Пятница, 29.03.2024, 08:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

Информационно – коммуникационные технологии
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; вовлеки меня – и я научусь».
Урок без использования наглядных пособий соответствует первой части данной посло-вицы: расскажи мне – и я забуду; современный мультимедийный урок, соответствует второй части: покажи мне – и я запомню; а использование ИКТ учащимися при выполнении проектов соответствует третьей части пословицы: вовлеки меня – и я научусь.

Педагоги, работающие в нашей школе, вовлекают учащихся в создание различных ин-дивидуальных и групповых тематических, предметных, интегрированных и социальных муль-тимедийных проектов, которые имеют личную значимость для учащихся или значимость для дальнейшей организации учебно-воспитательного процесса.
Вовлекая учащихся в творческий процесс, мы создаём условия для более прочного ус-воения знаний, умений и навыков, а так же развития личности, творчества, навыка самостоя¬тельной работы с информацией, формирования у обучаю¬щегося универсального умения ставить и решать зада-чи, формирования у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, об¬думывать принимаемые решения и планировать действия, эффек¬тивно сотрудничать в разнообразных группах.

С 2009 года в нашей школе реализуется Программа развития, главная цель которой: создание системы оптимальных организационных, психолого – педагогических, ресурсных ус-ловий для выявления и развития у детей повышенной познавательной активности в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.

Для достижения поставленной цели разработаны следующие комплексно – целевые подпрограммы:

• Создание системы развития детской одарённости через активизацию различных форм внеурочной деятельности.
• Центры развития личности школы гражданского становления.
• Здоровье.
• Система интеграционного обучения как необходимое условие инновационного раз-вития школы.
• Открытое информационное пространство - платформа инновационного развития школы.
• Семья и школа – социальные партнёры.

Для реализации данных подпрограмм используется много различных форм работы с учащимися и их родителями, методов и технологий. Одной из используемых технологий явля-ется технология деятельностного подхода (проектно - творческая деятельность), позво-ляющая учащимся выполнять работы на протяжении некоторого отрезка времени, а не уклады-ваться в жёсткие рамки урока, что способствует более качественному их выполнению, повышению творческой активности, что даёт возможность довольно часто «по – новому» взглянуть на ученика, увидеть его индивидуальность.
С 2011 - 2012 учебного года на базе школы открыта областная опытно-экспериментальная площадка по теме «Интегративный подход к обучению как основа фор-мирования универсальных учебных действий в условиях введения стандартов 2-ого поколе-ния». Приоритетным видом деятельности выбран познавательный – формирование у уча-щихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
А данный вид деятельности наилучшим образом реализуется через проект. И не просто проект, а мультимедийный проект, который позволяет продемонстрировать учащимся свои навыки владения различными прикладными программам, представить результат проектирова-ния в наиболее воспринимаемом виде, даёт возможность увидеть ребят, одарённых в сфере компьютерных технологий, что повышает их самооценку, усиливает интерес к изучаемым пред-метам.
В наш век – век информации и информационных технологий, компьютер так или ина-че вошёл в жизнь каждого человека. Работа с информацией, представленной в некомпьютерном виде, отходит на второй план. Всё большее число предприятий приглашает творческих компь-ютерно - грамотных специалистов, способных работать в группе. Поэтому современному чело-веку необходимо уметь применять различные программы для моделирования реальных процес-сов, объектов, явлений, достигая поставленной цели подходить к решению задач творчески, уметь эффективно сотрудничать с другими людьми.
Работа над проектом предполагает групповую деятельность учащихся под руково-дством учителей, которые выступают в роли консультантов. Такой вид деятельности даёт уча-щимся больше свободы в выборе методов для достижения поставленной цели, позволяет про-явить творчество, воспитывает ответственность за полученный результат.
Человек в процессе своей жизнедеятельности вынужден участвовать в огромном количестве групп: семья, друзья, класс, профессиональный коллектив. Работа в малых группах даёт возмож-ность учащимся примерить различные социальные роли: побыть как в роли подчинённого, так и в роли управляющего. Т. е. научиться не только организовывать работу группы, управлять процессом решения поставленной задачи, но и быть подчиненным (выполнять заданный объём работы в определённый срок, обсуждать предложенные варианты решения поставленной зада-чи, внести больше творчества). Этот метод позволяет учащимся оценить работу всей команды и каждого, т. е. вырабатывается адекватная самооценка. Ребята учатся терпимо относится к ближ-ним, уважать мнения товарищей, культурно общаться.
В ходе работы над проектом развиваются познавательные навыки, умение самостоя-тельно добывать информацию, анализировать, ориентироваться в ней, обобщать и представлять её, используя различные компьютерные и некомпьютерные формы, умение планировать время, решать проблему, т.е. формируются УУД. Работа над проектом позволяет формировать знания по различным дисциплинам и развивать умения и навыки работы в прикладных программах.
Выполняя проекты и интегрированные проекты в виде презентаций, видео и Flash – ро-ликов, сайтов, программ на языках программирования и т. д., которые можно использовать, на-пример, в качестве учебного пособия при изучении материала на уроках в разных классах, с ко-торыми можно выступить на ученической научно - практической конференции, ученики видят свои результаты, видят их полезность, поэтому работают с интересом. Задание интересно то-гда, когда есть результат.
Мультимедийный проект, созданный учащимися с использованием анимирован-ных изображений, аудио сопровождения, видео роликов и используемый на уроках в ка-честве пособия, притягивает внимание других учащихся, за счёт чего возникает интерес к содержанию, раскрываемому в проекте.
Разнообразные проекты, в том числе и мультимедийные, учащиеся нашей школы вы-полняют постоянно. Это и отчётные проекты по рассмотренным темам и разделам в ходе изу-чения предметного материала учащихся 5 – 11 классов, которые оцениваются, анализируются, демонстрируются в классе, других классах. По завершению изучения элективных курсов уча-щиеся 9 классов подготавливают проекты, которые потом представляют на заседаниях школь-ного научного общества, на городских научно-практических школьных конференциях. По окончании изучения предметов многие учащиеся выбирают в качестве экзамена защиту про-екта, в том числе интегрированного проекта, которые в дальнейшем демонстрируют на школь-ных конференциях, с которыми участвуют в сетевых конкурсах. Ребята, занимающиеся в клас-сах 7-ого вида так же разрабатывают проекты - демонстрацию своих достижений, с которым выступают на родительских собраниях, заседаниях НОУ. Учащиеся начальных классов вы-полняют социальные проекты совместно с родителями. По окончании работы центров разви-тия личности, работа в которых регламентируется одной из комплексно-целевых подпрограмм Программы развития, ребята также представляют мультимедийные проекты.

Мультимедийные проекты с использованием ИКТ, выполняемые нашими учащимися, можно разделить на следующие группы:
• отчётные проекты по завершению изучения тем или разделов, элективных кур-сов, экзаменационные проекты;
• проекты по завершению работы центров развития личности;
• предметные;
• интегрированные;
• социальные проекты.
В зависимости от проекта, на его выполнение отводится от нескольких дней до не-скольких недель и даже месяцев, если это экзаменационный проект. По выполнении учащиеся защищают проекты, выступая
- в своём классе, в других классах;
- на заседании школьного научного общества;
- на городской научно-практической конференции;
- на родительских собраниях;
- лучшие проекты размещаются на школьном сайте, участвуют в различных конкурсах.
В дальнейшем эти проекты используются учителями в качестве методических посо-бий на уроках.
Оценка ставится одна на всю группу. Психологические успехи учащихся оцениваются индивидуально. Причём учитывается мнение учащегося, которому была поручена роль контро-лирующего работу группы.

Примеры работ

Интегрированные

1. "Окружность в дизайне" (5 класс) математика и ИЗО - Первые шаги в профессии ди-зайнера.
2. «История русского костюма» (9 класс) - ученица представила результаты своего иссле-дования по истории русского костюма в виде Web –сайта.
3. Сайт «Информационная модель вулкана» - экзаменационный проект по информатике, географии.
4. Flash – ролик "Движение космических тел" (9 класс) - выполнялся учащимися по за-вершении элективного курса "Исследование моделей с использованием прикладных программ ".
5. Flash – ролик "Моделирование химических реакций во Flash" (9 класс) - по завершении элективного курса "Исследование моделей с использованием прикладных программ".
6. Flash – ролик "Сечения геометрических фигур" (9 класс) Информационные - зачетная проектная работы по окончании изучения модуля "Macromedia Flash".
7. Игра "Изучай английский играючи" (9 класс.) - дидактическое пособие для изучения иностранного языка в игровой форме.
8. Программа на Delphi "Системы счисления" (11 класс) - программа представляет собой тренажёр для учеников младших классов по системам счисления, предназначена для об-щеобразовательных учреждений, работающих по системе Эльконина- Давыдова. Работа содержит теоретический и практический материал: краткие сведения по истории, основ-ным непозиционным и позиционным системам счисления и тренажер, который проверя-ет навыки перевода из одной системы счисления в другую, а также выполнение сложе-ния, вычитания, деления и умножения чисел в различных системах счисления. Программа также может использоваться при изучении темы "Системы счисления" на уроках информатики. Проект занял 2 место в Международном проекте ОСО-2006 (в сек-ции "Программирование на Delphi").

Предметные

1. "Мы сохраним тебя, русская речь?"; (5-10 классы) русский язык - участие в сетевом межрегиональном проекте.
2. «Экскурсия по Амазонии» (7 класс) – участие в сетевом межрегиональном проекте.
3. «Южная Америка» (7 класс).
4. «Типы химических реакций» (экзаменационный проект, 9 класс).
5. Сайт "Многогранники" (9 класс).
6. «Литературный сайт».
7. Программа на Delphi «Система безопасности кабинета информатики» (11 класс) - ин-формационные технологии. Ученик написал программу, позволяющую ограничивать доступ отдельных категорий пользователей к ресурсам компьютера, что повышает на-дежность работы компьютеров. Программа используется в школьной локальной сети. Проект является дипломантом Фестиваля исследовательских и творческих работ уча-щихся "Портфолио-2006", победителем городского конкурса "Пользователь".

Социальные

1. "Фамильный герб" (9 класс) – изучение генеалогического древа семьи, разработка герба семьи.
2. «Охрана безопасности жизни в летний период» (9 класс) – пособие по ОБЖ.
3. «Война» (9 класс) – размышления учащихся о ВОВ.
4. «Какие мы?» (проект к родительскому собранию 8 класса (коррекционного).
5. "Литературный Радужный" (9 класс) - тема работы посвящена родному краю.
6. "Роль закона в ..." (авторы: учащиеся школы, руководители: учителя-предметники).
Тема учебного проекта предполагает анализ и синтез представлений о роли закона в различных сферах. Работа осуществлялась под руководством учителей в 12 секциях. Ребята вы-бирали секции по своим интересам. В каждой секции обсуждались вопросы о роли закона в данной предметной области (физика, военное дело, спорт и т. д.). На общем заседании ребята выступили с результатами своей работы перед всеми учащимися и учителями. В завершении конференции были рассмотрены вопросы: «Закон – это зло или благо?» и «Зачем нужны законы в Школьной республике и кто их должен создавать?»
7. «Комплексное изучение территории к западу от города Радужный» (9 класс) - ученица в своей работе изучала территорию к западу от города Радужный. Её цель: установить на исследуемой территории тип ландшафта, изучить его компоненты.
8. «Виртуальная экскурсия по г. Радужный» (9 класс) – проект посвящён 40-летию города, представлен на рассмотрение меру города.
9. «Вредные привычки» - проект профильного тематического весеннего пришкольного ла-геря.
10. Профессия врач – профориентационный проект.
11. «Школьные дорожные знаки» (4 класс).
12. «Масленица» (2-4 класс) – совместный с родителями проект.
13. Сайты школы.
14. Школьная газета (презентация).
15. Flash – ролик "Звездные дети " (11 класс) Информационные технологии, Учебный про-ект, которые выполняли учащиеся естественно-математического класса (группа, изу-чающая информатику на профильном уровне) в качестве зачетной работы по окончании профильного модуля "Основы сайтостроения". Тема работы посвящена выпускному классу.
16. Программа на Delphi «Электронное голосование" (11 класс) - информационные техноло-гии, внеурочная деятельность. Ученик разработал программу, обеспечивающую процесс электронного голосования и обработки результатов выборов. Эта программа использует-ся ежегодно на выборах правительства Школьной республики.
17. Программа на Delphi "Система тестирования (сетевая версия)" (11 класс) - данный про-ект был выполнен как итоговая работа за курс "Программирование».
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: rozmari11 (24.07.2012) | Автор: Домбровская Марина Александровна E
Просмотров: 1665 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]