Среда, 24.04.2024, 14:52
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Применение электронных образовательных ресурсов в работе учителя начальных классов
ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
А.А. Сёмочкина, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6» г. Череповец

Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В настоящее время работа с компьютером является привлека¬тельным для школьников видом деятель¬ности. Поэтому се¬годня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап мотивации уче¬ния обогащается за счет увеличения потен¬циала восприятия, приобретения познава¬тельной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использование информационных тех¬нологий в образовании, в том числе началь¬ном, становится актуальной задачей школь¬ного преподавания.
Специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ИКТ составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности.
Применяемые компьютерные програм¬мы можно разбить на три большие группы: презентации, информационно-обучающие, видео и анимация.
Информационно-обучающие программы позволяют моделировать и наглядно демон¬стрировать содержание изучаемых тем, полностью реализовать принцип адаптив¬ности к индивидуальным возможностям ребенка, соответствовать индивидуальному темпу учебно-познавательной деятельнос¬ти. Обучение носит диалоговый характер, при котором учитель в любой момент мо¬жет внести в него необходимые корректи¬вы. На уроках могут оптимально сочетаться индивидуальная и групповая формы рабо¬ты. Ученики находятся в состоянии психо¬логического комфорта. Таким образом, дос¬тигаются идеальные варианты индивиду¬ального обучения с использованием визу¬альных и слуховых образов.
В настоящее время существует много программ по всем предметам начальной школы.
Я использую программу "Наставник". Она предназначена для организации учебной работы с ПМК серии "Компьютерное обучение", и позволяет:
• проводить первичную и уточняющую диагностику;
• формировать конкретные рекомендации по устранению пробелов в усвоении учебных элементов;
• выбирать режим учебной работы;
• запускать коррекционные и дополнительные тесты, диктанты, тесты "Работа над ошибками» (предъявляет ошибки и организует самостоятельную работу обучающихся над его собственными ошибками, применяя информирующую и инструктирующую обратную связь);
• даёт визуальную (цветовую) интерпретацию усвоения учебного курса, а также интерпретацию усвоения учебного курса в виде диаграмм (по каждому учебному элементу, за каждую учебную неделю и итоговое усвоение материала);
• с помощью кнопок на панели управления можно получить дополнительную информацию: звуковую; графическую; текстовую; анимационную; вызвать страницу справочника.
Эту программу можно использовать при разнообразных формах организации учебной деятельности, на различных этапах урока, на различных типах уроков, т.к. она содержит три части: обучающую, тренировочную и контролирующую.
Возможна организация коллективной работы. Урок проводится одним учителем без деления класса на группы. При этом компьютер используется как «электронная доска».
А также - групповой формы обучения: класс делится на две группы, урок проводится в кабинете информатики, одним учителем, с использованием ноутбука и мультимедийного проектора с настенным экраном.
На уроках информатики использую программу «Мир информатики».
Презентации — средство развития по¬знавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, даю¬щая возможность учителю выстроить объ¬яснение на уроке логично, научно с исполь¬зованием видеофрагментов. При такой ор¬ганизации материала включаются три вида памяти учеников: зрительная, слуховая, мо¬торная. Использование анима¬ционных эффектов способствует повыше¬нию интереса учащихся к изучаемой теме.
Психологические особенности развития младших школьни¬ков, такие, как наглядно-образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создают благоприятные усло¬вия для включения мультимедийных тех¬нологий в учебный процесс.
Мультимедиапрезентации более востребованы для обучения учащихся с визуально-аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в ус¬воении материала учащимися с кинестети¬ческой модальностью восприятия.
При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с обучающимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, представление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой.
На школьном уроке целью презентации может быть: актуализация знаний; сопровождение объяснения учителем нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Например, как небольшой видеоряд, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.
Рассмотрим возможности использования компьютера как эффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.
Учитель может, например, отключить звук и предложить ученикам прокомментировать наблюдаемое на экране. Затем учитель может либо просмотреть с учениками материал еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если учащиеся успешно справились с заданием. Условное название этого приема «Что бы это значило?».
Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать, проделав мысленный эксперимент, описать дальнейшее протекание процесса. Условное название этого приема «А что будет дальше?».
Так можно либо создать проблемную ситуацию, связав ее с темой урока, либо на основе иллюстрации, анимации закрепить изученное. Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление, эффективность запоминания увеличивается в два раза, так как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», повышается работоспособность.
Очень важно правильно создать презентацию. Поможет оценить, как воспримут вашу PowerPoint презентацию участники учебного процесса, программа Текстозавр созданная в компании PowerLexis. Продукт можно получить бесплатно, скачав http://www.powerlexis.ru. Она анализирует, насколько легко воспринимается текст на слайдах, оценивает количество символов на слайде (от этого зависит желание читать текст) и размер используемых шрифтов (от этого зависит физическая возможность прочитать текст). Текстозавр видит все объекты Microsoft PowerPoint 2003 (диаграммы, таблицы, плашки, автофигуры).
Систематизируем возможности использования ресурсов сети Интернет в обучении младших школьников.
• Использование справочного материала: словарей, проверка слова на сайте http://www.gramota.ru, а также http://www.slovari.ru
• Полные и краткие биографии писателей и поэтов с фотографиями http://slovo.ws/bio/rus/
• Для уроков окружающего мира – материалы о растениях и животных Красной книги России на сайте http://www.biodat.ru полный он-лайновый вариант самой последней Красной Книги Российской Федерации, выпущенной в 2000 году. Особенность ресурса в том, что каждый раздел и даже каждая отдельная статья сопровождается рубрикой "Дополнительная информация", содержащей тематические контекстные ссылки на базы данных по ареалам и спискам видов в заповедниках. Это дает возможность получить дополнительную информацию не только о данном виде, но и прочих видах, входящих в таксон, оценить распространенность в стране, отдельном регионе или заповеднике.
• Виртуальное путешествие в музеи Москвы, Санкт - Петербурга, музеи мира можно совершить, используя сайт http://www.museum.ru/
• Материалы для уроков истории, интерактивные карты - на сайте http://lesson-history.narod.ru
• На портале детской безопасности http://www.spas-extreme.ru можно найти методические материалы по безопасному поведению, детская мультимедийная энциклопедия, игры, конкурсы, викторины, сценарии занятий, справочные материалы, стихи, буклеты.
• Большая коллекция видео и учебных фильмов – на сайте http://www.nachalka.com
• Использование сети Интернет для участия в дистанционных конкурсах и конференциях, для обучения на курсах, например, http://www.moi-universitet.ru
В прошлом учебном году я участвовала в Третьем Всероссийском открытом профессиональном конкурсе педагогов «Мультимедиаурок в современной школе». Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру «Наша безопасность» заняла 2 место по Северо-Западному ФО. Конкурсные материалы представлены в сети Интернет на сайте Факультета «Реформа образования» образовательного портала Мой университет (http://www.edu-reforma.ru) в разделе «Третий Конкурс «Мультимедиа урок в современной школе».
• Конкурсы для обучающихся: кроме общеизвестных Кенгуру, Русский медвежонок - http://infoznaika.ru, http://konkurskit.org, http://vsekonkursy.ru/?p=923
• Поиск информации в сети Интернет для уроков и саморазвития: http://www.it-n.ru, http://n-shkola.ru, http://pervoklassnik.resobr.ru , http://school-collection.edu.ru
• Широко использую ЭОР во внеурочной деятельности. http://www.kinder.ru (детская библиотека и много другой полезной информации) , http://www.kidmusic.ru (детские песни) , http://www.parkov3.narod.ru (коллекция звуковых эффектов)
Мною разработан тренажёр для развития операций логического мышления «В мире логики». Он может использоваться как фрагментами на уроках русского языка или математики, так и при проведении внеклассных мероприятий. На его основе можно организовать работу кружка или факультатива. Тренажёр состоит из 9 разделов. Каждый содержит определенное количество учебных элементов. Электронное сопровождение создано в приложении Роwer Point и представляет собой компьютерную презентацию, управляемую учителем или самостоятельно ребёнком. Универсальность и простота корректировки электронного сопровождения делают возможным создание новых версий, которые помогут учителям начальных классов значительно активизировать учебный процесс и сделать его более эффективным.
• Использование электронной почты для общения с коллегами, учениками и их родителями. Мой электронный адрес: semotckina@mail.ru.
Электронные образовательные ресурсы расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; они значительно повышают дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
Список литературы
• Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников// Начальная школа, № 2, 2009.
• Информационные технологии на уроках /Сост.О.В. Рыбъякова – Волгоград; Учитель, 2008.
• Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.// Начальная школа, № 3, 2011.
• Молокова А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы. // Начальная школа, №1,2005.
Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: Анжелла (26.03.2012) | Автор: Анжелла Александровна E
Просмотров: 3112 | Комментарии: 1 | Теги: начальная школа, ИКТ, электронные образовательные ресурсы | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Pebbles  
Finding this post has answered my paryres

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]