Понедельник, 20.11.2017, 10:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проблема задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Многие дети с ЗПР не успевают по учебным предметам, потому что их усвоение связано с работой памяти, которая, как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, у детей с ЗПР нарушена.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что снижение памяти рассматривается психологами и педагогами как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с ЗПР, как в целом, так и в математическом развитии в частности. Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение.
Объект исследования: учебная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие памяти у учащихся с ЗПР на уроках математики при изучении таблицы умножения.
Гипотеза: мы предполагаем, что специально организованная система изучения таблицы умножения обеспечит повышение продуктивности памяти у младших школьников с ЗПР.
Цель данной работы: организовать систему работы для повышения продуктивности памяти через закрепление таблицы умножения, как одного из методов коррекционной работы.
Задачи исследования:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу;
• изучить в методической литературе комплекс способов быстрого запоминания таблицы умножения;
• проверить в опытно-экспериментальной работе уровень развития памяти и знания таблицы умножения.
• определить психолого-педагогические условия и средства, развивающие память младших школьников с ЗПР.
В экспериментальной части предусматривалось изучение произвольной, долговременной, механической памяти и знаний таблицы умножения у детей с ЗПР. В эксперименте принимали участие - 40 учащихся в возрасте 9 - 10 лет. Среди них - 20 нормально развивающихся детей, 20 детей с ЗПР.
Эксперимент состоял из 4 серий:
1. Исследование произвольной памяти;
2. Исследование долговременной памяти;
3. Исследование механической памяти;
4. Определение уровня знаний таблицы умножения.
По результатам эксперимента был проведен количественный и качественный анализ, основные выводы можно сформулировать следующим образом:
- При сравнении полученных данных прослеживается явное отставание учащихся с ЗПР от учащихся с нормальным психическим развитием по всем исследуемым показателям.
- Данный эксперимент свидетельствует о том, что дети с ЗПР с трудом овладевают таблицей умножения. Причина - неумение актуализировать имеющиеся знания (правила умножения чисел) вследствие, ослабленной памяти.
- Младшие школьники с ЗПР имеют низкий уровень развития памяти. Уровень продуктивности мнемической деятельности в среднем у них ниже, чем у учащихся с нормальным психическим развитием в 1,5 раза.
В результате с целью разрешения выявленных проблем для повышения продуктивности памяти у младших школьников с ЗПР при изучении таблицы умножения была использована методика мультимедийных технологий.
В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс.
Возможности компьютерных технологий позволяют увеличить объём предлагаемого для закрепления материала. Отмечено, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В целях повышения мотивации тренажеры оформлены по определенному сюжету. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей с ЗПР.
Младшему школьнику с ЗПР, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.
Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. А за счёт высокой динамики усвоение материала проходит эффективно, тренируется память, развивается познавательная активность, воображение и творческие способности.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Для организации работы по закреплению знаний данной темы была использована серия тренажеров в виде мультимедийных презентаций. Включение в урок подобных заданий способствует доведению до автоматизма усвоения таблицы умножения.
• Тренажёр. Таблица умножения «С Барби за покупками»
• Тренажёр. Таблица умножения «Юные водители»
• Тренажёр. Таблица умножения «Дартс»
• Тренажер. Таблица умножения «Вальс цветов»
• Тренажер. Таблица умножения «На весах»
Для определения динамики освоения таблицы умножения была проведена контрольная работа. Результаты приведены в таблице 1.
Таким образом мы сделали вывод, что опыт проведения регулярных занятий с использованием мультимедийных технологий показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую как результатами диагностики уровня развития памяти детей с ЗПР, так и отзывами учителя, отмечающим повышение познавательной активности школьников и рост их успеваемости. По результатам исследования можно судить о том, что динамика развития есть. Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими, для данной группы детей, потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающиеся у них недоразвитие процессов памяти.
Категория: Мультимедиа в образовательном процессе: когда? почему? зачем? | Добавил: totoshka121 (27.04.2012) | Автор: Ковалева Татьяна Федоровна E
Просмотров: 800 | Теги: дети с ЗПР, память, начальные классы, мультимедийные технологии, методикка, таблица умножения, Математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]