Пятница, 02.12.2016, 21:01
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

урок "Драгоценная нить"
Урок «Строение и функции дыхательной системы».
Цели урока:
разобрать с учащимися значение процесса дыхания в жизнедеятельности человека;
раскрыть особенности строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями;
продолжить развитие логического мышления учащихся;
продолжить воспитание навыков здорового образа жизни.

Методы: частично-поисковый, проблемный.

Ход урока:

I. Создание проблемной ситуации:
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 30 сек обсуждаем впечатления ребят о своих ощущениях.
Беседа
1. Как вы себя чувствуете?
(Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах)
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах?
Сколько времени мы можем не дышать?
Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом, продолжительность пребывания нерпы под водой.
В исследовательском центре Kattegatcentret города Грена, Дания, в океанариуме тропических акул фридайвер Стиг Северинсен провел опыт по задержке дыхания. Целых 20 минут и 10 секунд сидел на дне аквариума. Максимальная длительность задержки дыхания у бобров и дельфинов - 20 мин, ластоногих - 70 мин, китов - 90 мин, человек нетренированный может задержать дыхание на 30 - 60 сек, ловец жемчуга на 6 мин, фридайвер на 9 минут.
Дополнительная информация
Фридайверы – любители погружения на глубину без всякого снаряжения – пользуются техниками йогов, позволяющими натренировать свой организм и задерживать дыхание на полчаса и больше без губительных последствий.
При этом в организме человека происходят изменения, позволяющие адаптироваться к кислородному голоданию – это замедление сердечного ритма, отток крови от конечностей к жизненно важным органам, повышение уровня гемоглобина, которое позволяет организму накапливать дополнительный кислород. На глубине более 50 метров альвеолы заполняются плазмой, это поддерживает нужный объем легких, предохраняя их от сжатия и разрушения. Подобные изменения в организме исследователи обнаружили у ловцов жемчуга, способных нырять на большие глубины и находиться там от двух до шести минут. Удивительно, но в Японии за морскими дарами на дно опускаются исключительно женщины.

2. Изучение нового материала

Dum spiro,spero. Пока дышу, надеюсь.
Римский поэт, Овидий.
Дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. Ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Верно о дыхании.
Тема урока «Строение и функции дыхательной системы».
Целеполагание
Я предлагаю вам следующее задание: Выберите из перечня целей свою цель:

овладеть содержанием темы: сущность понятия дыхания, строение органов дыхания в связи с их функциями; значение дыхания;
проявить и развить свои способности (назвать их);
доказывать и опровергать утверждения педагога;
развивать умение слушать друг друга;
приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности;
организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
овладеть способами совместной деятельности в группе.
Учащиеся выбирают из перечня свои цели, выделяют их кружком. Несколько учащихся озвучивают.
Ребята обратите внимание на таблицу № 1
Прочитайте внимательно, поставьте +, если вы данный материал вам знаком или -,если вы в данном вопросе некомпетентны.
Таб 1
Познавательные компетенции
Начало урока
Конец урока
Сущность понятия дыхания

Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией

Строение органов дыхания в связи с их функциями

Гортань – прекрасный музыкальный инструмент


Поговорка «Это нужно нам как воздух» выражает особую потребность организма в дыхании. Великий врач древней Греции Гиппократ называл дыхание «пастбище жизни».
Что такое дыхание?
Дыхание- это процесс обеспечения клеток организма кислородом, использование его в окислении органических веществ с высвобождением энергии, удаление углекислого газа.
Вопрос классу.
На какие два взаимосвязанных этапа можно разделить дыхание?
Дыхание можно разделить на два взаимосвязанных этапа:
Внешнее дыхание-газообмен; поступление кислорода и удаление углекислого газа.
Клеточное дыхание – использование кислорода в биологическом окислении у живых организмов.
К чему сводится функция дыхательной системы?
Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ.
Я предлагаю рассмотреть строение органов дыхания.
А какие органы дыхания вы знаете? ( Дыхательная система состоит из
воздухоносных путей и легких).
При нормальном правильном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос как бы критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно.
«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!…» Так писал о носе Н.В. Гоголь.
А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у наших предков – человекообразных обезьян его не было. Чтобы узнать об этом, я предлагаю провести небольшое исследование: найдите в тексте учебника материал о строении носовой полости и соотнесите строение с выполняемыми функциями.
Какие выводы о функциях носа можно сделать из прочитанного?
1. Защитная (слизистая оболочка, выделяет слизь, которая обеззараживает и увлажняет воздух).
2. Согревание воздуха (стенки носовой полости богато снабжены кровеносными сосудами, по которым течет теплая кровь. Они как батареи центрального отопления, обладают большой поверхностью и поэтому быстро согревают воздух)
3. Обонятельная (чувствительные обонятельные клетки)
4. Задерживает пыль (слизистая оболочка, покрыта реснитчатым эпителием)
5. Мимика и речь

Бывает и так, что носовое дыхание нарушается, это бывает во время насморка, капилляры резко расширяются, узкие просветы заполняются слизью, затрудняя прохождение воздуха через носовые ходы. Человеку приходится дышать ртом. Воздух при этом не успевает прогреться, увлажниться, очиститься от пыли. Чтобы вы меньше болели насморком, есть радикальное средство – массаж бат, при массаже в организме выделяются бав: интерферон, лизоцим, с действием которых, не сравнится любой современный препарат.
Предлагаю выполнить массаж биологически активных точек.
Массируйте одновременно каждую точку справа и слева кончиками указательных или больших пальцев в течение 2-3 минут. Движение пальца вращательное или слегка вибрирующее.
Куда же поступает воздух дальше? Из носовой полости согретый, увлажненный, очищенный воздух поступает через носоглотку в гортань. Она образована несколькими хрящами. Щитовидный хрящ защищает гортань спереди. Хрящевой надгортанник при глотании пищи закрывает вход в гортань.
Задание. Попробуйте нащупать щитовидный хрящ и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом? Что вы чувствуете? (хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод)
Что еще есть в гортани? Почему гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Чтобы узнать об этом, я предлагаю провести небольшое исследование. Используя информацию приложения № 1 ответьте на вопросы.

1. Найдите в тексте информацию о строении гортани. Определите, какие ее образования участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель)
2. При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)).
3. Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?
(У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие).

Приложение №1

Голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Органы дыхания создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии.
Гортань с заключенными в ней голосовыми связками – источник звуковых колебаний.
Человеческая гортань расположена на уровне IV–VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.
Гортань подобно музыкальным инструментам создает звуки, отличающиеся исключительным разнообразием у разных людей и у одного и того же человека. Работа гортани, как и всего голосового аппарата, поддается нейрофизиологической «настройке».) Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.
При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие.
Мы продолжаем следить за движением воздуха. Воздух направляется вниз по воздушной трубе, которая получила название – трахея.
Стенки трахеи мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которые быстро – быстро, 500 раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли. За сутки мерцательный эпителий выносит наружу 20 гр пыли. Длина трахеи примерно 15 см. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец. На уровне 5 грудного позвонка трахея делится на два бронха - правый и левый. Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы, толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы.
Легкие можно сравнить со сказочным «виноградным деревом». Почему деревом? Гортань – корень., трахея – ствол, бронхи – две короткие толстые ветки, на них растут большие кроны – легкие, состоящие из 300-400 млн. ягодок - альвеол.
3. Закрепление
Ребята, давайте проверим, насколько эффективно мы изучили тему.
1. Составление таблицы на доске. Приглашаю группу ребят. Из набора карточек составьте таблицу “Строение и функции органов дыхания”, (работа в парах), используется при необходимости учебник “Человек. 8 класс” (Н. И. Сонина, М. Р. Сапина). Дан набор из 15 карточек, нужно расположить их в логические группы.
2.Реши смысловые пропорции
Даны три понятия. Между первыми и вторыми существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь.
Сердце: предсердие= гортань:…….(голосовые связки)
Артерии: транспорт веществ= гортань…(голосообразование)
Зубы: кариес = носовая полость:….(ринит).
Кровь:гематология = бронхи:……(пульмонология)..

3.Программируемая работа
4.Преобразуй высказывание немецкого учёного Канна о процессах, происходящих в начале дыхательных путей в научный текст:

«Воздух очищается от пыли, обеззараживается носовой слизью, обмывается в паровой бане носовых раковин, обнюхивается (анализируется чувствительными клетками) ищейками обонятельной станции, поливается душем в области миндалин, обследуется рефлексными чиновниками (рецепторами гортани и трахеи)».
5.Объясни результаты опыта
Кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погибает из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий нормально, остаётся здоровым. Почему? (Благодаря защитным свойствам носовой слизи)

Ребята давайте вернемся к таблице №1.
Проанализируйте ее с учетом изучения данной темы, произошел прирост ваших познавательных компетенций?
Посмотрите свои цели. Достигли вы своих целей.

IV. Домашнее задание. (по желанию)
1. Качество нашего дыхания зависит от состояния воздуха, которым мы дышим и микроклимата помещения.
Дома выполните лабораторную работу и заполните таблицу “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”
Каждый ученик получает раздаточный материал
Таблица №2 “Гигиеническая оценка микроклимата помещения”
Признак
Состояние
Температура воздуха
 
Влажность воздуха
 
Движение воздуха (Сквозняк)
 
Чистота воздуха
 
Наличие пыли
 
Наличие специфических запахов
 
Освещенность
 
Ориентация по сторонам света
 
Наличие растений
 
Комфортность рабочего места
 
Выводы:
 

2. Подготовить и провести презентацию профессий, связанных с профилактикой и лечением органов дыхания. Рассказать о целях и задачах, исторических этапах ее развития, способах деятельности, описать систему компетенций, требующих для осуществления профессиональной деятельности в настоящее время. Указать, где эти компетенции можно приобрести.

3. Обсудите с родителями высказывания
1.Одно только поколение правильно дышащих людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть, как на нечто необыкновенное.
2.Человек, владеющий поверхностным дыханием, сохраняет самообладание в самой сложной обстановке… Чем глубже дыхание, тем тяжелее болен человек. Чем его дыхание более поверхностно, тем он здоровее и выносливее.
К.П.Бутейко, врач
4. Приготовить сообщения: «Влияние курения на голосообразование», «Как дышат водолазы?», «Заболевания дыхательных путей»
5. Прочитать стр.138-141, рубрика «Подумайте»

5. Рефлексивные задания
1. Задание эмоционально-ценностного характера
Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?

2. Вопросы для организации самоанализа и самооценки обучаемыми результатов своей деятельности на уроке.
1.Какие чувства у вас возникали на уроке?
2.Чему вы научились на уроке?
3.Что нового узнали? Что для вас стало наиболее значимым? Почему?
4.Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?
5.Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?
Категория: Биология | Добавил: lili197011 (19.10.2014) | Автор: Колегова Лилия Фаатовна E
Просмотров: 351 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега!

Сообщаю Вам, что данная работа не допущена к участию в Третьей Всероссийской научно-методической конференции «Мультимедиа технологии в современном образовании». (не соответствует тематике конференции, отсутствует ММ компонент)
Технический эксперт С.А.Морина.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]