Воскресенье, 11.12.2016, 05:14
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

Активизация познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии посредством интерактивных форм обучения

Активизация познавательной деятельности детей с ОВЗ на уроках биологии посредством интерактивных форм обучения
Скворцова Татьяна Александровна, учитель биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»
Нижегородская область, р.п. Красные Баки
«Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми». «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
Д.А.Медведев

Проблема образования людей с ограниченными возможностями здоровья – это важная часть ключевой для современной России проблемы развития человеческого потенциала.
Ограничения в жизнедеятельности и социальной недостаточности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее по тексту ОВЗ) не столько связаны с первичным (биологическим) неблагополучием, сколько с его «социальным вывихом» (метафора Л.С. Выготского). Поэтому задачи специального образования детей с ОВЗ должны формироваться в соответствии с образовательными потребностями ребенка, его индивидуальными особенностями. Поэтому, наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые).
Перед педагогом, обучающим детей с ограниченными возможностями здоровья, непременно возникает ряд проблем. А именно:
- как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;
- как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной деятельности;
- каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья биологии – это сложный, многогранный процесс. В связи с трудностями восприятия учебной информации и формирования правильных представлений о биологических объектах и явлениях возникает необходимость индивидуализировать учебный процесс, а вместе с этим активизировать познавательную деятельность обучающихся.
В практике своей работы я учитываю принцип принятия индивидуальности каждого отдельного ребёнка, и следовательно, обучение организовываю таким образом, что бы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося.
Дети с интеллектуальной недостаточностью с трудом осваивают биологию потому, что они без «картинки» вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного, логического мышления происходит посредством образов.
Среди форм подачи материала на уроке с использованием компьютерных технологий я применяю следующие:
• компьютерные презентации
• обучающие тренажёры и игры
• тестирование на компьютере
• работа на интерактивной доске
Уроки, проводимые с использованием презентации, позволяют представить детям учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. В презентации я показываю самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, и т.д.
Основная цель уроков игровой педагогической технологии – создание условий для проявления познавательной активности обучающихся с ОВЗ. Применяя игровой метод обучения, я преследую следующие цели:
• развитие у обучающихся аналитико-синтетических действий;
• формирование алгоритма сравнительного анализа;
• развитие умение вычленять существенный признак;
• формирование умений возможности выделять общий способ действий;
• перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
Игра — важный стимул в обучении. Посредством игры быстрее идет возбуждение познавательного интереса, потому что человеку по своей природе нравится играть. В процессе игры у ребенка формируются умения проявлять и реализовывать свои потенциальные возможности, получать оценку своих достижений.
В ходе игры я подбираю такие задания, которые акти¬визируют внимание, воображение, память, уме¬ние анализировать, сопоставлять, делать выводы. Посредством игры мне удаётся вовлечь каждого ребенка в активную рабо¬ту, в ней реализуется интерес к перевоплощению и импровизациям, создаются особые условия, при которых обучающиеся могут осуществлять самостоя¬тельный поиск знаний.
Игровые методы и приёмы я использую в начале урока, например, на этапе актуализации знаний, в форме кроссвордов. После разгадывания кроссворда, детям предлагается найти и прочитать слово, которое определит тему урока. На закрепление пройденного материала помогает игра «Третий лишний». Наибольшую популярность в настоящее время приобретают тренажёры, созданные в программе Microsoft Offic Power Point с использованием технологий анимированной сорбонки, универсальные тренажёры, пазлы, раскраски. Применение таких игр-тренажёров, как на этапе актуализации знаний, так и на этапе закрепления изученного материала, даёт определённые положительные результаты. Дети с желанием и интересом занимаются на тренажёрах и во внеурочное время. Такая форма работы со слабо успевающими обучающимися позволяет в спокойной, непринуждённой обстановке индивидуализировать учебный процесс. В процессе игровой деятельности усвоенный материал забывается обучающимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным. Особенной эффективностью пользуются у обучающихся обобщающие уроки, проводимые в форме игр «Своя игра», «Звёздный час», «Колесо истории». С помощью таких «Нестандартных уроков» в игровой форме я для своих необычных детей именно создаю условия для формирования устойчивой мотивации на протяжении всего урока, потому что по своему психическому развитию они как раз и характеризуются крайне неустойчивому интересу к окружающей действительности и слабой, а порой и отсутствием аналитико-синтетической деятельностью. Проведение уроков, разработанных по сценарию известных телепередач, позволяют не только проверить глубину и прочность усвоенных детьми знаний, но и включить в образовательный процесс всех без исключения. Кроме этого проведение уроков в такой форме, когда дети работают в команде, позволяет формировать у них чувство ответственности за выполнение задания, чувство сплоченности и конечно, повышает самооценку. Что так же немаловажно в коррекции эмоционально-волевой сферы.
Одним из эффективных способов проверки знаний у обучающихся является компьютерное тестирование. Огромную пользу в этом оказывают тесты на основе шаблона Комаровского. Категория детей с интеллектуальной недостаточностью представляет собой весьма неоднородную группу, характеризующихся разным темпом и разной динамикой психофизического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализацией в общество. Поэтому приходится составлять варианты тестов с учетом психофизического развития ребёнка.
В электронной версии тесты представляют собой слайды с вопросами и вариантами ответов, задание на соответствие. Данная деятельность предполагает индивидуальную работу ребёнка с компьютерной программой. Он получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы, которые вызывают особые затруднения. Компьютерное тестирование способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности.
Новые формы работы предполагает использование в учебном процессе интерактивной доски. Применение интерактивной доски в коррекционно-развивающем обучении позволяет ребёнку:
1. Представлять обучающемуся информацию в различной форме понятной и доступной для каждого конкретного ученика: текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.
2. Выдавать большой объем информации по частям, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.
3. Активизировать компенсаторные возможности ребенка с ОВЗ.
4. Воспроизводить и комментировать информацию в соответствии с речевым развитием ребенка.
6. Выходить в мировое информационное сообщество с целью получения доступной необходимой информации для данной категории детей.
Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием параграфов учебников по биологии. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи и закрепления учебного материала, использовать новые технологии, чтобы особый ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира.

Литература.
1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Опыт организации коррекционной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием Дошкольное воспитание. - 1998.
2. Васина Л.Г. Реабилитация через образование Дефектология. - 1998. - №5.
3. И.В. Возняк, Л.В.Годовникова. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. – Волгоград, 2011.
4. Как учить и развивать умственно отсталых детей Сост. К. Грюневальд. - СПб.: Петербург XXI век, 1994.
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1994.
6. Коррекционно-развивающее обучение. Под ред. В.В.Пустоваловой – Волгоград, 2008.
7. Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием Дефектология. - №3. - 1999.
8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. –М., 2000.
9. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Под ред. Л.С. Сековец. – Нижний Новгород, 2007.
10. Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития Дефектология. - 1994. - №4.
11. Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.
12. Шевченко С.Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах Дефектология. - 1995(6). - №1.
Категория: Биология | Добавил: sta1970 (21.12.2015) | Автор: Скворцова Татьяна Александровна E
Просмотров: 399 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Татьяна Александровна!  Ваша работа отклонена от участия в конкурсе, так как загружена повторно и не прошла проверку на анти плагиат, уникальность меньше 80%! С уважением тех. эксперт Макарова Е.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]