Среда, 24.04.2024, 12:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » О мультимедиа технологиях в образовании » Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития

Вопросы соблюдения авторских прав при оформлении методических материалов
Барышева Александра Станиславовна,
преподаватель ГОУ НПО ПУ"62, Краснодарский край,
           село Ванновское, Тбилисского района

Авторское право возникает в момент создания произведения и для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.
Знак охраны авторского права. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак_охраны_авторского_права (дата обращения: 11.06.2011)  

 В педагогической деятельности наступает момент, когда чувствуешь необходимость поделиться своим опытом, что называется, «и себя показать, и других посмотреть». Профессиональные конкурсы, форумы, выставки и мастер-классы, открытые уроки коллег — хороший стимул для самоорганизации и самообразования, повод задуматься над прошедшим и определить приоритеты последующего развития.

Думаю, все участники Конкурса «Активные методы обученя в образовательном процессе», проводимого образовательным порталом «Мой университет», Факультетом «Реформа образования», согласятся: каждый из нас приобретает в таких мероприятиях больше, чем отдаёт. Происходит естественный процесс обмена информацией, пополнение педагогической «копилки». Всё лучшее новое, что смогли узнать, мы будем использовать на своих уроках. Таким образом, ширится арсенал применяемых приёмов, методов, технологий — профессионал может существовать только в движении, развитии. Прибавится и дидактических материалов. «Всё уже придумано до нас», зачем «изобретать велосипед», если можно взять готовое, доработать, адаптировать под свои условия — и вперёд, жаль терять время, лучше потратить его на своих учеников, семью, в конце концов.

Только возникает тонкий вопрос. Вопрос авторства. Готовя презентацию к уроку, не многие ставят свою фамилию и инициалы на слайдах: зачем? Пишем разноуровневые тесты — опять авторских данных не указываем: для кого? Прочтя интересную информацию в журнале, формулируем на этом материале проблемную задачу — и снова не вспоминаем, кто автор, кто творец: это несущественно. То же происходит и презентациями, тестами, задачами, которые придумал кто-то другой. Другое дело, когда результаты своих трудов представляешь широкой общественности. Как соблюсти границу между своим от начала до конца, авторским — и заимствованным, адаптированным?  Особенно сложно в отношений приёмов, методов, технологий. Не будешь каждый раз упоминать Я.А.Коменского, Л.С.Выготского или В.В.Гузеева. Естественно, акцентируешь внимание на том, что выстроено тобой, выстрадано. Изучая материалы первого открытого конкурса «Активные методы обучения в образовательном процессе», я хорошо понимаю причины, по которым педагоги в своих работах не указывали авторов, например, АМО «Дерево» на этапе формирования ожиданий и опасений. Все мы изучали материалы электронных курсов «Активные методы обучения» [4] и «Технология интерактивного обучения» [13] факультета «Реформа образования» МИР «ЭкоПро» [8], все знаем, «откуда дерево растёт». То же касается методов «Поздоровайся локтями», «Автобусная остановка», «Инфо-карусель» и пр. Не многие конкурсанты указывали материалы названных рассылок в списке источников. А вот некоторые, поменяв лишь лимоны на снежинки и яблоки на конфетки, указывали собственное авторство метода «Дерево». Или такое: указывается авторский метод «кроссворд». Должно быть, конкурсант имеет в виду содержание заданий и оформление  кроссворда, но сама игра «кроссворд» придумана то ли Виктором Орвиллом, то ли Майклом Девисом, а может, даже древними римлянами. Здесь налицо недопонимание конкурсантами понятия «авторский». «А́втор — физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автор (лат. Auctor) — создатель художественного или публицистического произведения, научного исследования, проекта, изобретения и т. д. [5], творец всякого литературного и музыкального произведения и вообще всякого произведения ума, воплощённого искусством.» [2]  Видоизменяя какую-либо технологию, метод, и оставляя в основе существенные моменты чужого произведения, мы создаём производное произведение. Вот как это понятие трактуется в Википедии: «Производное произведение — это произведение, основанное на одном или нескольких ранее существовавших произведениях, включающее такие элементы как перевод на другой язык, … , конспектирование, сокращение, или любые другие действия, при которых произведение может принять новую форму, трансформироваться или адаптироваться.» [12] Думаю, будет справедливым, если каждый из нас, используя в своей работе опыт коллег, будет помнить об их вкладе в собственный педагогический успех.

Ещё один вопрос — использование в конкурсных разработках изображений, рисунков, картинок без указания авторства и данных издания. «Особенность литературных, музыкальных и художественных произведений состоит в том, что они могут становиться достоянием духовного мира, не ограниченного ни пространством, ни временем числа людей: одни — путём распространения копий, чтения перед публикой, постановки на сцене, другие — путём публичного исполнения или выставления. Их другая особенность в том, что с их обнародованием сочинитель или художник отдаёт на суд публики частицу самого себя, и обнародование и распространение их может быть источником имущественных выгод.» [15]. К этому стоит прибавить, что источники обнародования и распространения произведений сейчас значительно расширились. Один из них — Интернет. Размещённая во всемирной сети информация общедоступна, но только на первый взгляд. Ни для кого не секрет, что различными средствами Интернета и электронных технологий пользуются т. н. «пираты», назаконно копирующие и распространяющие чужие произведения с целью извлечения материальной выгоды. К сожалению, это лишь верхушка айсберга. Заимствованная, но не имеющая ссылок на авторство информация может найтись и на вполне приличных сайтах. В «Сообществе творческих учителей» IT-N.ru с фактами присвоения чужих произведений успешно справляется общественная экспертиза. Вдобавок портал IT-N.ru организовал акцию «Мы уважаем авторские права учителя!», к которой могут примкнуть все желающие, в том числе учителя, образовательные учреждения, имеющие свой сайт, блог.

А то ведь на Конкурсе возникали ситуации, когда один и тот же общедоступный материал был использован не одним конкурсантом — и оба не указали первоисточник! Как тут рассудить, кто у кого «списал»? Вывод: не умеем защищать свои права и чужих не уважаем.  Российское законодательство отличается несовершенством защиты авторских прав, интеллектуальной собственности вообще. Многие конкурсанты использовали в презентациях к уроку фото и графику из неизвестных источников и не указывали авторов: правовой нигилизм плюс обыкновенная небрежность. Мы сканируем книжку с картинками, вставляем рисунок на слайд — а про автора, вложившего часть себя в его создание, не думаем. Разного рода эмблемы, «анимашки», фото и фоновые изображения... Чаще всего это изображения из Интернета. Нужно помнить, что любое произведение защищено авторским правом, и копировать и распространять его без специального разрешения запрещено. В любом случае автора указывать необходимо. Авторское право защищает дизайн и содержание Интернет-страницы, будь то ссылки, текст, графика, аудио- или видеофайлы, все остальные уникальные элементы материала. То есть использовать их можно только для себя (например, размножить карточки для проведения урока в своём классе), а копировать для передачи другому лицу (в том числе распечатывать на принтере, копировальном аппарате) — уже нельзя. К некоторым ресурсам, размещённым в сети, прилагается текстовый файл (например, readme.txt), где оговорено: «Данный файл представлен исключительно в ознакомительных целях. … Если вы скопируете  данный файл, Вы должны незамедлительно удалить его сразу после ознакомления с содержанием. Копируя и сохраняя его, Вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему международному законодательству. Все авторские права на данный файл сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование, кроме предварительного ознакомления, запрещено.» Недвусмысленная просьба указать автора и его данные на слайдах имеется и в макросе DragandDrop[1] для презентаций Power Point:  «You may use the code in personal non profit projects. PowerPoint files using this code may only be distributed or published with written permission from hw@lemitec.de. All rights reserved by www.ppt-user.de. Using this code please add the following text to the starting/impressum slide 'This Presentation uses a 'drag and drop' enhancement requiring VBA code written by hw@lemitec.”»[2] Текст этот  содержится в тексте макроса, куда не каждый из пользователей заглядывает, да ещё и на немецком и английском языках. В результате учителя передают друг другу презентацию с этим макросом, и один из них удалает требуемую фразу со слайда, а все последующие просто не подозревают о её существовании.

Положение нашего конкурса требует, чтобы во всех представляемых документах были колонтитулы с указанием Образовательного портала «Мой университет» и Факультета «Реформа образования», ссылки www.moi-universitet.ru, www.edu-reforma.ru (Положение Первого открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе», п. 8.2, Требования к конкурсным материалам, п. 2.3). Большинство участников соблюдало это правило в текстовых документах, а вот в презентациях и файлах для интерактивной доски — не всегда. Или же при написании интернет-адреса делали пробел после точки, двоеточия, что лишало ссылку кликабельности — такая ссылка ведёт вникуда.

Если Вы намерены опубликовать свою работу в Интернете,  представить на конкурс,  поделиться с коллегой — помните: если заимствованная Вами графика (как и текстовый материал) не упоминается как «бесплатная» или «свободно распространяемая», её нельзя копировать или передавать кому бы то ни было без соответствующего разрешения правообладателя (издателя, автора). И в любом случае Вы обязаны указать автора и издателя, место в сети, страницу, где находятся заимствованные Вами материалы. Причём не просто название или заглавную страницу соответствующего сайта, а полный адрес статьи, фотографии или рисунка. О том же говорят правила форума «Клуб педагогов» (http://edu-reforma.ru/forum/0-0-0-36) и Положение конкурса, п. 8.2 и п. 11.3: «11.3. Материалы Конкурса могут быть использованы участниками Конкурса только в образовательном процессе при обязательных условиях: некоммерческое использование материалов, ссылка на авторов материалов, сохранение колонтитулов материалов (Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru, Факультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru) при любом их использовании.»

Подробнее о вопросе соблюдения авторского права при подготовке образовательных проектов можно прочитать в учебном курсе по Программе Intel® "Обучение для будущего"[3], например, здесь [9], модуль 2, лекция 7 [7]. Там же — каким образом организовать сбор библиографических ссылок, ссылок на источники изображений, а ещё — какие электронные ресурсы помогут преподавателю-предметнику в работе.

Приведу ещё рекомендации специалистов по авторскому праву, основанные на опыте Британии. «Если у вас возникло желание скопировать информацию с Web-сайта, прежде всего следует обратить внимание на сообщение об авторском праве, размещенном на самой странице. В этом сообщении должно быть четко сказано, можете ли вы копировать данный материал и вставлять его в другие документы, разрешается ли загружать материал из сети, распечатывать его и насколько широко это можно делать. Если такое сообщение об авторском праве отсутствует или же если та операция копирования, которую вы собираетесь совершить, не предусмотрена сообщением об авторском праве, вам следует получить специальное разрешение. Для этого можно воспользоваться электронной почтой и отослать запрос на адрес разработчика интересующей вас Интернет-страницы (Web-мастеру). Очень часто получить такое разрешение не составляет труда. Особенно это касается тех случаев, когда материал является частью рекламной странички. Однако существуют и случаи отказов в разрешении, в частности, если речь идет об информации, касающейся собственности. Британские специалисты утверждают, что запрашивание подобных разрешений должно практиковаться даже в школах.» [3] Скажете, трудоёмко и не может быть оправдано в условиях нашего школьного образования? А вы попробуйте привлечь к такой работе своих учеников. Общение с авторами, размещающими интересные статьи в интернете, может стать стимулом для самостоятельной исследовательской, проектной работы. Вот пример с Портала для учителей английского языка Englishteachers.ru: «...обратилась в Русскую службу BBC за разрешением использовать их аудио ресурс. Разрешения не дождалась, решила не рисковать и разместила свою разработку без нужного мне ресурса. Через 2 месяца раздался звонок по телефону — со мной говорили с Русской службы ВВС, извинялись,что несколько запоздали с ответом, и объяснили, что они не против того, чтобы их материалы учителя использовали в своих разработках — главное, дать ссылку и правильно назвать используемый ресурс. … Несмотря на то, что я не смогла воспользоваться нужным мне материалом, от такого общения остались только хорошие воспоминания и твёрдое убеждение в том,что авторское право надо соблюдать.» [http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=1258, данные автора скрыты].

Согласна с тем, что в образовании трудно избежать заимствования. Соблюдать права  третьих лиц — Ваше право. Точно так же могут поступать и с плодами Вашего труда. Поэтому в заключение — совет авторам образовательных ресурсов. Возьмите за правило проставлять свои данные на изготовленном Вами пособии, образовательной программе, методической разработке. Это могут быть колонтитулы в текстовом документе, титульный слайд в мультимедиапрезентации, первый кадр видеофайла или титры в конце фильма. В качестве примера можно взять «Конспект занятия» (Положение конкурса, Требования к конкурсным материалам, приложение 3 [10]). Таким образом вы способствуете грамотному использованию Вашего педагогического опыта.

А перечисление в качестве соавторов ваших учеников принесёт им моральное удовлетворение и ещё одну ниточку, которая поведёт их по школьной стране.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Автор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
  2. Автор. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wiktionary.org/wiki/Автор. (дата обращения: 11.06.2011)
  3. Авторское право и Интернет. Васильченко С.Л., Губарец В.В. Британский Совет в Украине, Киев. - Научные и технические библиотеки, 2000 — gpntb.ru. URL:   http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb2000/3/f03_05.html (дата обращения: 11.06.2011)
  4. Активные методы обучения. Электронный курс.: Факультет «Реформа образования» МИР ЭКОПРО. URL: http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list_amo [Бесплатная электронная почтовая рассылка]
  5. Большая советская энциклопедия. Электронный ресурс.: М., «Сов. энциклопедия», 1969-78. / Новый диск. «Большая советская энциклопедия (DVD-box)» 3 CD, 2002.
  6. Знак охраны авторского права. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии.  URL:   http://ru.wikipedia.org/wiki/Знак_охраны_авторского_права (дата обращения: 11.06.2011)
  7. Модуль 2. Электронные ресурсы для учебного проекта. Лекция 7. Дискуссия в группе: Интернет и авторское право. / Intel. Обучение для будущего. Учебный курс.  INTUIT.ru:: Интернет-университет информационных технологий — дистанционное образование. URL: http://www.intuit.ru/department/education/intelteach/7/. Для доступа к тексту лекции необходима авторизация.
  8. Мой университет. Образовательный портал.: Международный институт развития «ЭкоПро».  URL: http://www.moi-universitet.ru [официальный сайт]
  9. Образование для будущего. При поддержке  Microsoft. / Intel Corporation.  INTUIT.ru:: Интернет-университет информационных технологий — дистанционное образование. URL: http://www.intuit.ru/goto/course/intelteach/ (дата обращения: 2011)
  10. Первый конкурс педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе»: Факультет «Реформа образования» МИР «ЭкоПро» URL: http://edu-reforma.ru/index/pervyj_konkurs_pedagogov_quot_aktivnye_metody_obuchenija_v_obrazovatelnom_processe_quot/0-68 [страница Конкурса] (дата обращения: 12.06.2011)
  11. Плагиат. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Плагиат.  (дата обращения: 11.06.2011)
  12. Производное произведение. / Материал из Википедии — свободной энциклопедии. URL:  http://ru.wikipedia.org/wiki/Производное_произведение.  (дата обращения: 11.06.2011)
  13. Технология интерактивного обучения: Электронный курс.: Факультет «Реформа образования» МИР «ЭкоПро». URL: http://www.moi-universitet.ru/list/e-courses/list-mod [Бесплатная электронная почтовая рассылка]
  14. Факультет «Реформа образования»: Мой университет. МИР «ЭкоПро». URL: http://www.edu-reforma.ru [официальный сайт]
  15. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Онлайн просмотр документа. / Российская Государственная Библиотека. т.1: А — Александр Михайлович. URL: http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01004000000/rsl01004103000/rsl01004103481/rsl01004103481.pdf#page196 (дата обращения: 11.06.2011)


[1]    Макрос  DragAndDrop даёт возможность «перетаскивать» объекты на слайдах во время показа презентации.

[2]    Вольный сокращённый перевод: «Вы можете использовать этот код в личных некоммерческих проектах. Файлы Power Point с этим кодом могут быть переданы или опубликованы только с разрешения hw@lemitec.de. Все права защищены www.ppt-user.de. Используя этот код, пожалуйста, разместите на первом слайде текст: «Эта презентация использует код VBA, созданный  hw@lemitec.de.»

[3]    Программа Intel "Обучение для будущего" разработана американскими авторами из Института компьютерных технологий (www.ict.org). Она направлена на скорейшую подготовку учителей школ к организации эффективной учебной работы по использованию учащимися на уроках информационно-коммуникационных технологий. В мире курс адаптируется к образовательным системам различных стран и регионов, развиваясь в них, он меняется сам. (Intel. Обучение для будущего. Информация о курсе: INTUIT.ru. URL: http://www.intuit.ru/department/education/intelteach/)

Категория: Педагог и мультимедиа: возможности и перспективы развития | Добавил: Ирина (22.08.2011) | Автор: Барышева Александра Станиславовна E
Просмотров: 16853 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 v-ievleva  
Спасибо Александра Станиславовна за весьма своевременную и содержательную статью.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]