Воскресенье, 19.11.2017, 06:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
wapedbam

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Химия

Повышение уровня экологизации студента через организацию и проведение образовательных программ и конкурсных мероприятий
Современное развитие российского государства требует, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, способного к сотрудничеству, отличающегося мобильностью, динамизмом, обладающего чувством ответственности за свою страну. Я, как преподаватель, вижу одно из главных направлений своей работы – формирование активной позиции у своих студентов, компетентностного подхода в решении проблем.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей студента. Необходимо добиваться, что бы студент стал активным участником учебного процесса, а преподаватель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности студента. Я, уже на протяжении многих лет ,работаю над проблемой «Экологическая направленность уроков и внеклассной работы по химии и биологии через совершенствование учебного материала».Данная направленность дает возможность привлечь студентов к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитывать у них чувство личной ответственности за сохранение природы. При всем этом важна заинтересованность студентов процессом научного познания. Мои студенты- победители городских, краевых и Всероссийских конкурсов. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии и биологии.и во внеурочной работе.
Очевидно, и мы нужны студенту для того, чтобы помочь ему научиться достойно, жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным, должны создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его индивидуальности. Учебная деятельность студентов становиться осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, студент действительно начинает учиться, то есть учить самого себя. Такая позиция не импульсивное, случайное « озарение » студента, а результат длительной систематической его работы над собой в специально созданных условиях образовательной среды, в которой он может быть инициативным, творческим и самостоятельным деятелем, развивая при этом свою индивидуальность.
Экологическое образование и воспитание способствует формированию личности с целостным восприятием мира, с высоким уровнем экологической культуры и стремлением к практической деятельности по изучению и сохранению природного окружения. Они ориентированы на личности студента, на социальный эффект его деятельности, на познание мира, на интеграцию знаний. Эти ориентиры экологического образования и воспитания находят свое отражение и в проектной деятельности студентов.
Проектирование, есть способ выражения студентами идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению. Для преподавателя проектирование – это интегрированное дидактическое средство развития, обучения, воспитания, которое позволяет формировать компетентности студентов, развивать специфические умения и навыки: проектирования, прогнозирования, исследования, проблематизации, презентации.
Студент, участвующий в выполнении экологического проекта, имеет возможность реализовать свои способности. В данном случае уместно говорить о развивающем обучении, поскольку в процессе проектной деятельности студентов обязательно сталкивается с более сложными заданиями и выполняет их, пользуясь незначительной помощью преподавателя и дополнительной литературой.
Социальная направленность проектной деятельности студентов отражается в их умении строить отношения в группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Они должны научиться принимать решения. Экологические проблемы многоаспектны, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний из различных наук. Таким образом, над проектом у студентов формируется комплекс специфических умений, подкрепленных соответствующей теоретической базой и увеличивающимся интересом к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края , города.
Работа над проектом осуществляется поэтапно. На первом этапе мы с ребятами выявляем проблему, формулируем задачи проекта, определяем цели, обсуждаем возможные варианты исследования, выбираем способы реализации, производим анализ, ожидаемые результаты, составляем план работы, распределяем обязанности между членами группы, определяем необходимые ресурсы и источники их получения. Продумываем и определяем ход деятельности каждого, распределяем обязанности. В проектном обучении ценны не только результаты, но и в еще большей степени сам процесс.
Следующий этап – этап презентации проекта, когда происходит устная защита проекта студентом, ребята предоставляют логику и эффективность своего проекта, показывают компьютерную презентацию проекта (роль преподавателя на данном этапе – консультант). И на последнем этапе, этапе рефлексии, мы с ребятами подводим итоги, анализируем результаты, определяем значимость проекта.
Преподаватель при работе студентов над проектом:
• Помогает студентам в поиске нужной информации;
• Сам является источником информации;
• Координирует весь процесс;
• Поощряет студентов;
• Поддерживает непрерывную обратную связь.
Результаты, к которым стремится любой преподаватель, работающий в проектной методике:
• Повышение уровня активности студентов и качества знаний;
• Интеграция между предметами различных образовательных областей;
• Профессиональное самоопределение студентов.
• В связи с этим возникает необходимость развивать у студентов специфические умения и навыки проектирования, а именно учить:
• -проблематизации;
• -целеполаганию;
• -планированию деятельности;
• -поиску нужной информации;
• -практическому применению знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
• -проведению исследования;
• -презентации деятельности и ее результатов;
• -самоанализу и рефлексии.
• В Федеральном компоненте государственного стандарта отмечается:
• « участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы… творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение творческих работы проектов… создание собственных произведении, идеальных и реальных моделей объектов, процессов, явлении…».
Применительно к курсу химии и биологии среднего специального образовательного учреждения система проектной работы может быть представлена двумя подходами:
1. Связь проектов с учебными темами, включение их в программу;
2. Использование проектной деятельности во внеклассной работе (в программах факультативов, кружков)
Практика показывает, что лучше использовать кратковременные проекты. Одним из вариантов выполнения краткосрочных проектов может стать разрешение учебной проблемы, заложенной в учебном материале и студент, решая проблему, не открывает нового для науки, а только заново открывает известное для себя самого.
В соответствии с этим подходом нами разработана серия учебных занятий по теме: «Кислородосодержащие органические соединения». Основными этапами таких уроков являются: проблемное введение в тему урока, работа в группах, отчеты групп о выполнении заданий, презентация готовых проектов, их обсуждение и оценка.
Так, программа курса химии и биологии на базе 9 классов позволяет в среднем профессиональном учебном заведении колледже или техникуме органично использовать проектную деятельность студентов при изучении таких тем, как «Электролитическая диссоциация», «Химические реакции», «Металлы и неметаллы», «Химический состав клетки», «Водные экосистемы», «Источники загрязнения гидросферы». В качестве логического завершения курса можно ввести тему элективного курса «Бытовые и промышленные отходы», по которой уместно выполнение крупного проекта. Такая трактовка программы предполагает введение в перечисленные темы экологической информации.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь…»
Антуан де Сент - Экзюпери
Чистая вода постепенно становится «товаром номер один» в мире и по некоторым прогнозам в ближайшее десятилетие будет наиболее продаваемым и дорогим продуктом. Примером служит проект «Проблемы реки Бия».
Целью данного проекта является изучение строения, свойств и роли воды в нашей жизни, развитие у студентов чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки ,по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам, явилось и выявление , систематизация экологических проблем реки Бия и рассмотрение вопроса качества и очистки питьевой воды, потребляемой жителями города. Данный проект соответствует требованиям государственного стандарта среднего(общего)образования по химии и биологии. Носит межпредметный характер. Это позволит обучающимся ,в ходе работы над ним ,.освоить учебные темы и по химии. и по биологии: «Растворы. Растворимость веществ в воде», «Оксиды. Химические свойства воды», «Химический состав клетки», «Роль воды в живых организмах», «Водные экосистемы. Растительный мир водоемов», «Источники загрязнения гидросферы. способы очистки питьевой воды.»,сформировать представление о воде
Теоретическая и практическая значимость исследования заключалась в том, что его основные положения и результаты могут быть использованы при продевании и курса органической химии, биологии, экологии, природопользования. В ходе проекта выявлялись:
 предельные концентрации солей, вызывающие вкусовые ощущения;
 определение характера запаха;
 химические примеси в воде и здоровье человека:
 обеззараживания и очистка воды;
 устранение привкусов и запаха воды.
И как итог у студента возникали чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.
Ожидаемые результаты:
1. Обобщение, систематизация и расширение знаний обучающихся о воде.
2. Овладение навыками работы в группе; планирование, оформление и рефлексия своей деятельности.
3. Развитие умений и качеств, востребованных в XXI веке: ответственность и адаптивность, творчество и любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, умения решать проблемы, работать с информацией (из разных источников) и медиасредствами.
В разделе органическая химия и межпредметный, коллективный, информационно-исследовательский проект «Сладкая жизнь».
Проект проходит при обсуждении в теме «Углеводы».
Был сформирован проблемный вопрос: «Сладкое портит фигуру… или характер?»
Целью которого было расширить знания студентов об углеводах и их заменителях. О роли углеводов в обмене веществ в организме, сбалансированном питании. Немаловажно при этом уделить внимание решению таких задач как формирование информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций.
Работали группы биологов, химиков, диетологов, психологов, социологов, филологов, Web-дизайнеров. После определения задач каждой группы, началась работа с текстами учебной и дополнительной литературы, статей журналов и газет. В Интернете найдены цифры, иллюстрации, таблицы по диетологии, рецепты низкокалорийных блюд.
Web-дизайнеры в итоге все оформили на нескольких страницах:
1-ая – общая информация
2-ая – группа химиков рассказала об углеводах и других сладких веществах, привели химические формулы и уравнения реакций.
3-я – группа биологов рассказала о вкусовом рецепторе, о профессии дегустатора.
4-ая – диетологи о правильном питании.
5-ая – психологи о употреблении шоколада и других сладостей во время депрессии.
6-ая – филологи сделали подборку пословиц и поговорок «со сладкой темой».
7-ая – социологи предложили диаграмму результатов опроса.
Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе пережить вдохновение творчества.
Система проектов во внеурочное время.
Целый ряд источников пробуждающих у студентов любознательный интерес к знаниям , находится и в пределах внеучебной деятельности. Преимущественно внеурочной деятельности в самостоятельном выборе, добровольности, соответствии выбранные знания склонностям и желаниям студентов.
Внеурочная работа отличается от урочной более свободными форматами, отсутствием жесткой регламентации во времени, непринужденной обстановкой, возможностью широкого применения новейших технологий.
Этот вопрос может быть решен за счет применения во внеурочной деятельности современных компьютерных технологий.
Одной из тем моих проектов была «Очень нужная наука химия». В качестве проблемы проекта стоял вопрос: «Зачем нам нужна химия?». Именно этот вопрос я очень часто слышу от студентов. Проект был рассчитан на работу со студентами, поступившими на базе 9 классов. Для реализации было создано 7 творческих групп. Во время обсуждения основного вопроса проекта выявляются следующие проблемы:
 Поможет ли химия в моей будущей профессии?
 Помогает ли химия бороться с болезнями?
 Помогает ли химия в создании новых продуктов питания?
 Нужна ли химия в борьбе за большой урожай?
 Помогает ли химия в создании новых строительных материалов?
 Зачем создали науку химию?
 Почему говорят: «Знание химии – сильное оружие?»
 Какие экологические проблемы создает химия?
Проект долгосрочный. Для начала работы над ним мы писали сочинение-миниатюру на тему «Что я ожидаю узнать при изучении химии?». Затем начинается работа над проектом после прочтения и выявления проблем, а заканчивается вновь написанием сочинения: «Что я узнал при изучении химии» и представлением мультимедийных презентаций по поставленным проблемам. В ходе исследования предполагалось достичь мотивацию студентов к изучению химии.
Проект «Озеленение помещений» с использованием ИКТ является профессионально ориентационным и предлагает методические рекомендации по организации проектной деятельности на занятиях кружка.
Растения – живые существа. Они дышат, питаются, растут, размножаются и умирают. Опыт общения с растениями, накопленный за тысячелетия, говорит о том, что цветы обладают целительными и магическими свойствами. Нужно лишь прислушаться к цветам, которые нас окружают, понять, какую информацию они несут.
Раньше у целого ряда народов существовал обычай сажать в день рождения ребёнка дерево. Оно было магическим образом связано с человеком, откликалось на всё, что происходило с ним в жизни, - дерево отвлекало беды, брало их на себя. Жизнь в больших городах лишила людей возможности получить на день рождения подобный подарок. Но у нас есть комнатные растения. Они наши лучшие помощники и талисманы. Цветы могут быть хранителями дома, заряжать человека бодростью, давать успокоение.
Оказалось, что комнатные растения являются не только предметом интерьера, но также и средством очистки воздуха. Ухаживая за ними, мы делаем благо для себя и своих близких, так как растения приносят нам радость, благополучие и здоровье. И относиться к комнатным цветам необходимо как к членам семьи.
Комнатные растения поглощают пыль, вредные химические соединения. Давно замечено, что цветы помогают бороться со злобой, ненавистью, тоской. Цветы не выносят криков, ссор, обид, в присутствии злого и скандального человека они плохо растут и могут просто зачахнуть.
Растения воздействуют на окружающую среду и на своего хозяина. Уже одним своим видов они дают возможность отдохнуть нашим глазам, зелёный цвет листьев успокаивает нервную систему. Они приносят уют в дом.
Цели работы:
- узнать о разнообразии комнатных растений, их пользе для человека;
- научиться ухаживать за комнатными растениями, проводить наблюдения;
Задачи проекта:
• расширить знания о комнатных растениях путём исследования основных видов;
• развивать чувство ответственности за жизнь растения и способность к самостоятельному труду при уходе за растениями;
• оформить проектную работу на тему «Необходимость комнатных растений» и подготовиться к защите проекта.
Основополагающий вопрос проекта: зачем нужны комнатные растения?
Обоснование: в ходе данной работы мы хотели:
• получить новые знания о растениях, которые нас окружают;
• научиться ухаживать за комнатными растениями, проводить опыты;
• научиться находить необходимую информацию и оформлять её;
• получить ответы на следующие вопросы:
- зачем нужны комнатные растения?
- все ли комнатные растения одинаково полезны для человека?
Гипотеза: чтобы выбрать растение для комнаты, нужно знать о его особенностях, о влиянии на здоровье человека.
Проект по озеленению помещений требует творческого подхода и предварительной оценки помещений с точки зрения их дизайна, освещённости, температурных характеристик и влажности. Необходимо также определить места расстановки и виды растений или цветов, которыми будет украшен интерьер.
В данном проекте обучающимся предлагается изучить проектную деятельность, связанную с растениями и пройти все этапы разработки и оформления жизненного пространства растениями, составить проект озеленения помещения с учётом его интерьерных особенностей и специфики использования. Данный проект является практико-ориентированным, т.е. когда продукт заранее определен и может быть использован в жизни. По комплексности и характеру контактов- это телекоммуникационный проект , выполняемый с использованием таких компьютерных средств как сеть Интернет сайтов.
Другим проектно-исследовательским явился проект «РЕДКИЕ И РЕЛИКТОВЫЕ РАСТЕНИЯ ОЗЕРА КАНОНЕРСКОЕ»
Актуальность данной темы обусловлена повышением внимания учеными и общественностью Алтайского края к экологическим проблемам.
Целью исследования явилось выявление современные состояния и сохранения в дальнейшем реликтовых и редких растений Канонерского озера – памятника природы Алтайского края, предложение действенных мер по оздоровлению водоема.
В основе исследования легли работы ученых А.П. Кучина, Е.А. Дзагоевой, В.М. Остроумовой, а также наши исследования.
Были сделаны описание изменений биогеоценоза Канонерского озера, составили картосхемы изменения площади озера по годам, выявлены динамику водного режима. Были проанализированы полученные результаты, сформулированы выводы исследования. Канонерское озеро- уникальный объект, требующий охрану, т.к. здесь сохранились реликтовые растения такие как : водный орех плавающий - чилим и водный папоротник – сальвиния плавающая. По берегам растут редкие растения, записанные в Красную книгу Бийского района и Алтайского края. . И с целью сохранения редких и реликтовых растений даны рекомендации:
1. Организовать школьниками, студентами в весенне-летний период очистку родников,
2. Очистить дно драгой (опыт уже есть);
3. Окультуривать территорию базы отдыха в окрестностях озера Канонерского разумно;
4. Прекратить строительство дачных домиков вдоль берега озера Канонерского;
5. Вести разъяснительную работу среди населения поселка Усть-Катунь о редких и исчезающих видов растений, правила их сбора и поведения в природе;
6. Совместными усилиями студентов БГПУ им. В. М. Шукшина и школьников п. Усть–Катунь проложить экологическую тропу «Сосновый лес – Канонерсое озеро»
7. Обратиться в Общество охраны природы Бийского района о выполнении действий с их стороны в соответствии с Законом РФ «Об охране особо охраняемых природных территорий краевого значения» от 14.03.1995 года.
Заключение.
Считаю, что использование метода проектов позволяет преподавателю вызывать у студентов желание больше знать, глубже осмыслить тот или иной вопрос, ориентироваться на дополнительный поиск, предполагает потребность углубить знания за счет привлечения дополнительных источников.
Ни один другой метод так не формирует ответственность, как это делает проектное обучение. Гордость за результаты труда, поиск реальных вариантов решения проблем, повышают имидж студента, снимают со многих ярлык «безразличных», «безответственных», «неполноценных».
Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразования и самоорганизации. По моим наблюдениям 80% студентов обращаются к учебникам, Интернету, дополнительной литературе, выполняя проект.
Проектно-исследовательская деятельность у меня как педагога помогла:
- активизировать мой личностный и педагогический потенциал;
- стимулировать изучение и анализ научной педагогической литературы;
- использовать интерактивные формы общения и обучения;
- сформировать коллектив творческих единомышленников.
Одно из достоинств проектной деятельности – это создание особой образовательной атмосферы, дающей студентам возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развивать свои универсальные умения. Она позволяет:
- повысить мотивацию изучения предметов учебной программы;
- реализовать комплексное восприятие учебных предметов;
- принимать самостоятельные решения;
- проверить свои силы.
Недостатками проектной деятельности:
- увеличение умственной нагрузки;
- требование более сложной системы оценивания;
- увеличение объема сложной системы оценивания;
- существование риска неудачного выполнения проекта;
- повышение эмоциональной нагрузки;
- нарастание напряжения к сроку сдачи пректа.
Я думаю, главным итогом проделанной мной работы стало новое, более конкретное понимание остроты данной проблемы. использования метода проектов не только на уроках и во внеурочной работе с экологическим уклоном. Метод проектов положительно влияет как на общее качество знаний, так и на повышение успеваемости студентов.
Мои студенты активно участвуют в научно-практических студенческих конференциях в техникуме, городе, крае, Всероссийских олимпиадах «Познание и творчество», Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио», Всероссийском конкурсе «Национальное Достояние России», «Первые шаги», «Национальная премия» по экологии ,занимают призовые места

Литература:
1. Е.С. Палат, Метод проектов; история и теория вопроса, Ж. Школьные технологии №6 – 2006 год.
2. М. Эйнштейн, Метод разрушивший школьную рутину, Г, управление школой №22 – 2003г.
3. А.А. Вербицкий, Метод проектов как компонент контекстного обучения , Ж, школьные технологии №5 – 2006г.
4. О.Н. Нагель «О критериях оценки проектной деятельности учащихся», Ж, Школа и производство №1 – 2006г.
5. С.В.Немерешко, О проектировании в образовании, Ж. завуч №5 – 2006г.
6. Е.К.Иванова, Проектная деятельность учащихся, Т, Управление школой №8 – 2007г.
7. С.Е.Шишов, Структура и содержание проектной деятельности, Ж, Стандарты и мониторинг в образовании №6 – 2004г.
8. А.С.Обухов, Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучен, Ж, школьные технологии №5 – 2006г.
Категория: Химия | Добавил: ооооо (31.07.2012) | Автор: Цибина Галина Петровна E
Просмотров: 773 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]