Пятница, 02.12.2016, 21:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Английский язык

«Интеграция информационно-коммуникационных и проектных технологий в систему работы учителя по развитию одарённости школьников»
Учитывая качественное своеобразие видов одаренности и несовершенство современных методов их диагностики, ученые предполагают, что количество одаренных детей составляет не мене 15–25% от общего числа обучающихся. Тем не менее, статистика такова: около 30% учащихся общеобразовательной школы за время их одиннадцатилетнего обучения снижают исходные показатели творческого развития, теряют мотивацию к учению. Поэтому одной приоритетных задач современного образования должно стать создание условий, обеспечивающих выявление и развитие потенциальных возможностей способных и одарённых детей.
Необходимо организовать процесс обучения таким образом, чтобы у ребёнка выработался интерес к изучаемому предмету, потребность познавать новое. Время изменилось – изменилось и восприятие мира детьми. Если мы хотим сделать процесс обучения эффективнее и продуктивнее, то естественная для современного ребёнка мультимедийная среда должна стать его неотъемлемой составляющей.
Хочу поделиться своим опытом и наблюдениями. В качестве учебной базы для апробирования опыта использования информационно-коммуникационных и проектных технологий для меня стала группа учеников 6 класса, приступивших к изучению английского языка с 5 класса. Это была группа из 12 человек с различным уровнем познавательной деятельности. Около 40% учащихся с хорошо развитой памятью, мышлением, вниманием, активных на уроке, быстро усваивающих программный материал. Приблизительно 40 % - среднего уровня познавательной деятельности, с периодически проявляющимися трудностями, как в восприятии нового материала, так и в изложении изученного. 20% составляли учащиеся, не заинтересованные в обучении, с плохо развитыми навыками восприятия информации, требующие постоянной помощи учителя. Повышения интереса к своему предмету достигала с помощью игровых, коммуникативных методов обучения, как на уроках, так и в кружковой работе (вела кружок «Театр на английском языке»). У детей выработался интерес к творчеству, драматизации, им понравилось выступать перед сверстниками на английском языке. В 7 классе решила углубить знания данной группы по своему предмету, организовав занятия по курсу «Разговорный английский». В 8 классе, учитывая профиль школы (социально-экономический), предложила учащимся пройти курс по выбору «Деловой английский». В 9 классе последовали два элективных курса: «Письмо на английском языке» для тех, кто выбрал экзамен в форме ГИА и курс по страноведению «Об Америке вкратце». Обучаясь в 10 и 11 классе эти же обучающиеся стали активными членами кружка по проектно-исследовательской деятельности. Выбор подобного направления работы кружка не случаен. Одна из технологий воспитания мотивированных детей - проектная деятельность. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха. Обучение стало деятельностно-развивающим. Новые методы реально повлияли на повышение познавательной активности учащихся и мотивации к учебе, следовательно, и на качество обучения. На протяжении 5 лет обучения сохранялся высокий уровень качества знаний учащихся экспериментальной группы (6 класс- 70%, 7 класс- 83%, 8 класс- 85%, 9 класс – 85%, 10 класс- 91%, 11 класс -100%).
Несколько слов о видах проектов. Сначала это были проекты, предусмотренные авторами УМК по английскому языку (обучение проходило по УМК Кузовлева В.П. и др.), которые предлагается выполнять учащимся по окончанию изучения учебной темы или модуля. Затем учащиеся стали предлагать свою тематику проектных работ.
Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности деятельности ребенка, а более сложный уровень - сетевое взаимодействие через участие в проектно-исследовательской деятельности в сети Интернет. При участии в сетевых проектах ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что-то новое, учится в сотрудничестве со сверстниками. В то же время, богатые возможности современного программного обеспечения позволяют подходить к работе творчески и нестандартно. Погружаясь в ставшую для него естественной мультимедийную среду, ученик получает новые знания через выполнение заданий сетевого проекта. Для того, чтобы ученик не блуждал бесцельно по сети, выискивая нужную информацию, я начала разрабатывать новый для нашей школы формат занятия, ориентируемый на поиск, в котором информация, с которой работают ученики, поступает из сети и сочетающий проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение и поисковое обучение – веб-квест. Веб-квест предполагает определённую структуру:
Введение. Задание, вопрос или постановка проблемы. Процесс. Источники. Оценивание. Заключение. Я не буду подробно останавливаться на описании структурных компонентов веб-квеста, о них вы можете найти достаточно информации в Интернете. Я поделюсь своими соображениями и опытом работы в этом направлении.
Очень важно развивать в детях чувство любви к своей родине, гражданской идентичности и гражданского самосознания. Так, для знакомства с городом-побратимом Саратова американским городом Далласом и штатом Техас, мною был разработан веб-квест «Открывая для себя Техас». (Ссылка на ресурс: https://sites.google.com/site/vebkvestdiscoveringtexas/ )
Я решила мотивировать ребят своими личными наблюдениями о том, что многие туристы, посещая США, непременно стремятся попасть в этот штат. Интересно, почему? И предложила учащимся самим выступить в роли туристов, причём представляющих различные профессии. Это было сделано для того, чтобы с учётом профессиональной и личностной заинтересованности распланировать туристические маршруты по штату Техас и на своём опыте понять причины интереса туристов к этому штату. Мы решили организовать группы политиков, архитекторов, историков, спортсменов и натуралистов, каждая из которых получит свою специфическую задачу. Здесь же уточнила формат и детали конечного продукта, который должны представить учащиеся. Это могли быть презентации (в том числе online), видеофильмы, линейки времени и карты с нанесением туристических маршрутов. Затем с помощью онлайн-инструмента для составления ментальных карт Mindomo выяснила уровень стартовых представлений учащихся о штате Техас. Так с помощью приёма визуализации имеющихся знаний, применённого учителем, ребята пришли к выводу об их недостаточности, и появилось желание их восполнить.
Веб-квест – это не просто отчёт или пошаговое учебное задание. Побудить учащихся попросту «профильтровать» содержание сайтов и сделать по ним презентацию – этого совсем недостаточно. Здесь требуется задействование более высоких уровней мышления, а именно: анализировать, синтезировать полученную информацию, проявлять творчество, решать проблемные вопросы, выносить суждения и делать заключения. Чтобы научить этому, учитель может обеспечить учащихся некоторым руководством о том, как организовать приобретенную информацию. Оно может иметь форму направляющих вопросов, или направлений для завершения всей организационной структуры, как например, графики времени, ментальные карты, или причинно-следственные диаграммы. Для моей группы историков я посоветовала воспользоваться линейкой времени. Таким образом, они сумели организовать историческую информацию о штате Техас с помощью онлайн-сервиса Dipity.com.
Чтобы сравнить начальные страноведческие знания учащихся с приобретенными в процессе выполнения веб-квеста, им было предложено пройти онлайн-тест и проверить, на сколько процентов они «являются» техасцами. Насколько неожиданно было знать, что они - техасцы на 80%!
Вот пример другого веб-квеста, знакомящего учащихся с 1 из направлений живописи Великобритании. Тема веб-квеста - «Искусство прерафаэлитов на фоне Викторианской живописи Англии». Помимо проведённого исследования о данном направлении в искусстве, ребята попробовали себя в роли организаторов выставки, якобы планируемой в Саратове, предложили свои идеи экспозиции.
Участие в веб-квестах обогатило моих учеников опытом работы в команде, умениями планировать свою деятельность, работать с большим количеством информации, осуществлять её отбор и представление с использованием современных сервисов web2.0. Так, ими были освоены технологии создания учебного фильма, буклета, они проложили пять туристических маршрутов для путешественников-профессионалов, создали несколько видеороликов и озвучили кинофрагменты, составили ленты времени, ментальные карты, on-line презентации с использованием сервисов Prezi, Stixy. Конечно, лучше самих ребят никто об этом не скажет:
«…Очень важно, что мы научились работать в команде. Считаем, что при работе над заданиями проекта у нас значительно улучшилось произношение английских слов. Особенно старались говорить красиво и выразительно при создании фильма, когда чувствовалась ответственность, что выступаешь перед зрителями и слушателями. Важно, что научились применять новые современные технологии. Рады, что приняли участие в подобной коллективной работе, хотя она учитывала личные интересы каждого».
В следующем году учащиеся подключились к проекту регионального уровня “Our region: Known and Unknown”, где школьники делились сведениями о культурно-исторических и экологических памятниках нашего региона. Проект способствовал развитию языковых коммуникативных компетенций обучающихся, расширению их знаний об историческом развитии, географическом положении и экологическом состоянии окружающей среды в Саратовской области; повышению мотивации изучения английского языка; поддержке сетевого общения учащихся из разных районов; повышению качества подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений в области информационных технологий; развитию творческой инициативы, умений работы в команде, стимулировал проявление самостоятельности и креативности школьников.
Имея уже начальный опыт работы над сетевым проектом, моим ребятам было несложно распределить роли и обязанности внутри группы, скоординировать свою деятельность (разве не эти умения требуются от современного школьника?). В рамках нового проекта дети попробовали себя в разных социальных ролях: менеджер туристического агентства, гид-экскурсовод, участник экологической экспедиции.
Стараясь повысить информационную компетентность своих «звёздочек», я выдвинула идею о создании своего веб-ресурса по работе над проектом. Идея нашла поддержку среди ребят. Так появился сайт команды-участницы регионального проекта: https://sites.google.com/site/netschoolproject/ . На данном ресурсе разместили пояснительную записку к проекту, визитку команды и созданные детьми информационные продукты к 3 этапам конкурса: 3-D книгу в сервисе Zooburst с виртуальной экскурсией по Саратову, интерактивный плакат, созданный в сервисе Glogter.edu о Саратовском городском парке, рассказывающий о его истории, нынешних возможностях, красивых уголках, экологическом состоянии и перспективах дальнейшего развития. В плакат встроен фильм «Деревянная сказка саратовского городского парка», созданный ребятами, рассказывающий о деревянных скульптурах, украшающих парк).
Ребята говорят об экологических проблемах своей местности и предлагают пути их решения, провели поисковую работу об известных памятниках природы на территории Саратовской области, разработали экскурсию с включением информации об исторических, географических фактах и экологических факторах развития своего города. По итогам конкурса команда ребят из Ровенской школы «Starkids» стала победителем, заняв II место.
Другой важный результат, который мы получили за время проведения эксперимента - формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности. От предметных проектов ребята перешли к реализации социальных проектов.
Оба описанных выше региональных проекта проходили при тесном сотрудничестве с Саратовским отделением Российского Фонда мира, поэтому празднование международного Дня мира 21 сентября стало в нашей школе большим событием. Мы присоединились к международному движению “Pinwheels for Peace/ Вертушки мира”, и стали второй российской школой-участницей. Ребятами Ровенской школы было изготовлено около 150 вертушек с написанными на них словами о мире, которые дети установили возле мемориала «Молчащий колокол», чтобы привлечь внимание общественности к проблеме мира на Земле. По итогам празднования Дня Мира творческий отчёт отправили в Саратовское отделение Фонда Мира.
Группа учащихся из 8 и 11-х классов МБОУ "СОШ р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области" стала участницей конкурса проектов «Make the world cleaner!», проходившим на портале «Творческая мастерская учителей английского языка» в форме дискуссионного клуба и отправила отчёт в виде выпуска последних новостей под названием «Everything is in our hands!» о реализованном социальном проекте по реконструкции центрального парка посёлка Ровное. Именно при их активном участии наш парк полностью преобразился: высажено более двух сотен саженцев деревьев, разбиты новые цветочные клумбы, проложены и заасфальтированы дорожки, установлены скамейки, сооружён фонтан. В 2013 году проект реконструкции стал победителем на муниципальном конкурсе социальных проектов. До работы над проектом учащиеся провели опрос жителей посёлка, чтобы узнать их мнение о наиболее важных экологических проблемах.
В прошлом учебном году ребята прекрасно показали себя в региональном конкурсе проектов «Исследователь-2014», посвящённом изучению культуры Великобритании и культурному наследию своей страны и Саратовской области, в частности. Вот их работы: интерактивные плакаты-глоги (самостоятельно разработанная экскурсия в музей Виктории и Альберта в Лондоне от лица экскурсоводов музея: http://londonexcursion.jimdo.com/step1-the-victoria-and-albert-museum/ ). Но самая значимая для меня часть исследования – это исследование жизни и творчества нашего знаменитого земляка, художника Якова Вебера, которое ребята назвали так: «Яков Вебер – певец Волги. Один из миллиона тех, кто разделил судьбу своей родины». (исследование выполнено в форме интерактивного плаката: http://glorie.edu.glogster.com/weber/ ). Для того, чтобы выполнить задание, ребята посетили местный краеведческий музей, работали с интернет-источниками и совершили экскурсию в музей краеведения города Энгельса, где хранится самая богатая в России коллекция картин художника с волжских берегов. Рассматривая чисто технологически, можно говорить, что школьники освоили создание линейки времени, включение интерактивных элементов в глог и т.д. Но важнее всего – тот духовный мир, с которым соприкоснулись наши дети, духовный пласт народа, верность и служение человека родине, несмотря на несправедливое отношение с её стороны к нему. И важнейшие выводы, к которым в конце исследования пришли дети: любить свою страну, верно служить ей, беречь и хранить память предков.
Как учитель-наставник ребят хочу сказать, что меня радует активная жизненная позиция детей, вера в свои силы, их уверенность в том, что они могут внести перемены в жизнь. Я рада, что могу помочь своим ученикам узнавать новое не только в языковом плане, но и гораздо больше: раскрывать новые возможности, помочь в освоении современных информационных технологий, быть не просто учителем, а другом и наставником.
Результативность эксперимента:
1. Формирование потребности в самореализации и активной гражданской позиции в различных сферах деятельности
2. Высокий уровень мотивации экспериментальной группы учащихся к изучению английского языка подтверждается 100% участием во внеурочной деятельности по предмету «английский язык»
3. На протяжении 5 лет обучения сохраняется высокий уровень качества знаний учащихся экспериментальной группы (6 класс-83%, 7 класс- 83%, 8 класс- 85%, 9 класс – 83%, 10 класс- 91%, 11 класс -100%)
4. Улучшение индивидуальных результатов учебной деятельности (3 учащихся по итогам 10-11 класса от годовых оценок «4» перешли к оценке «5»)
5. Призовые места в различных мероприятиях, конкурсах по английскому языку
6. Рост числа победителей олимпиад, научно-практических конференций разного уровня
7. Повышение уровня конкурсных мероприятий
Выводы:
1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции. Одарённость предполагает увлеченность самим предметом, поглощенность деятельностью. Современные дети не мыслят себя без компьютера, следовательно, применение компьютерных информационных технологий в работе с одарёнными детьми способствует активному включению в деятельность.
2. При обучении одаренных учащихся необходимы принципиально новые подходы, компьютерные обучающие и развивающие программы, методы и формы работы с применением ИКТ.
3. Положительного результата в развитии одарённости у ребёнка можно достичь только при условии создания целостной системы работы учителя с применением методов, которые опираются на главную его потребность – самоактуализации.
4. Применение ИКТ на уроках английского языка и внеурочной деятельности создаёт ситуацию успеха у одаренных детей, если они ориентированы на развитие способности учащегося быть активным субъектом образовательной деятельности.
5. Информационные технологии предоставляют широкие возможности, как для реализации творческого потенциала учителя, так и для приобретения одаренными детьми прочных знаний и развития интереса к предмету.
Литература
Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д и др. «Рабочая концепция одаренности». — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. ..." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm]
Категория: Английский язык | Добавил: Glorie (26.11.2015) | Автор: Вершинина Лариса Николаевна E W
Просмотров: 267 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Лариса Николаевна, Ваша работа допущена на конференцию.
С уважением, Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]