ru) представляет собой уникальный творческий, динамично развивающийся проект, объединяющий разную целевую аудиторию: учителей русского языка и литературы, руководителей школьных методических объединений, учеников, родителей - и создающий единое информационно-образовательное пространство для общения, развития интеллектуального творческого потенциала, знакомства с новыми учебными, методическими и дидактическими мультимедийными ресурсами.



Это Интернет-ресурс, который решает три важнейшие задачи:
• объединение творческих педагогов;
• объединение учителей и учеников в процессе решения важных образовательных задач;
• создание коммуникативного поля, границы которого определяются общими интересами и целями: глубоким и пристальным изучением любимых предметов (русский язык и литература), успешной подготовкой к итоговой аттестации, выполнением творческих проектов и др. Посетители сайта имеют возможность оперативно получать информацию о всевозможных образовательных проектах, от районного до Всероссийского уровней, они могут принять в них как очное, так и дистанционное участие. Очень важно своевременное знакомство с нормативными документами (приказами, инструкциями, положениями). Трансляция педагогического опыта также осуществляется с помощью специальных разделов и обратной связи. Для учеников – это возможность задать вопрос учителю о трудностях в выполнении домашнего задания, получить консультацию в процессе подготовки исследовательской или творческой работы, ознакомиться с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ, пройти тестирование. Для родителей – систематическая связь с учителем, выяснение и устранение проблем. Используется такая форма работы, как дистанционные родительские собрания, виртуальные экскурсии по кабинетам, видеоуроки.
По содержанию сайт чрезвычайно информативен и охватывает несколько приоритетных направлений в работе современного учителя-словесника: использование мультимедийных технологий, работу с одаренными учениками, формирование исследовательских компетенций учащихся, реализацию принципов личностно-ориентированного обучения, принципов профильного обучения. Структура, дизайн, система навигации продуманы таким образом, что сайт ассоциируется с современными образовательными ресурсами. Возможность интерактивного общения реализуется в рамках форума, гостевой книги, раздела «Спроси учителя».
Цель создания сайта – придать ему статус важнейшего информационно-методического и мультимедийного ресурса, способствующего профессиональному росту учителя русского языка и литературы, повышению уровня мотивации учащихся к изучению русского языка и литературы, уровня подготовки к итоговой аттестации по этим предметам. Для этого необходимо систематическое пополнение и обновление банка методических материалов инновационного характера, трансляция педагогического опыта лучших учителей-словесников района. Особенно привлекательна идея проведения и организации семинаров и тренингов внутри сети, публикация лучших работ учащихся. Особая роль принадлежит информированию педагогической общественности района о высоких результатах в области преподавания русского языка и литературы, творческих достижениях учителей и учеников. Одно из приоритетных направлений работы сайта - привлечение родителей в качестве активных участников образовательного процесса. Безусловно, при правильном распределении времени и поддержке педагогов районного методического объединения эти цели могут быть достигнуты.
Оригинальное дизайнерское решение реализуется в "бегущей" ленте фотографий на главной странице, которая отражает насыщенность и разнообразие методической жизни в районе. Это фотографии с открытых уроков, семинаров, конференций, спектаклей
Функциональна так называемая "горячая линия", стилизованная под голубые кнопки.



Это те материалы, которые требуются учителю постоянно или непосредственно в данный момент. Для всех участников образовательного процесса (учеников, родителей, учителей, выпускников) актуальна связь "спроси учителя" - именно таким образом поддерживается интерактивное общение и оперативная связь. Безусловно, идее интерактивности подчинена и работа форума, в рамках которого у посетителей появляется возможность обсуждения интересующих их тем, а также возможность онлайн-голосования (работа жюри районных конкурсов).
Меню сайта включает следующие разделы: «Руководителям» (переход на подразделы: «Документы», «Объявления», «Кадровый состав»), «Учителям» (переход на подразделы: «Государственная итоговая аттестация выпускников», «Педагогическая аттестация», «Семинары, конференции», «Методические разработки», «Новые учебники», «Публикации»), «Ученикам» (переход на подразделы:»Государственная итоговая аттестация выпускников», «Олимпиады», «Творческие проекты, интеллектуальные состязания», «Знатокам русского языка»), «Родителям» (переход на подразделы: «Виртуальная экскурсия», «Образовательные проекты для детей», «Родительское собрание», «Индивидуальная консультация»), «Форум», «Обратная связь», «Альманах» (переход на страницу альманаха «Звездный час» на портале Всероссийской школьной прессы», на новые выпуски альманаха в формате PDF).
Развитию творческого потенциала, реализации программы профильного обучения способствует функционирование подсайта «Звездный час» - интернет-версии литературного альманаха «Звездный час», который выпускается с 2003 года.



В 2006 году сайт (тогда еще самостоятельный ресурс) был удостоен диплома Всероссийского фестиваля творческих и исследовательских работ «Портфолио» в номинации «Информационные технологии». Ученики, ориентированные на обучение в вузах по специальности «Филология», «Журналистика», «Связи с общественностью», входят в состав редакционного совета альманаха «Звездный час», занимаются по программам элективных курсов « Практическая стилистика», «Основы журналистики». Свои публикации они представляют в рамках подсайта, участвуют в творческих конкурсах, проводимых «Звездным часом» («Продолжи рассказ» - форум). Альманах зарегистрирован в Реестре школьной прессы России с присвоением уникального штрих-кода. В 2007 году редакция заняла 1 место в республиканском конкурсе детской прессы «Линия жизни», в 2009 стала победителем городского конкурса школьной периодики «По секрету всему свету». В 2010 – выиграла специальный приз «Education Innovation Champion» международной компании Adobe, Серебряного спонсора Всероссийского конкурса школьных изданий. В 2011 году литературный альманах «Звездный час» стал лауреатом Всероссийского конкурса школьных изданий, в 2012 – победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации».
Структура сайта, навигационная система чрезвычайно удобны и продуманы таким образом, что свободно ориентироваться здесь могут даже ученики 5-го класса, что они с удовольствием и делают.
Значительная часть контента представлена мультимедийными презентациями, что также делает этот ресурс привлекательным для пользователей.



В дальнейшем планируется размещать видеозаписи уроков, фестивалей, семинаров в тематических разделах. Это значительно усилит методическую направленность сайта, откроет новые перспективы для дальнейшего профессионального роста учителей нашего методического объединения, а также послужит дополнительной полезной информацией для школьников и родителей. Таким образом, функционирование сайта способствует решению важных образовательных задач: совершенствованию профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы, повышению уровня мотивации учащихся к изучению русской филологии, формированию у них предметных и ключевых компетенций, активизации работы с одаренными детьми, объединению всех участников образовательного процесса.
Презентация сайта “Школьный олимп” прошла в рамках сюжета о ЕГЭ-2010 на телеканале “Эфир” (программа “Город”, 14.03.2010 г.), Татарстан.
Данный проект успешно апробирован на базе МБОУ «Лицей № 110», ИМО ГИДЦ (Советский район г. Казани) и в рамках Первого Всероссийского конкурса «Школьный сайт», организованного в 2010 году Российской Академией образования и Центром дистанционного образования «Эйдос» (г.Москва). Создателю сайта присвоено звание лауреата в номинации «Сайт методиста». Необходимо отметить, что конкурсная программа была чрезвычайно сложной, насыщенной, интересной. Цель, которую я ставила, принимая участие в этом проекте, прежде всего, заключалась в том, чтобы представить свой сайт для обсуждения педагогического интернет-сообщества, получить экспертную оценку, которая впоследствии способствовала бы его улучшению, устранению недостатков, дальнейшему развитию. Ожидания оправдались, так как результат участия – плодотворная работа над сайтом с учетом советов и рекомендаций коллег. Новизна и практическая значимость подобной работы очевидна, так как рамки моих профессиональных интересов и возможностей не позволяли мне ранее привлечь к обсуждению моего ресурса такого количества заинтересованных участников. Конструктивная критика, вопросы оппонентов помогли внести определенные коррективы, без которых, как оказалось, проект не был бы конкурентноспособным. Я расширила контент, поработала над дизайном, реализовала в определенном объеме концепцию сайта – объединить разную целевую аудиторию: учителей русского языка и литературы, руководителей школьных методических объединений, учеников, родителей - и создать единое информационно-образовательное пространство для общения, развития творческого потенциала, знакомства с новыми учебными, методическими и дидактическими ресурсами. Необходимо понять, что современный сайт – это не просто визитная карточка, хранилище файлов – это, прежде всего, мультимедийный и интерактивный инструмент для решения важных образовательных задач.
Безусловно, удалось воплотить многие идеи по развитию своего сайта в жизнь: на сегодняшний день его наполнение способствует повышению уровня профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы – в этом я вижу одну из важнейших своих задач как методиста. Пространство сайта – это территория общения единомышленников, и это не декларация. Мне удалось составить определенную программу действий, обратить внимание на слабые позиции, поэтому эти формы дистанционного общения для меня оказались наиболее эффективными, как, впрочем, и посещение других образовательных сайтов. Так, например, мне пришлось основательно поработать над интерактивной составляющей сайта, поскольку многие вопросы относились именно к этой части. В настоящее время на сайте в рамках форума открыто обсуждение «Как я готовлю (сь) к ЕГЭ по русскому языку: учителя, ученики могут поделиться своим опытом, интересными находками. В разделе «Спроси учителя» часто задаются вопросы, касающиеся трудных разделов программы, заданий ЕГЭ и ГИА.



Предложения, пожелания посетители оставляют в гостевой книге. Электронная почта часто выполняет не только информационную функцию, но и консультационную: родители многие вопросы предпочитают обсудить именно в форме электронных сообщений. Безусловно, интерактивное общение расширяет границы образовательного пространства, а это в наше время чрезвычайно важно.
Главная проблема состоит в том, что сайт не так давно начал свое существование, а наполнение контента - задача длительная и трудоемкая. У меня много авторских методических и дидактических электронных пособий, разработок – все это требует времени для размещения на сайте. Некоторую часть я успела представить на сайте, некоторая осталась «за кадром» - буду продолжать и систематизацию, и пополнение ресурса. Следующая проблема – взаимодействие с коллегами, которые с радостью поддержали проект, но нужно время, чтобы представить каждого творческого педагога на нашем сайте, в планах – создание отдельных разделов сайта– «Портфолио педагога», «Портфолио ученика». Над этим будет вестись работа в ближайшее время, эти идеи пришли уже в процессе участия в конкурсе. А это уже следующая проблема: конкурс помог в генерации множества интересных идей, теперь остается найти время для их воплощения в рамках сайта «Школьный олимп». Это и есть программа совершенствования на ближайшее время. Существуют проблемы материального плана, связанные с приобретением доменного имени, размещением сайта на платном хостинге, – все это осуществляется за счет личных средств. Кроме создателя сайта, эти проблемы никто не решит – ни районный отдел образования, ни образовательное учреждение. Как обычно, все держится на энтузиазме и подвижничестве педагога.
Безусловно, персональный сайт руководителя методического объединения способствует решению задач, связанных с активным внедрением в практику педагогов-предметников мультимедийных технологий, совершенствованию профессиональной компетентности учителя, широкому освоению сайтостроительства с целью создания единого образовательного пространства отдельно взятого учреждения, района, региона.
Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | Добавил: elios (29.04.2013) | Автор: Еремеева Елена Владимировна E
Просмотров: 1720 | Комментарии: 2 | Теги: мультимедийные технологии, литературный альманах Звездный час, методическое объединение, персональный сайт учителя | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 kleo-55  
Уважаемая  Елена Владимировна, сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Конференции.

С уважением, Кутузова Елена Юрьевна,  технический эксперт

2 elios  
Большое спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]