Развитие учительского потенциала в Проекте:« Наша новая школа
В России будет подготовлена национальная образовательная стратегия «Наша новая школа» Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», направленна на модернизацию и развитие системы общего образования страны. Об этом сообщил Президент России Дмитрий Медведев 5 ноября 2008 г. в Послании Федеральному Собранию. Как отметил Президент, если во второй половине прошлого века российская образовательная система была признана во всем мире, то в настоящее время она «оставляет желать лучшего». «С передовых позиций мы откатились», – признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы – это угроза конкурентоспособности страны в целом. «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. И, что еще более важно, для пополнения школ новым поколением учителей», – считает глава государства. В этой связи Президент России заявил о том, что полностью поддерживает предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе, – пообещал Президент страны. – Но и педагоги должны уважительно относиться к ученикам, должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». Президентская инициатива «Наша новая школа» включает пять ключевых направлений - обновление образовательных стандартов; - система поддержки талантливых детей; - развитие учительского потенциала; - современная школьная инфраструктура; - здоровье школьников
Главным, из пяти направлений, названо развитие потенциала учительских кадров. Создание сети педагогических мастерских, развитие системы повышения квалификации, - это часть предложений, которые рассматриваются сейчас в рамках проекта. Значительным ресурсом для развития педагогов должны стать новые квалификационные характеристики. Среди обязательных требований - все учителя должны владеть современными информационными технологиями. "Особую роль на современном этапе играет компьютеризация учебного процесса. Достижение всеобщей компьютерной грамотности педагогов пока тормозится, и чаще всего по причине отсутствия доступа учителей к компьютерной технике в школе. Это одна из ключевых проблем.
Все учителя обязаны будут владеть компьютером! Мы должны получить новые стандарты образования, современные стандарты, основанные на требованиях жизни в ХХI столетии,. Мы должны получить новых учителей и новых учеников (в переносном смысле этого слова), то есть подготовленных учителей, независимо от их возраста, которые любят свое дело и хотят работать в школе, несмотря на трудность работы в школе; и учеников, которые и физически, и морально готовы к тому, чтобы получать очень сложное образование. Школа должна быть современной, она не должна быть ветхой в прямом смысле этого слова. Невозможно больше учить детей в бараках, да еще и опасных иногда. И не только потому, что там некомфортно, просто у человека, который получает образование в таких условиях, возникает ощущение, что это образование ничего не стоит. Наоборот, когда в школе есть все, что нужно для обучения, ценность образования выглядит иначе. На первом месте должно быть развитие ребенка, которое и позволит ученику добывать знания, вырабатывать умения и навыки. Раньше учитель просто учил. Потом стали говорить: учить учиться. В новой школе мы должны прививать страсть к учению. Но нельзя ждать, пока новая педагогика придет в школу в готовом виде. Нужна общая смена приоритетов: развитие — на первое место. Если мы со старым багажом войдем в новую школу, мы ее завалим Почему мы говорим прежде всего об учителе? Ответ понятен. Знания может передать и магнитофон, культуру же — только человек, а для многих из детей — только учитель, наиболее развитый, наиболее образованный, наиболее гуманный человек в окружении ребенка. Но как обеспечить разделение по интересам (дифференциацию?). Это нетрудно сделать в большой школе, где много параллелей. А в маленькой школе, где по одному классу? Среди первостепенных, актуальных задач проекта - «обеспечение психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося», «поиск и поддержка талантливых детей и их сопровождение», «выявление и развитие способностей каждого ребенка». В современных условиях возникает сомнение в возможности их эффективного решения, так как во многих образовательных учреждениях сокращаются ставки специалистов, обеспечивающих комплексное, в том числе психологическое, сопровождение обучающихся. …. Построим новую школу, войдем в нее. Дмитрий Медведев обратил внимание на одну из основных проблем российского образования — низкий престиж учителя. «Хотелось бы, чтобы Год учителя в России был не только формальностью, а действительно обратил внимание общества и государства к персоне учителя, чтобы поднималось качество образования, а значит, и престиж страны», —, Год учителя в России должен способствовать повышению престижа профессии в целом, посредством моральных и финансовых мер, предпринимаемых государством. В пример система образования в Финляндии. «качество образования одно из самых высоких в мире. Престиж учителя там настолько высок, что при поступлении в пединститут конкурс 10 человек на место, на вакансию директора школы претендовало 106 человек»,. Престиж учителя не поднять только за один год, необходим системный подход к этой проблеме. В российские школы необходимо привлечь новое поколение учителей — эта мысль также прозвучала в послании Дмитрия Медведева. Необходимо больше внимания уделять повышению квалификации учителей, «Идет новое поколение детей, совершенно другие, чем прежде, с ними работать по-старому, с базой, которую мы получали в институтах 15—20 лет назад, даже десять, просто нельзя». Проблема учителя - забота государства
Острейшей проблемой современной школы является все возрастающий разрыв между учителем и учеником, связанный с тем, что современные дети быстрее овладевают информационно-коммуникационными технологиями, уходят в безбрежное море Интернета и пользуются гораздо более широким доступом к современным информационным ресурсам. Современный учитель, к сожалению, не имеет на это ни времени, ни средств.
Естественно новая школа требует и новых учителей. Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий позволит раскрыться перед детьми не только в роли людей, имеющих богатый профессиональный опыт, но и постепенно освоить азы педагогического труда, научиться слышать и понимать детей, адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы. Работа таких педагогов должна быть обеспечена также консультационной поддержкой вузов и институтов повышения квалификации. Еще одним стимулом качественного педагогического труда должна стать новая аттестация педагогических и управленческих кадров. Центральное место должны занимать профессиональные педагогические компетентности, являющиеся основой для обновления процедур аттестации педагогических кадров. Педагоги, завершающие педагогическую деятельность в связи с выходом на пенсию, должны иметь возможность получить достойное пенсионное обеспечение. Кроме того, лучшие педагоги после выхода на пенсию могут быть привлечены к работе в качестве воспитателей, организаторов самостоятельной и внеклассной работы, консультантов для молодых учителей и учащихся Роль учителя в системе образования С каких бы позиций не подходили мы к вопросу о роли учительства признаем ее ключевой Всё начинается с учителя
Большинство учителей, работающих в школе, это усталые (пенсионного и ближе к пенсионному возрасту) люди, отягощённые массой нерешённых проблем широкого спектра (жильё, материальный достаток, невозможность получения бесплатного и санаторного лечения и др.). Ценности, багаж знаний, набор методических средств и приёмов большинства учителей соответствует другой эпохе и часто вступают в противоречие с требованиями сегодняшнего дня. С возрастом адаптироваться к происходящим экономическим и социально-политическим изменениям в обществе становится всё труднее. Эта приводит к повышению конфликтности в школьных коллективах.
Необходимы действия, способные кардинально изменить положение с обновлением педагогических кадров: 1. Прежде всего, это достойная зарплата и достойная пенсия, возможность приобретения жилья в рамках ипотечного кредитования. 2. Нужна система переподготовки кадров, покидающих школу, но способных работать ещё в другой сфере. Эти гарантии создадут привлекательность профессии, возможность увидеть перспективы. Забота о старшем поколении учителей, и гарантии прав для начинающих создают необходимую динамику в смене поколений учителей, в конечном счёте, это отразится на качестве образования, воспитания, подготовки к жизни. 3. Возможно, необходимо законодательное ограничение предельного педагогического стажа, после которого не рекомендовалось бы продолжать педагогическую деятельность, причём этот стаж можно было бы ограничить 20-25 годами. Ключ к решению проблем образования, успеха модернизации - обновление поколения учителей, привлечение молодёжи, которая ближе новому поколению учеников по взглядам на жизнь, имеет другой вектор педагогической деятельности: от "отчуждённой педагогики" к личностно-ориентированной
ПРЕДЛАГАЕТСЯ: внести в соответствующие государственные органы, проект учреждения почетного звания "заслуженный директор школы Российской Федерации", звания не ведомственного, а федерального уровня, - по аналогии с почетным званием "заслуженный деятель искусств", которым награждались не артисты, а режиссеры, дирижеры, балетмейстеры, выдающиеся организаторы театрального дела. ПРЕДЛАГАЕТСЯ: сформулировать предложение о возможности награждения российскими орденами отдельных выдающихся учителей, именно учителей, кто входит в класс на урок к ученикам, пусть будет тоже лимит, но - орден! И есть орден, название которого точно отражает значение труда учителя: "За заслуги перед Отечеством"…
Переход к Новой школе предполагается выстроить в рамках следующих этапов: • 2009 год: разработка и утверждение концепции ННШ; • 2010 год - организация сети экспериментальных площадок; • 2012 год - создание инновационной сети школ; 2017 год - переход на ННШ как массовую
Готов ли учитель?.. Проект "Образование" - это не только информатизация, проект- в первую очередь, - новые требования и новый взгляд на древнейшую профессию - педагог. А готовы ли учителя к современному взгляду на свою профессию, готовы ли они изменить свое мировоззрение, свои принципы, чтобы вывести учеников, страну на новый виток развития? В постсоветское время был резко подорван авторитет учителя (средства СМИ в этом сыграли не последнюю роль) Изменилось отношение общества к нашей профессии. Хорошо, что сейчас государство пытается поднять статус учительства. В эту профессию должны идти люди с призванием. В современной школе нужны молодые умные педагоги. К сожалению "старая гвардия" уже исчерпала свои возможности. Их богатый опыт и знание предмета уже не воспринимается учениками на трансляционном уровне, а интерактивные технологии многим "не по зубам. Молодыми, умными и с призванием можно обеспечить, в лучшем случае, сотню экспериментальных школ по всей России, а как быть с остальными МОУ. Молодой и умный не пойдет в школу на 7000 рублей, а устроится куда-нибудь на 30000 руб. Без жуткого надзора сверху, пачек отчетов и постоянных проверок. Условия необходимо приводить к мировым уровням: зарплата от 2000 Евро, нагрузка половина рабочего дня, в классе максимум 20 человек, каждые 5 лет оплачиваемый годовой отпуск на повышение квалификации + льготы. И конечно, учитывая колоссальный накопленный инновационный опыт, нужно его передавать учителям. Новые регалии - это преподаватель широкого профиля, хотя бы разбирающийся в разных областях искусства и культуры и в смежных профессиях. Хороший учитель - прежде всего хороший ученик. И конечно прекращение даже попыток унижения человеческого достоинства преподавателей. «Совершенно очевидно, что роль учителя и престиж преподавательской работы будет только возрастать, – убежден Дмитрий Медведев. – Уверен, что энтузиазм и неравнодушие, чуткое и бережное отношение к своим питомцам, верность славным традициям отечественного образования будут и впредь отличать российский педагогический корпус».
Новой школы еще нет. Мы все вместе должны ее построить. Войдем в новую школу — не будущую, а ту, что из сегодня вырастает в завтра. …Новая школа закладывает гарантии обновления. Построим новую школу, войдем в нее.