Суббота, 03.12.2016, 16:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 164
Гостей: 164
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Эффекты использования ММ в образовании

Использование мультимедийных технологий для формирования информационной компетентности в начальной школе
В 2011 году все образовательные учреждения нашей страны перешли на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (НОО), отличительной особенностью, которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развития личности обучающегося, формирование универсальных учебных действий (УУД).
Древняя китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».
Эти слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности учебной работы.
Важным элементом формирования УУД на ступени НОО является ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Информационная компетентность обучающихся преимущественно формируется в начальной школе, а на последующих этапах обучения лишь развивается и совершенствуется. Начав обучение, ребенок впервые сталкивается с большим потоком информации, которой необходимо результативно управлять. Это приводит к необходимости овладеть способами работы с информацией, то есть информационной компетентность.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры современного школьника. Виртуальный мир становится привычной средой обитания для обучающихся, где они чувствуют себя комфортно и уверенно, а у нас, педагогов, появляется возможность, используя ИКТ, представляющие комплекс прогрессивных и эффективных педагогических приемов и методов, внедрять в учебный процесс самые смелые, неожиданные идеи и уникальные проекты.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- повышение мотивации и эффективности процесса обучения;
- активизация познавательной деятельности;
- совершенствование методик проведения уроков, как средство самообразования;
- повышение уровня знаний обучающихся.
Огромной ценностью, с точки зрения информационной компетентности, является урок. Именно здесь формируется отдельные аспекты.
Для оптимизации учебного процесса и для достижения поставленных целей использования ИКТ, педагог начинает внедрять и использовать современные средства: интерактивное оборудование, интерактивные учебные пособия.
Начиная работать с этими средствами, педагог понимает, что в современной школе все большая роль отводится методам активного познания, самообразованию, дистанционным образовательным программам, предполагающим использование принципиального новшества, вносимого компьютерными технологиями в образовательный процесс – интерактивности, позволяющей развивать активно-деятельностные формы обучения. При этом появляются следующие важные вопросы:
- Какие формы деятельности, активизирующие образовательный процесс, целесообразно применять на уроке?
- Как достичь того, чтобы урок, но котором применяются новые технологии, был познавательным, учитывал интересы обучающихся, оставлял некоторую недосказанность и побуждал к творчеству, чтобы, закончив урок со звонком, ребятам хотелось прийти еще и вновь, с интересом и увлечением раскрывать новые тайны изучаемого предмета?
- Существенно ли изменится интерес обучающихся к предмету, эффективность их самостоятельной работы и в целом эффективность учебного процесса, если использовать на уроках современные технические средства обучения и интерактивные технологии?
Практика показала, что именно яркий, выразительный, динамичный, вызывающий интерес наглядный материал помогает включить ученика в активную работу и обеспечить наиболее полное восприятие целесообразного образа изучаемой ребенком информации.
Увидев впервые интерактивное оборудование в начальной школе, меня это, как учителя информатики заинтересовало. ИКТ я всегда использую на уроках, но это только мультимедийный проектор и маркерная доска. А ведь использование интерактивного оборудования предоставляет гораздо больше возможностей. То, что учение видит на большом экране интерактивной доски подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами, надолго остается в его памяти. В отличие от традиционных методов демонстрации наглядности, интерактивная доска позволяет увидеть действие. Обучающиеся не только мысленно могут совершать эти действия вместе с объектом, но и «прожить» его, «прочувствовать», что способствует более качественному усвоению знаний, помогает разнообразить работу на уроке, применяя научную организацию труда, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации при помощи интерактивной доски, а также использование анимации способствует повышению качества преподносимой на уроке информации. Обучающие перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале, тем самым повышается познавательная активность и мотивация к обучению, а это является залогом успешного урока. Ведь каждый из присутствующих желает стать «главным» на уроке.
Проводя беседы с родителями и согласно наблюдению других учителей, у обучающихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что ребенок стал лучше усваивать материал на уроке. Внимание повышается естественным образом, детям интересно, каждый хочет почувствовать себя в роли учителя на уроке, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объем работы, чем раньше, для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени. А это немаловажный фактор в оздоровлении детей.
Но как, располагая только проектором и экраном, достичь всего этого. В-первую очередь, я изучила имеющееся у меня оборудование и выяснила, что проектор в моем кабинете с интерактивными возможностями. Настроила оборудование, установила необходимое программное обеспечение, но этого оказалось мало. Не хватало практики и опыта. Поэтому прошла курсы повышения квалификации, где не только познакомилась с возможностями интерактивного оборудования, но и на практике изучило его применение. Участвуя параллельно в сетевом дистанционном проекте учителей нашего города, изучила интерактивное приложение MimioSrudio, которое открыло для меня много возможностей для работы и творчества.
На своих уроках информатики в начальной школе использую следующие формы работы:
- С интерактивной доской:
• работа с текстом и изображениями;
• создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
• совместная работа над текстами, таблицами и изображениями;
• делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений;
• демонстрация веб-сайтов через интерактивную доску всем слушателям;
• использование групповых форм работы;
• использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.;
• изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски;
• демонстрация учебных видеороликов;
• создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;
• создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке.
- С документ-камерой:
• демонстрация реальных объектов;
• возможность быстрого редактирования письменных работ обучающихся (работа над ошибками);
• установления обратной связи;
• проведение тестов, контрольных и срезовых работ с демонстрацией заданий и ответов.
Перечисленные формы работы позволяют обучающимся овладеть практическими навыками, общеучебными умениями, которые являются важнейшим компонентом овладения информационной грамотностью и информационной культурой, помогает обучающимся подготовится к полноценной жизни в современном обществе, а ведь это и есть главная задача федеральных государственных образовательных стандартов.
Если затрагивать вопрос эффективности учебного вопроса, можно отметить, что все мои ученики демонстрируют устойчивый интерес к изучению предмета информатика, а именно: владеют навыками работы на интерактивной доске, персональном компьютере.
Наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности с применением ИКТ-компонента показало, что дети стали более инициативны, стремятся участвовать в обсуждении заявленных вопросов на уроке, активно работают у доски, не боятся высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Для диагностики уровня информационной компетентности использую комплексные проверочные работы на предметной и мета-предметной основе, позволяющие проверить первичные навыки работы с информацией, представленной в разных формах, умение интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; умение использовать такие виды чтения, как поисковые.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что формирование информационной компетентности является необходимым условием развития школьника, условием успешности его дальнейшего обучения и саморазвития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт/Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
2. Ковалёва А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. — 2006.
3. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А., Фоминых Н.М. Диагностика формирования информационной компетентности младших школьников.— М.: «Русское слово», 2013.
Категория: Эффекты использования ММ в образовании | Добавил: ElenaNaz (11.02.2015) | Автор: Назарова Елена Владимировна E
Просмотров: 521 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Ваша работа отклонена, т.к. по Положению с 05 марта 2014 г. по 31 января 2015 г. – подготовка и размещение статей на сайте Конференции www.moi-mummi.ru

Ваша работа размещена 11 февраля.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]