ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ УМНОЖЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Проблема задержки психического развития (ЗПР) является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости. Многие дети с ЗПР не успевают по учебным предметам, потому что их усвоение связано с работой памяти, которая, как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, у детей с ЗПР нарушена. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что снижение памяти рассматривается психологами и педагогами как одна из важнейших причин трудностей в обучении детей с ЗПР, как в целом, так и в математическом развитии в частности. Большинство работ по проблемам особенностей памяти детей с ЗПР посвящено изучению младших школьников. Это связано с тем, что с возрастом происходит неуклонное повышение требований, предъявляемых к эффективности запоминания, а когда учебная деятельность становится ведущей в жизни ребенка, полноценность мнемической функции приобретает первостепенное значение. Объект исследования: учебная деятельность детей с ЗПР младшего школьного возраста. Предмет исследования: развитие памяти у учащихся с ЗПР на уроках математики при изучении таблицы умножения. Гипотеза: мы предполагаем, что специально организованная система изучения таблицы умножения обеспечит повышение продуктивности памяти у младших школьников с ЗПР. Цель данной работы: организовать систему работы для повышения продуктивности памяти через закрепление таблицы умножения, как одного из методов коррекционной работы. Задачи исследования: • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу; • изучить в методической литературе комплекс способов быстрого запоминания таблицы умножения; • проверить в опытно-экспериментальной работе уровень развития памяти и знания таблицы умножения. • определить психолого-педагогические условия и средства, развивающие память младших школьников с ЗПР. В экспериментальной части предусматривалось изучение произвольной, долговременной, механической памяти и знаний таблицы умножения у детей с ЗПР. В эксперименте принимали участие - 40 учащихся в возрасте 9 - 10 лет. Среди них - 20 нормально развивающихся детей, 20 детей с ЗПР. Эксперимент состоял из 4 серий: 1. Исследование произвольной памяти; 2. Исследование долговременной памяти; 3. Исследование механической памяти; 4. Определение уровня знаний таблицы умножения. По результатам эксперимента был проведен количественный и качественный анализ, основные выводы можно сформулировать следующим образом: - При сравнении полученных данных прослеживается явное отставание учащихся с ЗПР от учащихся с нормальным психическим развитием по всем исследуемым показателям. - Данный эксперимент свидетельствует о том, что дети с ЗПР с трудом овладевают таблицей умножения. Причина - неумение актуализировать имеющиеся знания (правила умножения чисел) вследствие, ослабленной памяти. - Младшие школьники с ЗПР имеют низкий уровень развития памяти. Уровень продуктивности мнемической деятельности в среднем у них ниже, чем у учащихся с нормальным психическим развитием в 1,5 раза. В результате с целью разрешения выявленных проблем для повышения продуктивности памяти у младших школьников с ЗПР при изучении таблицы умножения была использована методика мультимедийных технологий. В решении данной задачи важная роль отводится новым информационным технологиям, внедряемым в учебный процесс. Возможности компьютерных технологий позволяют увеличить объём предлагаемого для закрепления материала. Отмечено, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В целях повышения мотивации тренажеры оформлены по определенному сюжету. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей с ЗПР. Младшему школьнику с ЗПР, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому так важно при обучении обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное. А за счёт высокой динамики усвоение материала проходит эффективно, тренируется память, развивается познавательная активность, воображение и творческие способности. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Для организации работы по закреплению знаний данной темы была использована серия тренажеров в виде мультимедийных презентаций. Включение в урок подобных заданий способствует доведению до автоматизма усвоения таблицы умножения. • Тренажёр. Таблица умножения «С Барби за покупками» • Тренажёр. Таблица умножения «Юные водители» • Тренажёр. Таблица умножения «Дартс» • Тренажер. Таблица умножения «Вальс цветов» • Тренажер. Таблица умножения «На весах» Для определения динамики освоения таблицы умножения была проведена контрольная работа. Результаты приведены в таблице 1. Таким образом мы сделали вывод, что опыт проведения регулярных занятий с использованием мультимедийных технологий показал эффективность применяемых методик, подтверждаемую как результатами диагностики уровня развития памяти детей с ЗПР, так и отзывами учителя, отмечающим повышение познавательной активности школьников и рост их успеваемости. По результатам исследования можно судить о том, что динамика развития есть. Несмотря на наличие значительного круга нарушений, дети с задержкой развития обладают достаточно высокими, для данной группы детей, потенциальными возможностями интеллектуального развития. При целенаправленной коррекционной работе им можно привить необходимые навыки мнемической деятельности, что позволяет в существенной мере компенсировать наблюдающиеся у них недоразвитие процессов памяти.