Суббота, 10.12.2016, 17:34
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
grachelena68

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы группы "Иностранный язык" » Немецкий язык

Практика реализации идей компьютерной лингводидактики на уроках немецкого языка
Профессиональный стандарт педагога, о котором сегодня так много говорят, перечисляет требования к современному учителю. Базовые компетентности педагога включают также ИКТ-квалификацию, то есть умение применять ИКТ-ресурсы: использовать средства ИКТ для решения своих профессиональных задач. Каждый педагог понимает, что переход на новые образовательные стандарты подразумевает и изменение нашего «педагогического» мышления, прежде всего нашу готовность к инновациям. Без современного учителя не будет и современного ученика. Поэтому считаю, что мы должны идти в ногу со временем и повышать свою квалификацию и в сфере ИКТ. Одной из современных тенденций в использовании ИКТ в обучении иностранному языку является компьютерная лингводидактика.
Термин означает область лингводидактики, изучающая теорию и практику использования компьютерных и сетевых технологий в обучении языку (определение Бовтенко М.А.)
Я в своей практике активно применяю компьютер, для своих уроков готовлю презентации, разрабатываю учебные материалы на основе прикладных программ Power-Point, учебные материалы с использованием инструментальных программ-оболочек (Spellmaster, Hot Potatoes), также реализую проекты в режиме Интернет-поиска. Но в данной статье хочу остановиться на следующих возможностях:
-программное обеспечение Notebook для интерактивной доски
-разработка учебных материалов на основе прикладной программы Power-Point, точнее создание игр в программе Power-Point.
В данной работе расскажу о следующих типах игр: «крестики-нолики» и «самый умный». Шаблоны для игр в форме мультимедийной презентации можно скачать на сайте http://teach.fcps.net/trt14/power%20point%20games/power_point_games.htm,
там они представлены на английском языке, там же есть примеры данных игр. Я хочу поделиться своим опытом работы. Примеры игр вы найдёте в приложении, эти игры обычно использую на уроках закрепления изученного, систематизации и обобщения знаний, или контроля знаний. Можно использовать эти игры на внеклассных занятиях, при проведении предметных недель и т.д. Детям они очень нравятся, вызывают интерес, причём не только младшие школьники, но и старшие с восторгом играют, ведь эти игры любят все дети.
Дидактическая цель данных уроков или внеклассных занятий: создать условия для формирования необходимых умений, применять полученные знания, используя ИКТ, обобщить знания по определённой теме.
Способ проведения: урок в форме соревнования-игры.
Задачи, которые я ставлю: организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности, повторить изученную лексику (грамматические структуры) и т.д.
-расширять кругозор, развивать познавательный интерес к стране, её культуре, особенностям.
-способствовать развитию умений работать в команде-группе, взаимодействовать.
-побуждать учеников к само– и взаимоконтролю.
Мои уроки с применением данных учебных материалов имеют 4 основных этапа: вводно-мотивационный, подготовительный (инструктаж), непосредственно игровой (сама игра), подведение итогов (рефлексия). Поскольку мы с ребятами часто используем данный вид работы, инструктаж практически не требуется, мне достаточно назвать игру, и ребята знают, что делать.
Для участия в соревновании класс разбивается на две группы, затем группы выбирают капитанов команд. Они «направляют» рассуждения, следят за порядком и уважительным отношением членов команды, распределяют, кто из участников команды будет давать окончательный ответ. Дав время на обдумывание и поиск решений, я консультирую ребят и слежу за соблюдением правил соревнования, затем подвожу итоги состязания.
Поговорим о правилах: в приложении есть игра «tick-tack-toe 8”, аналог нашим крестикам-ноликам. Две команды (крестики и нолики), выбирают поле под номером, называют его, открывается подготовленное мной задание. Команда принимает совместное решение, даёт ответ, я открываю поле с правильным ответом. После проверки по гиперссылке «Haus” возвращаемся на главное поле. Если команда ответила правильно, я присваиваю этой клетке их знак (крестик или нолик), если ответ неверный, поле получает знак противоположной команды. Задача команд, естественно, выложить 3 крестика или нолика в любом направлении. Данная игра разработана для 8 класса по теме “ Wohnen. Verschiedene Wohnmöglichkeiten”. Презентацию-игру использую и для введения в тему как мотивацию, при проверке имеющихся знаний по теме у учеников. В другой презентации «крестики-нолики-Feste» страноведческий материал по теме «Праздники». Здесь другие правила игры, которую постоянно модифицирую. Командам предлагается вопрос и готовый ответ на следующем слайде, нужно либо согласиться с данным утверждением-ответом, либо опровергнуть его: richtig oder falsch.
Игра «Самый умный» строится на сюжете известной телевизионной игры. Есть главное игровое поле, разделённое на категории различной степени сложности (различной стоимости). Команды зарабатывают баллы, которые фиксируются на основном табло. Эта игра для 2 класса в конце года. Я предложила ребятам следующие категории:
рифмовки (представителю команды нужно без ошибок прочитать рифмовку), глаголы (грамматический материал, спряжение слабых и сильных глаголов в настоящем времени), счёт (по-немецки назвать правильно числительные), категория секрет (вопросы общего характера, общие знания из разных областей), «по-немецки» (вопросы о Германии). После того, как команды открыли все поля, они играют финал. В финале им предлагается длинное слово «Sehenswürdigkeit” и за определённое время они должны написать как можно больше слов из букв. Выигравшая команда получает 500 пунктов (баллов) дополнительно.
Что касается возможностей применения интерактивной доски на уроке иностранного языка, когда я получила программное обеспечение Notebook для интерактивной доски, поняла 2 вещи. Первая: мои уроки будут намного интереснее, у меня есть ещё один эффективный инструмент для качественной организации образовательного процесса, его оптимизации, это позволит мне полностью реализовать основные дидактические принципы обучения иностранному языку (наглядность, интерактивность, связь теории с практикой). Второе: мне придётся много работать, осваивать новые программы и возможности, это займёт немало времени. Конечно, любые внедрения и инновации требуют осмысления, времени, практики. Но, уважаемые коллеги, я ни разу не пожалела ни об одном, ни о другом. «Дорогу осилит идущий!»
Работать с интерактивной доской можно на любых этапах урока, на этапе презентации нового материала, его освоения, закрепления и применения полученных знаний, также на этапе проверки и контроля. Возможности использования ИД безграничны, всё зависит от цели урока и задач, которые вы ставите перед собой и учениками. Несомненно, известны положительные стороны использования интерактивной доски на уроках: к ним относятся

*универсальность (все учебные материалы я могу использовать многократно) и оперативно менять уже имеющиеся материалы);
*возможность индивидуализации и гибкость в организации процесса обучения;
*возможность применения как при обычной, так и при дистанционной форме обучения.
*возможность организации самостоятельной деятельности обучающихся;
*возможность проведения тестирования;
*доска-инструмент развития и формирования мотивации; позволяет не только привлечь внимание ребят на всех этапах урока, но и удержать его
*применение ИД позволяет учителю наладить обратную связь с классом, управлять ходом урока, не отходя от доски
*применение ИД делает учебные материалы доступными обучающимся в любой момент;
*использование ИД способствует формированию у ребят информационной культуры, помогает ориентироваться в информационном обществе;
В приложении находится презентация с использованием программного обеспечения Notebook для интерактивной доски, в которой я демонстрирую только некоторые формы и виды работы на уроках немецкого языка. Итак, начнём…
слайд 2 –Работа с ширмой «затемнением экрана», данную функцию можно использовать для мотивации обучающихся при изучении новой темы, для самостоятельной формулировки темы урока, такой вид работы помогает дать определённый «импульс» для обсуждения актуальности той или иной проблемы. Эту работу можно проводить фронтально в виде мозгового штурма, по группам с последующей презентацией своих предположений, индивидуально.
Возможные направления беседы:
-Как вы думаете, что скрыто? Почему? Какой теме (проблеме) посвящена картинка? О чём мы сегодня будем говорить?
Затем экран «открывается» и учитель сообщает тему урока, формулирует совместно с детьми её актуальность и цели дальнейшей работы.
на слайдах 3,4 с помощью этой же функции проверяется множественное число существительных по теме «Одежда»
слайды 5,6 показывают работу с грамматическим или лексическим материалом с использованием «закладок» в режиме теста, мне и ребятам очень нравится работать с ними. Они позволяют «вытянуть» правильный ответ и сразу его проверить.
слайды 7-11 демонстрируют ещё одну возможность проверки и контроля при выборе ответа.
слайд 12-проверка знания и написания слов, звуков, букв в начальной школе.
На следующих слайдах я презентую формы работы по теме «Одежда»
слайд 13-соотнести картинку и слово, данную форму работы можно использовать как при введении, закреплении материала, так и на этапе систематизации и контроля. Ребята могут работать с «магическим квадратом» (слайд 14), нажав на картинку ёжика сразу проверить свои ответы. здесь используется ссылка, которая позволяет связывать документы и объекты презентации.
На 16 слайде вариант работы с одной из самых интересных и увлекательных функций интерактивной доски –рисование. Ребятам предлагаю нарисовать костюм для клоуна. Опять подчёркиваю, что работать они могут в парах или группах на компьютерах, если такой возможности нет, то у доски. Они вытягивают закладки и рисуют, выбирая соответствующий цвет и перо.

Работа с ИД может вызвать самые разные впечатления, которые я описала на последнем слайде (рефлексия), этот этап также очень просто и удобно проводить, но одно неоспоримо:
От использования мультимедиа в школе, выигрывают все стороны образовательного процесса. Довольны учителя (уроки проходят на «Ура», дети мотивированы и увлечены), рады сами ребята (они быстрее нас привыкают к этому инструментарию, творят, узнают новое), родители также довольны, так как их дети с интересом идут на урок, общество получает гражданина, обладающего информационной культурой.
Уверена, что среди педагогов и моих коллег много профессионалов, не желающих отставать от времени, так что не сомневайтесь, пробуйте! Я желаю всем нам успехов в работе и новых открытий!

Список используемой литературы:
Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика. - М., 2005. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. – Новосибирск. 2005. – 112

Приложение
Категория: Немецкий язык | Добавил: murashko (25.07.2014) | Автор: Мурашко Наталья Вячеславовна E
Просмотров: 553 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Наталья Вячеславовна, ваш материал допущен к участию в конференции и рекомендован к публикации в сборнике работ участников конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]