Активизация познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии посредством интерактивных форм обучения
Активизация познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии посредством интерактивных форм обучения Скворцова Татьяна Александровна, учитель биологии Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» Нижегородская область, р.п. Красные Баки «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации». Д.А.Медведев
Проблема образования людей с ограниченными возможностями здоровья – это важная часть ключевой для современной России проблемы развития человеческого потенциала. Ограничения в жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) не столько связаны с первичным (биологическим) неблагополучием, сколько с его «социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского). Поэтому задачи специального образования детей с ОВЗ должны формироваться в соответствии с образовательными потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями. Поэтому, наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые). Перед педагогом, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, непременно возникает ряд проблем. А именно: - как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении; - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной деятельности; - каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья биологии – это сложный, многогранный процесс. В связи с трудностями восприятия учебной информации и формирования правильных представлений о биологических объектах и явлениях возникает необходимость индивидуализировать учебный процесс, а вместе с этим активизировать познавательную деятельность обучающихся. В практике своей работы я учитываю принцип принятия индивидуальности каждого отдельного ребёнка, и следовательно, обучение организовываю таким образом, что бы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося. Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом осваивают биологию потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие: • компьютерные презентации • обучающие тренажёры и игры • тестирование на компьютере • работа на интерактивной доске Уроки, проводимые с использованием презентации, позволяют представить детям учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В презентации я показываю самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, и т.д. Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся с ОВЗ. Применяя игровой метод обучения, я преследую следующие цели: • развитие у обучающихся аналитико-синтетических действий; • формирование алгоритма сравнительного анализа; • развитие умение вычленять существенный признак; • формирование умений возможности выделять общий способ действий; • перенос общего способа действий на другие учебные задачи. Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка формируются умения проявлять и реализовывать свои потенциальные возможности, получать оценку своих достижений. В ходе игры я подбираю такие задания, которые акти¬визируют внимание, воображение, память, уме¬ние анализировать, сопоставлять, делать выводы. Посредством игры мне удаётся вовлечь каждого ребенка в активную рабо¬ту, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых обучающиеся могут осуществлять самостоя¬тельный поиск знаний. Игровые методы и приёмы я использую в начале урока, например, на этапе актуализации знаний, в форме кроссвордов. После разгадывания кроссворда, детям предлагается найти и прочитать слово, которое определит тему урока. На закрепление пройденного материала помогает игра «Третий лишний». Наибольшую популярность в настоящее время приобретают тренажёры, созданные в программе Microsoft Offic Power Point с использованием технологий анимированной сорбонки, универсальные тренажёры, пазлы, раскраски. Применение таких игр-тренажёров, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе закрепления изученного материала, даёт определённые положительные результаты. Дети с желанием и интересом занимаются на тренажёрах и во внеурочное время. Такая форма работы со слабо успевающими обучающимися позволяет в спокойной, непринуждённой обстановке индивидуализировать учебный процесс. В процессе игровой деятельности усвоенный материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Особенной эффективностью пользуются у обучающихся обобщающие уроки, проводимые в форме игр «Своя игра», «Звёздный час», «Колесо истории». С помощью таких «Нестандартных уроков» в игровой форме я для своих необычных детей именно создаю условия для формирования устойчивой мотивации на протяжении всего урока, потому что по своему психическому развитию они как раз и характеризуются крайне неустойчивому интересу к окружающей действительности и слабой, а порой и отсутствием аналитико-синтетической деятельностью. Проведение уроков, разработанных по сценарию известных телепередач, позволяют не только проверить глубину и прочность усвоенных детьми знаний, но и включить в образовательный процесс всех без исключения. Кроме этого проведение уроков в такой форме, когда дети работают в команде, позволяет формировать у них чувство ответственности за выполнение задания, чувство сплоченности и конечно, повышает самооценку. Что так же немаловажно в коррекции эмоционально-волевой сферы. Одним из эффективных способов проверки знаний у обучающихся является компьютерное тестирование. Огромную пользу в этом оказывают тесты на основе шаблона Комаровского. Категория детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой весьма неоднородную группу, характеризующихся разным темпом и разной динамикой психофизического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализацией в общество. Поэтому приходится составлять варианты тестов с учетом психофизического развития ребёнка. В электронной версии тесты представляют собой слайды с вопросами и вариантами ответов, задание на соответствие. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу ребёнка с компьютерной программой. Он получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают особые затруднения. Компьютерное тестирование способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности. Новые формы работы предполагает использование в учебном процессе интерактивной доски. Применение интерактивной доски в коррекционно-развивающем обучении позволяет ребёнку: 1. Представлять обучающемуся информацию в различной форме понятной и доступной для каждого конкретного ученика: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д. 2. Выдавать большой объем информации по частям, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся. 3. Активизировать компенсаторные возможности ребенка с ОВЗ. 4. Воспроизводить и комментировать информацию в соответствии с речевым развитием ребенка. 6. Выходить в мировое информационное сообщество с целью получения доступной необходимой информации для данной категории детей. Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием параграфов учебников по биологии. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи и закрепления учебного материала, использовать новые технологии, чтобы особый ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира.
Литература. 1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998. 2. Васина Л.Г. Реабилитация через образование Дефектология. - 1998. - №5. 3. И.В. Возняк, Л.В.Годовникова. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. – Волгоград, 2011. 4. Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994. 5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994. 6. Коррекционно-развивающее обучение. Под ред. В.В.Пустоваловой – Волгоград, 2008. 7. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием Дефектология. - №3. - 1999. 8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000. 9. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Под ред. Л.С. Сековец. – Нижний Новгород, 2007. 10. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития Дефектология. - 1994. - №4. 11. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993. 12. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. - 1995(6). - №1.
Уважаемая Татьяна Александровна! Ваша работа отклонена от участия в конкурсе, так как загружена повторно и не прошла проверку на анти плагиат, уникальность меньше 80%! С уважением тех. эксперт Макарова Е.Н.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]