Методическая разработка урока по теме "Составление и оформление протокола".
Урок производственного обучения профессия «Делопроизводитель», продолжительность урока 90 минут
ПЛАН УРОКА
Профессия: «Делопроизводитель». Тема урока: «Составление и оформление протокола». Тип урока: Урок изучения трудовых процессов и комплексных операций. Цели урока: Обучающая: Отработать приемы при выполнении комплексов операций в трудовом процессе по составлению и оформлению протокола: повторить и закрепить знания учащихся по составлению информационно- справочной документации (протокол); совершенствовать умения и навыки печати на клавиатуре; отработать рациональные приемы работы с файлами; отработать умения по построению алгоритма действий по составлению и оформлению на компьютере информационно - справочной документации (протоколов полной формы); совершенствовать выполнение комплексов операций в операционной системе Windows XP и в текстовом процессоре MS Word 2007. Развивающая: развить мотивацию к познанию и творчеству в выбранной профессии; развить творческое и аналитическое мышление; развить наблюдательность, внимание, механическую, зрительную память; Воспитательная: закрепить навыки проведения самоконтроля и взаимоконтроля качества выполнения работ; воспитать бережное отношение к оборудованию; воспитать сосредоточенность, аккуратность, добросовестность при выполнении работы; формировать самостоятельность, настойчивость в достижении поставленных задач; воспитать стремление быть лучшей в своей профессии; формировать культуру труда. Материально-техническое оснащение урока: персональные компьютеры – 15 шт.; операционная система Windows XP; текстовый процессор MS Word-2007; мультимедийный проектор; интерактивная доска; Дидактическое оснащение: презентация; слайды тестового задания для повторения; слайды по правилам ТБ; рабочая тетрадь; слайды для интерактивной доски «Реквизиты»; образцы протоколов; задания для выполнения на ПК. Межпредметные связи: «Техника машинописи»: Требования к оформлению машинописной страницы. «Делопроизводство»: Документы информационно-справочного характера. «Информационные технологии»: Обработка текстовых документов. «Основы редактирования», Русский язык.
Домашнее задание: Учебное пособие Н.М. Пожникова «Документы, корреспонденция и делопроизводство», тема №5,(стр. 32-34). 1) повторить правила составления и оформления протокола (разной формы); 2) повторить систему расположения реквизитов.
КОНСПЕКТ УРОКА
СЛАЙД №1. Тема урока «Составление и оформление протокола».
Мастер производственного обучения объявляет тему урока и задает вопрос: «Скажите, а Вам знакомо слово протокол? Что вы знаете об этом слове?».
СЛАЙД №2. Учащиеся совместно с мастером отвечают на поставленный вопрос, дают характеристику данному виду документа. Мастер производственного обучения: «У меня сразу возникает вопрос, каков срок хранения протокола: год, 10 лет, 70. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос: Протоколы имеют постоянный срок хранения. Мастер производственного обучения: "Как вы думаете, много ли таких документов, в делопроизводстве которые имеют постоянный срок хранения?». Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
СЛАЙД №3. Сегодня на уроке мы будем, отрабатывать умения по составлению и оформлению протокола используя рациональные приемы. Сейчас на рынке труда востребован специалист, обладающий такими качествами, как мобильность, креативность, профессионал своего дела. А значит, вам как будущим специалистам надо развивать свои профессиональные качества. Вот поэтому так важно научиться грамотно, составлять и оформлять протоколы. На столах находятся рабочие тетради по теме «Составление и оформление протокола». В этих тетрадях собран основной материал по теме. На протяжении всего урока мы будем работать с ними. В конце тетради, есть словарь, к которому тоже можно будет обращаться. Сейчас предлагаю вспомнить основные понятия, связанные с темой нашего урока.
СЛАЙД №4, 5, 6, 7,8. Внимание на экран! Ответы на вопросы теста в презентации.
СЛАЙД №9. Скажите, пожалуйста, знакомо ли вам слово реквизит? Слово реквизит образовано от латинского (requisitum) – что означает потребность. Это формальные элементы в составе документа, отсутствие которых лишает его юридической силы. Значит любой документ обязательно должен содержать реквизиты. Для выполнения заданий используются слайды, созданные в программе «Notebook», интерактивной доски Smart. Для перехода к слайдам кнопка с гиперссылкой. Теперь давайте вспомним, какие реквизиты необходимы для оформления протокола. Для этого предлагаю выполнить следующие задания: на доске вы видите различные реквизиты, я прошу вас оставить только те, которые необходимы для протокола, (учащиеся перемещают на слайде интерактивной доски реквизиты из одного столба в другой); следующее задание расположите реквизиты в той последовательности, в которой они должны быть в протоколе, (учащиеся перемещают на слайде интерактивной доски реквизиты из одного столбца в другой). Итак, сейчас на доске вы видите в каком порядке, должны быть расположены реквизиты в протоколе. Теперь давайте посмотрим на форму формуляра протокола. Как вы думаете, к какому виду протокола можно отнести такого рода формуляр. Форму рассматривают в рабочей тетради. Отвечают учащиеся: «Это формуляр полного протокола».
СЛАЙД №10. Мастер производственного обучения: «Протоколы оформляются на бланках организации, содержат реквизиты. Текст протокола состоит из 2 частей вводной и основной. Вводная часть содержит информационные слова. Председатель, секретарь, присутствовали. Основная часть текста строится с вопросами повестки дня. Обсуждение вопроса повестки дня строится по схеме Слушали – выступали – постановили, (пример). На практике так же применяю краткую и сокращенную форму протокола. В протоколе краткой формы указывается только список присутствующих, рассматриваемые вопросы. И принятые решения. (пример). В сокращенной форме протокола после списка присутствовали указывается порядковый номер вопроса по повестке дня и печатается заголовок к докладу (пример). Примечание все примеры учащиеся просматривают в рабочей тетради. Мы с вами повторили все, что касается правил составления протокола, а теперь давайте вспомним из курса техники машинописи, какие правила применяют к оформлению текста для протокола. Итак, нам потребуется одна из текстовых программ, самая распространенная это программа Word. Скажите, какие способы запуска программы вы знаете? какой шрифт и размер используется для текста в документе? какие параметры страницы устанавливают? как оформляются слова председатель, присутствовали и т.д. (рассмотреть на примере формуляра.)? Для того, чтобы документ был эстетично оформлен, я рекомендую заполнить протокол с использованием таблицы. Для этого вам потребуется лента Вставка – Таблица, далее указать количество строк и столбцов. Кроме того, что документ должен быть правильно составлен и оформлен, он должен быть эстетичным. Чтобы его приятно было просматривать, читать и делать выводы, что этот человек любит и знает свою работу. Потому что он ее делает качественно. Мы с вами разобрали все вопросы, которые касаются темы урока. В рабочей тетради на стр. 7 у вас находится полная форма протокола, по которой сейчас вы будете выполнять работу на компьютере. Вам необходимо выполнить 2 задания. Первое вы выполните по шаблону который находится на странице 8, а второе задание вам дано в виде повествовательного текста, т.е. вы самостоятельно создадите новый документ и введете данные, обращаясь к тексту на странице 10. Не забывайте про самоконтроль, т.е. будьте внимательны при вводе текста и его оформлении.
СЛАЙД №11, 12, 13. Прежде чем вы пройдете за свои рабочие места и начнете выполнять работу, давайте повторим правила ТБ. Прошу пройти за свои места, и начать работу. Желаю удачи! Заключительный инструктаж. Наш урок подходит к концу. Я прошу вас сохранить документы, с помощью кнопки расположенной на панели инструментов. Созданные документы не закрывайте. Перейдите, пожалуйста, к компьютеру напротив, и оцените работу вашего товарища. В оценочном листе поставьте оценку. А, теперь вернитесь с к своим рабочим местам, закройте окна всех работающих программ, и пройдите за парты. Итак, давайте обсудим работу на уроке. Все было для вас понятным при создании и оформлении протокола? Может, у кого-то возникли проблемы по оформлению? Мне приятно сообщить, что вы все хорошо справились с заданиями и за урок получаете положительные отметки.
СЛАЙД №14. Домашнее задание. Для выполнения рефлексии используется слайд, созданный в программе «Notebook», интерактивной доски Smart. Для перехода к слайду кнопка с гиперссылкой. Посмотрите на доску, вы видите две графы, в одной смайлик смеется, в другой грустит. Я прошу вас оценить урок с помощью этих смайликов. Подойдите к доске и если урок вам понравился, перетащите смайлик в соответствующую графу». Учащиеся по одному подходят к доске и перемещают смайлик в соответствующий столбец. Благодарю учащихся за урок.