Пятница, 09.12.2016, 22:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Информатика » ИКТ

комбинированный урок «Защита информации в компьютерных сетях» в 7 классе
Цель урока:
сформулировать рекомендации, направленные на повышение безопасности работы пользователя в Интернете.

Задачи:
1. сформировать систему умений по анализу и отбору инструментов и средств ИКТ для организации безопасной работы в сети Интернет;
2. сформировать знание методов предупреждения информационной опасности в сети Интернет;
3. способствовать формированию навыков самостоятельной работы и мотивации негативного отношения к созданию и распространению вредоносных программ.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методы: частично-поисковый, беседа.

Оборудование:
• персональные компьютеры (компьютерный класс) с подключением к сети Интернет,
• локальная сеть между компьютерами класса,
• интерактивная доска,
• мультимедийный проектор,
• браузер,
• социальные сервисы,
• презентация учителя на тему «Защита информации в компьютерных сетях»,
• раздаточный материал.

Ход урока

1. Мотивация:
На экране открыта картинка, на которой изображен баннер, блокирующий работу компьютера.
Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку.


Ребята, скажите, что с моим компьютером?
(Варианты ответов: компьютер заблокирован, что это баннер и т.д.)
И что мне делать?
(Варианты ответов: разблокировать, пригласить технического специалиста, отправить СМС и т.д.)
Выясняем, что правильно: пригласить технического специалиста, а неправильно: отправить СМС – это мошенничество. (Дети смогут сами привести примеры из жизни)
А откуда взялся этот вирус?
(Варианты ответов: из Интернета, из сети и т.п.)
Тогда, ребята, подскажите, пожалуйста, о чем же мы сегодня будем разговаривать?
(Варианты ответов: о вирусах, о мошенничестве, о защите компьютера, о защите информации)
Итак, тема сегодняшнего урока «Защита информации в компьютерных сетях».

2. Целеполагание:
Скажите, пожалуйста, какова же цель сегодняшнего урока?
(Варианты ответов: изучить опасные угрозы сети Интернет и методы борьбы с ними)
Скажите, пожалуйста, что мы сегодня на уроке должны повторить?
(Варианты ответов: вирусы, антивирусные программы, способы защиты от вирусов, компьютерные сети и т.д.)
Верно, сегодня мы вспомним и обсудим, уже известное Вам понятие защиты информации и компьютерных сетей. Выслушаем мнения о способах защиты информации в компьютерных сетях.
Обучающиеся записывают в тетрадь тему урока и дату.

3. Содержание учебного материала:
Учащиеся записывают в тетрадь основные определения самостоятельно по ходу беседы.
Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов.
На сегодняшний день практический каждый человек, так или иначе, пользуется сетью Интернет. Возможности Интернет безграничны. Перечислите, пожалуйста, основные функции сети Интернет?
(Варианты ответов обучающихся: учеба, поиск необходимой информации, перевод денежных средств, отдых и многое другое)
Однако, многие пользователи даже не задумываются о том, какая опасность поджидает нас во всемирной паутине.
Ребята, скажите, кому-нибудь из Вас родители рассказывали о возможных опасностях при работе в сети Интернет? Если да, то о чем именно?
(Варианты ответов обучающихся: да, нет, говорили не нажимать на рекламу и т.п.) Но в большинстве выясняется, что не многие родители сами знают о таких угрозах.
А теперь давайте обратимся к статистике в сети Интернет. Рейтинг самых опасных угроз распределяется следующим образом (Приложение 1. Презентация к уроку) (Слайд презентации «Рейтинг угроз»):
1. Вредоносные программы
2. Кража информации
3. Халатность сотрудников
4. Хакерские атаки
5. Финансовое мошенничество
6. Спам
7. Аппаратные и программные сбои
Как вы видите, угроз достаточно много и все они связаны между собой, например, из-за халатности сотрудников может произойти кража информации, а кража информации в свою очередь, может быть связана с финансовым мошенничеством.
Но, конечно же, лидером среди угроз являются вирусы. Давайте посмотрим, что такое вирусы, и какими они бывают. (Слайд презентации «Компьютерный вирус»)
Компьютерный вирус — разновидность компьютерных программ или вредоносный код, отличительной особенностью которых является способность к размножению (саморепликация).
Классификация вирусов (Слайд презентации «Классификация вирусов»)
В настоящее время не существует единой системы классификации и именования вирусов. Принято разделять вирусы на следующие группы.
Учитель озвучивает классификацию вирусов.
Приложение 2. Раздаточный материал «Классификация вирусов»:
1. По поражаемым объектам (Слайд презентации «Классификация вирусов по поражаемым объектам»)
Файловые вирусы. Это вирусы-паразиты, которые при распространении своих копий обязательно изменяют содержимое исполняемых файлов, при этом файлы, атакованные вирусом, в большинстве случаев полностью или частично теряют работоспособность)
Загрузочные вирусы. Это компьютерные вирусы, записывающиеся в первый сектор гибкого или жесткого диска и выполняющиеся при загрузке ПК.
Скриптовые вирусы. Требуют наличия одного из скриптовых языков (Javascript, VBScript) для самостоятельного проникновения в неинфицированные скрипты.
Макровирусы. Это разновидность компьютерных вирусов разработанных на макроязыках, встроенных в такие прикладные пакеты ПО, как Microsoft Office.
Вирусы, поражающие исходный код. Вирусы данного типа поражают или исходный код программы, либо её компоненты (OBJ-, LIB-, DCU- файлы) а так же VCL и ActiveX компоненты.
2. По поражаемым операционным системам и платформам (Слайд презентации «Классификация вирусов По поражаемым ОС и платформам»)
DOS, Microsoft Windows, Unix, Linux
3. По технологиям, используемым вирусом (Слайд презентации «Классификация вирусов По технологиям»)
Полиморфные вирусы. Вирус, который при заражении новых файлов и системных областей диска шифрует собственный код.
Стелс-вирусы. Вирус, полностью или частично скрывающий свое присутствие в системе, путем перехвата обращений к операционной системе, осуществляющих чтение, запись, чтение дополнительной информации о зараженных объектах (загрузочных секторах, элементах файловой системы, памяти и т. д.)
Руткит. Программа или набор программ для скрытия следов присутствия злоумышленника или вредоносной программы в системе.
4. По языку, на котором написан вирус (Слайд презентации «Классификация вирусов По языку»)
• ассемблер,
• высокоуровневый язык программирования,
• скриптовый язык и др.
5. По дополнительной вредоносной функциональности (Слайд презентации «Классификация вирусов По дополнительной вредоносной функциональности»)
Бэкдоры. Программы, которые устанавливает взломщик на взломанном им компьютере после получения первоначального доступа с целью повторного получения доступа к системе
Шпионы. Spyware — программное обеспечение, осуществляющее деятельность по сбору информации о конфигурации компьютера, деятельности пользователя и любой другой конфиденциальной информации без согласия самого пользователя.
Ботнеты. Это компьютерная сеть, состоящая из некоторого количества хостов, с запущенными ботами — автономным программным обеспечением. Обычно используются для нелегальной или неодобряемой деятельности — рассылки спама, перебора паролей на удалённой системе, атак на отказ в обслуживании.

(Слайд презентации «Уголовный кодекс») Каждый день появляются все новые и новые вирусы. Вам необходимо знать, что создание и распространение вредоносных программ (в том числе вирусов) преследуется в России согласно Уголовному кодексу РФ (глава 28, статья 273).
(Слайд презентации «Доктрина») Также в нашей стране существует доктрина информационной безопасности РФ, согласно которой в России должен проводиться правовой ликбез в школах и вузах при обучении информатике и компьютерной грамотности по вопросам защиты информации в ЭВМ, борьбы с компьютерными вирусами, детскими порносайтами и обеспечению информационной безопасности в сетях ЭВМ.
Поэтому сегодня я расскажу вам о том, как обезопасить себя, своих друзей, свой личный или рабочий компьютер, чтобы не стать жертвой сетевых угроз.

Учитель озвучивает способы борьбы с сетевыми угрозами.
Приложение 3. Раздаточный материал «Способы борьбы с сетевыми угрозами».
Итак, как же бороться с сетевыми угрозами?
1. Установите комплексную систему защиты (КСЗ). (Слайд презентации «КСЗ»)
Установка обычного антивируса – вчерашний день. Сегодня актуальны так называемые «комплексные системы защиты», включающие в себя антивирус, файрволл, антиспам-фильтр и еще пару-тройку модулей для полной защиты вашего компьютера. Новые вирусы появляются ежедневно, поэтому не забывайте регулярно обновлять базы сигнатур: лучше всего настроить программу на автоматическое обновление.
2. Будьте осторожны с электронной почтой. (Слайд презентации «Электронная почта»)
Не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту. Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после их открытия. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.
3. Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome или Apple Safari. (Слайд презентации «Браузеры»)
Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.
4. Обновляйте операционную систему Windows. (Слайд презентации «Обновление ОС»)
Постоянно обновляйте операционную систему Windows. Корпорация Microsoft периодически выпускает специальные обновления безопасности, которые могут помочь защитить компьютер. Эти обновления могут предотвратить вирусные и другие атаки на компьютер, закрывая потенциально опасные точки входа.
5. Не отправляйте SMS-сообщения. (Слайд презентации «СМС-сообщения»)
Сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.
При отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.
Поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.
6. Пользуйтесь лицензионным ПО. (Слайд презентации «Лицензионное ПО»)
Если вы скачиваете пиратские версии программ или свеженький взломщик программы, запускаете его и сознательно игнорируете предупреждение антивируса, будьте готовы к тому, что можете поселить вирус на свой компьютер. Причем, чем программа популярнее, тем выше такая вероятность. Лицензионные программы избавят Вас от подобной угрозы!
7. Используйте брандмауэр. (Слайд презентации «Брендмауэр»)
Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.
8. Используйте сложные пароли. (Слайд презентации «Пароли»)
Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семи символьный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.
9. Делайте резервные копии. (Слайд презентации «Резервные копии»)
При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.
10. Функция «Родительский контроль» обезопасит вас. (Слайд презентации «Родительский контроль»)
Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.
Не стремитесь утаивать от родителей круг тем, которые вы обсуждает в сети, и новых Интернет-знакомых, это поможет вам реально оценивать информацию, которую вы видите в сети и не стать жертвой обмана.
Соблюдая эти правила, вы сможете избежать многих сетевых угроз.

4. Планирование:
(Приложение 4. Задание для обучающихся,
Приложение 5. Рекомендации для учителя по организации и выполнению задания
)

На столах лежат по два листа раздаточного материала с теоретическими знаниями по теме:
1. «Классификация вирусов»
2. «Способы борьбы с сетевыми угрозами»
Весь раздаточный материал распечатан на цветных листах (использую в данном случае 5 цветов для «Классификации вирусов» и четыре цвета для «Способов борьбы с сетевыми угрозами»)

Итак, для закрепления материала Вам необходимо будет создать две ментальных карты по заданным темам. Ваша задача распределиться на две группы - по цвету листочка раздаточного материала и теме.
Обучающиеся садятся за компьютеры в соответствии с темой и цветом (на компьютерном столе написано, какому цвету и теме за какой компьютер нужно садиться). Дальнейшая работа проходит в микрогруппах, распределенных по цвету и теме.
На ПК обучающихся учитель до урока открывает сервис Bubble.us для темы «Классификация вирусов» (5 компьютеров, на всех ПК уже предоставлен доступ к документу) и MindMeister для темы «Способы борьбы с сетевыми угрозами» (4 компьютера, на всех ПК уже предоставлен доступ к документу). В каждом сервисе заготовлена основа темы, чтобы ребятам было с чего оттолкнуться в начале работы. На ПК учителя так же открыты оба сервиса со ссылкой на документы, в которых будут работать обучающиеся.
Ребята, данные сервисы позволяют осуществлять коллективную работу над одним документом. Вам необходимо разделить весь текст на 5 и 4 частей соответственно и договориться, кто какую часть берет в своей группе.
Результатом такой работы станет две ментальных карты по заданным темам.

5. Практическая деятельность учащихся:
Ребята работают над поставленной задачей в течение 15 минут.

6. Осуществление контроля и коррекции:
По окончании работы ребята всей группой выходят к доске и в режиме интерактивного взаимодействия (вся схема сразу на экране будет слишком мала, на интерактивной доске ребята увеличивают или уменьшаю ее) представляют созданную схему (защищают).
Группы задают друг другу вопросы, по мере появления.

7. Оценивание учащихся:
Группы самостоятельно оценивают работу внутри группы и работу другой группы в соответствии с имеющимся раздаточным материалом.
Учитель фиксирует оценки, делает свои замечания.

8. Рефлексия:
Подвести итоги. Обсудить с учащимися те меры, которые они теперь будут применять для повышения безопасности в сети Интернет.

9. Домашнее задание:
Ребята, скажите, а все ли угрозу в сети Интернет мы обсудили?
(Варианты ответа: да, нет – существует еще и угроза обмана в сети)
Тогда к следующему уроку вы можете подготовить ментальную карту или презентацию по темам на выбор:
• «Правила Нетикета»,
• «Какие опасности ждут меня в Интернете?»,
• «Правила безопасного Интернета».

Использованные материалы:
1. Методические рекомендации: Методика организации недели «Безопасность Интернет»./Авторы составители: Селиванова О. В., Иванова И. Ю., Примакова Е. А., Кривопалова И. В. - Тамбов, ИПКРО 2012.
2. Рекомендации «Безопасный Интернет». / Автор-сост.: Н.И. Баскакова,/ Под общей ред. Н.К. Солоповой, к.п.н., доцента, проректора по учебно-методической работе и информатизации ТОИПКРО. – Тамбов: ТОИПКРО, 2011. – 191 с.
3. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.
4. Безопасный компьютер и Интернет для детей: новая программа повышения квалификации преподавателей АПКиППРО //Microsoft в образовании. — [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. – cop. 2008 – Режим доступа: http://www.ms-education.ru.
5. Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Компьютерный_вирус
Категория: ИКТ | Добавил: kondratevats (22.07.2014) | Автор: Кондратьева Татьяна Сергеевна E
Просмотров: 880 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1  
Уважаемая Татьяна Сергеевна!         

Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию в Третьей Всероссийской научно – методической конференции  «Мультимедиа технологии в современном образовании»!          

Технический эксперт   И.А. Мухина

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]