Понедельник, 15.07.2024, 22:58
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Формирование профессиональной компетентности по использованию мультимедийных технологий при подготовке и проведении аттестации педагога ДОУ.
Современная эпоха это реформирование образования, отношений к деятельности педагога образовательного учреждения, формирование новых педагогических идей, нового типа мышления, нового взгляда на самого себя.
Образование, в том числе и дошкольное, с каждым годом выходит на более высокий технологический уровень. Наряду с поиском новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с идеями личностно-ориентированного образования и реализацией федеральных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования роль старшего воспитателя состоит в реализации образовательных запросов педагогов, повышении уровня их профессиональной компетентности, в том числе в использовании мультимедийных технологий.
Роль мультимедийных технологий в ускорении развития учреждения бесспорна. Их внедрение в аттестационную деятельность педагога на данном этапе становится ключевой возможностью старшего воспитателя в стратегии повышения информационной компетентности каждого педагога, например в координировании и объединении потребности в ресурсах, в поддержке их использования.
В тоже время анализ тенденций изменений и проблем управления процессом подготовки и проведения аттестации каждого педагога учреждения снизит случайность и необоснованность включения мультимедийных технологий в процесс аттестации.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации №209 от 24.03.2010 года «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», «Методикой оценки уровня квалификации педагогических работников» В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой определены требования к компетентности педагога в области обеспечения информационной основы деятельности.
Таким образом, современный педагог дошкольного учреждения должен уметь грамотно применять в своей профессиональной деятельности мультимедийные технологии, используя весь спектр возможностей, предоставляемый компьютерной техникой.
На мой взгляд, главная роль старшего воспитателя помочь педагогам учреждения определить специфику работы по использованию мультимедийных технологий в воспитательно-образовательном процессе, обучить поиску нового содержания образования, обновить систему работы с кадрами в аттестационный период.
И именно овладение знаниями и умениями, позволяющими эффективно работать с мультимедийной информацией, является необходимым направлением методической службы дошкольного учреждения.
Методическая работа старшего воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №65-Центр развития ребенка» по подготовке и проведению аттестации занимает особое место и основана, прежде всего, на центральной идеи программы развития: личностно-ориентированное образование каждого педагога учреждения.
Реализация этой идеи определена посредством решения следующих задач:
- обеспечение безопасной жизнедеятельности и строгое соблюдение требований СанПиНа при использовании мультимедийных технологий;
- организация контрольно-диагностической деятельности,
- разработка и апробирование комплекса информационных ресурсов Интернет-сайтов, реализуемых в детском саду.
Для того чтобы качественно решать поставленные задачи, старшему воспитателю необходимо найти ответ на следующие вопросы:
- Какие мультимедийные ресурсы нужны педагогу?
- Как должна выглядеть деятельность с использованием мультимедийных технологий?
- Каков оптимальный состав портфеля мультимедийных ресурсов в дошкольном учреждении?
- Какие должны быть показатели эффективности их использования в деятельности педагога с воспитанниками?
В первую очередь для повышения качества воспитательно-образовательного процесса, привлечения детей к какой-то проблеме, решения цели и задач деятельности старший воспитатель обучает педагогов технологии подготовки компьютерных презентаций.
Современные средства мультимедиа представляют богатые возможности не только по созданию сюжета будущей презентации, но и по созданию или внесению в неё высококачественного видеоизображения, звукового сопровождения, анимации со спецэффектами.
Старший воспитатель, используя разнообразные формы методической работы, семинары-практикумы, тренинги и открытые просмотры предоставляет возможность педагогу выбрать наиболее эффективные, по его мнению, типы презентаций.
Так, линейные презентации позволяют расположить изучаемый материал «по порядку» - начало – продолжение – завершение с выделением основных аспектов изучаемого.
Презентации со сценариями помогают осуществлять показ слайдов, снабженных анимированными объектами (Снегурочка, волшебница и т.д.), видеоматериалами и звуковым сопровождением, а также спецэффектами.
Интерактивные презентации, выполняемые под управлением педагога, предполагают возможность диалога компьютера и детей, с предоставлением последним самим определять нужную им информацию и пути ее нахождения.
По моему мнению, работа старшего воспитателя заключается, прежде всего, в обучении педагогов процессу создания презентации.
Так, на первом этапе оказывается методическая помощь в планировании презентации: составлении ключевых вопросов изучаемых в непосредственно-образовательной, совместной деятельности. Поэтому, содержание презентации педагога будет зависеть, прежде всего,от поставленных целей, интереса и уровня дошкольников.
Далее, старший воспитатель помогает детально разработать подробную схему презентации в виде последовательности кадров. Это позволяет обеспечить логичность изложения изучаемого материала, оценить ее качество и выявить пробелы в схеме. Созданная схема, таким образом, превращается в совместный качественный и проверенный мультимедийный материал.
На втором этапе старший воспитатель помогает педагогу подобрать специальные программные и вспомогательные средства для сценария презентации. Особое внимание при этом обращается на умеренность при оформлении презентации. Используемое оформление, такое как анимация и смена слайдов, в презентации для дошкольников, должны подчеркивать решаемые задачи, а не притягивать внимание непосредственно к оформлению. Кроме этого, обращается внимание на правильное создание гиперссылок и их использование их для перехода к определенному слайду в данной презентации.
И на последнем этапе с помощью контрольно-аналитической деятельности совместно с самим педагогом происходит оценка ее эффективности.
Контрольно-аналитическая деятельность старшего воспитателя процесса подготовки педагога к аттестации в свою очередь является хорошим стимулом для поиска путей совершенствования своей работы в этом направлении.
«В практике образовательных учреждений используется, как правило, режим непосредственного контролирования, поэтому контроль зачастую приобретает неконструктивный характер и приводит к демотивации педагогов. Следует отметить и его субъективность, поскольку контролирующий (заведующая, старший воспитатель) оценивает работу педагога (занятия, формы работы с детьми) с позиции собственного опыта» [3]. Поэтому «действующие системы контроля… нуждаются в системной и радикальной перестройке на основе освоения новых моделей контрольной деятельности» [4].
В связи с этим изучение качества использования педагогами мультимедийных технологий в рамках реализации «Концепции и программы развития», аттестационной деятельности проводится внутри учреждения на основе разработанной программы психолога-медико-педагогического контроля каждого педагога учреждения в режиме совместного аналитического исследования. При этом одним из составляющих предметов анализа является изучение фактического состояния деятельности педагога по применению мультимедийных технологий.
А информация о компетентности педагога в области обеспечения информационной основы деятельности служит для контроля и оценивания качества воспитательно-образовательного процесса в учреждении в целом.
Психолого-медико-педагогический контроль деятельности педагога учреждения осуществляется творческой группой, в составе: старшего воспитателя, старшей медицинской сестры, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда 1 раз в месяц по годовому плану. Каждый из членов творческой группы оценивает достигнутые результаты педагогической деятельности с помощью количественных и качественных показателей и делает соответствующие выводы.
Так, аналитическая деятельность старшего воспитателя включает в себя анализ эффективности организованной деятельности: соответствие структуре, рациональность выбранных приемов, учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, наличие и разнообразие практической деятельности детей, развитие познавательной сферы и творческих качеств личности дошкольника. Кроме этого, процессу изучения подвергаются: обоснованность применения, способы, средства и педагогические воздействия мультимедийных технологий по достижению основных задач непосредственно-образовательной, совместной деятельности и выработка регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние. Лишь в этом случае подход к оценке работы по внедрению мультимедийных технологий педагога становится более объективным.
Старшая медицинская сестра оценивает соблюдение санитарных норм и правил: санитарное состояние помещения, температурный режим, организацию проветривания; соответствие одежды детей температурному режиму и деятельности, соотношение детской мебели согласно ростовым показателям, рациональность размещения оборудования, в том числе мультимедийного, соблюдение инструкции по охране жизни и техники безопасности.
Инструктор по физической культуре анализирует физическое развитие детей: формирование правильной осанки, уровень двигательной активности и утомляемость детей в процессе деятельности, контроль дыхания через нос.
Аналитическая деятельность педагога-психолога направлена на социально-эмоциональное благополучие дошкольников: эмоциональный настрой на деятельность и создание эмоционально-комфортных условий в ней, стиль общения педагога с детьми и их эмоции, влияние мультимедийных технологий на эмоциональное развитие дошкольников.
Учитель-логопед проводит оценку организации речевой деятельности: речи педагога, речевой нагрузки на детей, качество контроля за поставленными звуками, эффективность методов и приемов активизации речевой деятельности и учет педагогом индивидуальных особенностей воспитанников.
При организации психолого-медико-педагогического контроля стремимся к соблюдению ряда принципов: полноты и интегрального анализа информации, открытости проводимых измерений образовательного процесса и особенностей его субъектов; непрерывности и динамичности получения анализа информации и действенности ее использования.
Психолого-медико-педагогический контроль позволяет провести проблемно-ориентированный анализ педагогической деятельности, выявить проблемы, как отдельных педагогов по внедрению мультимедийных технологий в воспитательно-образовательный процесс, так и проблемы в учреждении в целом, решение которых позволит повысить результаты работы по данному направлению.
В результате проведения контроля в дошкольном учреждении выделена динамика следующих показателей по использованию мультимедийных технологий:
-позитивные изменения в конструктивной активности педагогического коллектива в области обеспечения информационной основы деятельности;
- стабильность работы коллектива по данному направлению в рамках проведения аттестационных, конкурсных и других мероприятий;
- преемственность в подходах к деятельности всеми педагогами дошкольного учреждения и осознание необходимости использования мультимедийных технологий для повышения качества реализации задач деятельности;
- широкое использование мультимедийных технологий в воспитательно-образовательном процессе.
Таким образом, системное обучение педагогов использованию мультимедийных технологий, мониторинг их внедрения в воспитательно-образовательный процесс, несомненно, способствуют наиболее эффективной реализации «Концепции и программы развития учреждения», качественной подготовке и проведению аттестации педагога дошкольного учреждения.
Первым показателем можно считать успешное решение воспитанниками задач, проводимой педагогами деятельности, повышение их уровня работоспособности, высокий уровень мотивации.
Вторым показателем является рост мастерства педагогов учреждения, творческой активности педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда в вопросах использования мультимедийных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Литература:
1. Баронов, В. В. Информационные технологии и управление предприятием [Текст]/ В. В. Баронов, Г. Н. Калянов, Ю. Н. Попов, И. Н. Титовский. – М. : Компания АйТи, 200 . – 328 с. : ил. (Серия “БизнесПРО”). ISBN 5598453300990
2. Буйлова, Л.Н. Организация методической службы учреждения дополнительного образования детей. [Текст]: Учеб.- метод. пособие./ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с. – 10 000 экз. – ISBN.
3. Долженко, Ю.А. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования [Текст]: Научно-методическое пособие для заместителей директоров школ./ Ю.А. Долженко - Барнаул, 2003. – 373 с. – 600 экз.
4. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы [Текст]: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России; Московское отделение, 2001. – 320 с.- 10 000 экз. – ISBN 978-5-93134-122-4
5. Проектирование систем внутришкольного управления [Текст]/ Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем /Под ред. А.М. Моисеева.- М: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.- 3 000 экз. – ISBN 978-5-93134-114-9
6. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии [Текст]/: учебное пособие/ Ю.Д. Романова, И.Г. Лесничая, В.И. Шестаков, И.В. Миссинг, П.А. Музычкин; под. ред. Ю.Д. Романовой. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Эксмо, 2008. – 592. – (Высшее экономическое образование). ISBN 987-5-699-22955-0
7. Федяинова Н.В. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы [Текст]: Учеб.-метод. Пособие Н.В. Федяинова. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. – 71 с. ISBN 5-7779-0483-1
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: marina47 (29.10.2011) | Автор: Чернышова Марина Николаевна E
Просмотров: 2566 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]