Суббота, 03.12.2016, 09:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 60
Гостей: 60
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Изображение судьбы детей- сирот в русской литературе.
ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

1. ВВЕДЕНИЕ.
[/r]Безумный мир, обиженные дети,
Куда летишь, куда несёшься ты?
Вся красота, всё золото на свете
Не стоят и слезинки сироты.
Давно было замечено, что общество определяется тем, как оно относится к наиболее беззащитным – старикам и детям. А особенно к тем детям, у которых нет естественных за-щитников – родителей. И литература не исключение.
Чего, собственно, стоит это общество, как оно обращается с сиротами – любит, жалеет, усыновляет, выгоняет на мороз, отказывает в лишней порции овсянки?
Кто может быть беззащитнее сироты? Потребность в опеке, в родителях, которые обеспечивают стабильность мира маленького ребенка, является одной из базовых потребно-стей. Лишенный родительской заботы, сирота «открыт всем ветрам».
Сирота (по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) – ребенок или несовершенно-летний, у которого умер один или оба родителя.
Сиротство – состояние сироты, одиночество.
Проблема бездомных детей, сирот была актуальна во все времена. Сиротство является одной из острейших, массовых и социально опасных явлений в обществе. С каждым годом все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. При смене времен, по-литических, экономических и социальных формаций проблемы детей-сирот остаются. В настоящее время их численность составляет около 2,5% от общего числа несовершеннолет-них. Этот показатель не включает беспризорных детей, поскольку сегодня в Российской Фе-дерации ни одно ведомство, занимающееся ими, не имеет точных данных об их количестве. Оценки числа беспризорных детей в нашей стране колеблются в пределах от 2 до 5 млн. че-ловек (при общем числе детей в России около 30 миллионов). Это даже превышает абсолют-ные цифры данного показателя в период после Великой Отечественной войны. Большая часть беспризорников уходит из неблагополучных семей, где родители о них не заботятся, следовательно, эти дети относятся к категории социальных сирот. Беспризорные и безнадзорные дети, являясь так называемой «группой риска», не имея средств к существованию, изыскивают последние доступным для себя и не всегда законным путем. И, как следствие, прежде всего эта группа детей постоянно пополняет ряды несовершеннолетних преступников, в чем, в первую очередь, и состоит социальная опасность.
Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызы-вали особую заботу государства, общества, церкви. Русская литература никогда не оставалась в стороне от этой темы, старалась привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях бережное и чуткое отношение к детям – сиротам, призывает к сострада-нию.
2. Путь исследования темы сиротства от фольклора до произведений современной литературы.
2.1. Как воплощается тема сиротства в произведениях устного народного творче-ства.
Проблема сирот находит широкое отражение в русских народных пословицах и пого-ворках: Без отца – полсироты, а без матери – вся сирота.
«Не строй церковь – пристрой сироту», – призывает русская пословица.
«Сироту воспитать, что храм возвести», – утверждает мысль народа.
Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиро-тами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих.
Бедствия, выпадающие на долю сирот, бывают и вполне реальными:
– притеснения со стороны мачехи и сводных сестер (в сказках «Морозко», «Крошечка – Хав-рошечка»),
– и фантастическими ( дети в сказке, оказавшись вне семьи, подвергаются постоянной опас-ности: их выманивают ведьмы, они превращаются в козлят, напившись из копытца («Сестри-ца Аленушка и братец Иванушка»).
Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды – голод, бо-лезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту – разрешает любую проблему.
2.2. Тема сиротства в русской классике
Нелюбовь мачехи к падчерице часто встречается и в авторских литературных сказках. В произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» царевна – не родная дочь царицы. Героиня добра, прекрасна, трудолюбива: «и хозяюшкой она в терему меж тем одна уберет и приготовит…». Верна, покорна судьбе: «…но другому я навечно отда-на…». Испытания, выпавшие на долю царевны, ужасны: ее выгоняют из дома, оставляя на съедение волкам в лесу. А злая мачеха, узнав о счастливом спасении, сама решает убить ее ядом, которым пропитано яблоко. Но смерть несчастной оборачивается глубоким сном, даже богатыри не могут оживить ее. Финал сказки тоже традиционен: царевна оживает. Добро и любовь объединяются в своей победе. И злу не устоять против этого союза: царица умерла без «посторонней помощи», от собственной злости – «тут ее тоска взяла, и царица умерла». Это еще одно отличие сказок: сколько бы зла ни сделали главному герою, он прощает и не собирается мстить.
Судьбы сирот отражаются не только в сказках, но и в произведениях других жанров. Так, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых, Простаковых, способных глумиться над положением Софьи, думая, что она круглая сирота.
« Сколько горестей терпела я…Бессовестные мои свойственники…», – говорит глав-ная героиня. – Сегодня, однако ж, первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой по-ступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости».
Финал комедии оптимистичен: Софья выходит замуж за любимого, имение Простако-вых взято под опеку, они лишаются реальной власти над крестьянами и имуществом.
Мотив сиротства – один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова. Сиротство – общая судьба Лермонтова и Мцыри, следствием которого становится ощущение бесприютности, незащищенности, заброшенности, собственной неполноценности и даже об-речённости.
Сиротство и “плен” Мцыри определены войной на Кавказе и горькой судьбой его се-мьи . Отторжение от родных Мцыри воспринимает как чудовищную несправедливость, как отторжение от людей вообще. Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклялся разыскать свою семью, своих родителей. Этот порыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать человеку, который вырос без материнского тепла и отцовской заботы.
Но главное в “родимой стороне” для Мцыри то, что она родимая, где живут отец и мать (“священные слова”, “сладостные времена”).
В череде образов детства наряду с “мирным домом” и “вечерним очагом” возникают отец, сестры, а метафорический мотив дружеских, братских объятий становится в поэме сквозным. Именно без них Мцыри обречен умереть “рабом и сиротой”.
Потеря матери для Мцыри настолько трагична, что её невозможно выразить никакими словами, отсюда сон про золотую рыбку и её грустная песня.
Итак, жизнь Мцыри разрушена потому, что жестокие обстоятельства вырвали его из родной среды.
В наш век “случайных семейств” гуманные уроки Лермонтова оказываются, может быть, самыми необходимыми. Ведь исчезновение духовной традиции, которая передавалась бы от отца к сыну, становится существенной чертой нашего жизнеустройства. Ещё в 1838 го-ду в стихотворении “Дума” Лермонтов обратил внимание на такую черту национального ар-хетипа “отцы - дети”: “отцеубийство”, когда “дети” смотрят на “отцов” как на нечто ненуж-ное, отжившее, как на изначальное зло. В таком тотальном отрицании отцов кроются многие современные беды России.
Горькая судьба детей – сирот не могла оставить равнодушным Н.А. Некрасова, кото-рый заявляет об этой проблеме с огромной поэтической силой. Об этом стихотворения «Кре-стьянские дети» и «Плач детей». С особой пронзительностью говорит он о судьбе детей-сирот, которые вынуждены сами зарабатывать хлеб, работая на фабрике. Этим маленьким ка-торжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Тяжесть труда, убивающего живую душу ре-бенка, однообразие его жизни передается монотонным ритмом стихотворения:

Целый день на фабриках колеса
Мы вертим – вертим – вертим!…
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.
Писатель В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко, с детской доверчи-вой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти матери и после. Жизнь при матери – полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок. После смерти матери он остается один, не-смотря на то, что отец жив, есть и сестренка.
После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый го-рем, «совсем забыл о моём существовании», «отворачивался от меня с досадой и болью». А когда замечал, то думал, «что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем. Печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и мальчик отвечал ему тем же.
Вася начал бродяжить. Вася окончательно сжился с дурным обществом. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Дружба с Вальком и его больной сест-ренкой отвлекала от происходящего в семье, он не одинок.
Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Уми-рает самая любимая героиня – Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в луч-шую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: «Я краду, и он будет красть». Будущее Валька – на дне жизни.
Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы указывает взрослым на необходимость в таких случаях максимально уделять внимание ребенку, для ко-торого потеря одного из родителей – неподъемная душевная ноша.
Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла по-сылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безыс-ходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И несмотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, не-много заработает.
Яркое отражение этого находим в Рассказ построен Чеховым на волнующем контра-сте: мучительно тяжелая жизнь Ваньки у сапожника Аляхина и светлые мечты, «сладкие надежды», связанные с воспоминаниями мальчика о маленьких радостях его деревенской жизни. В своём письме Ванька раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, который за свою недолгую жизнь успел много повидать и хлебнуть горя. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой, которому он доверяет свои страдания, воспоминания и боль. В рассказе говорится о тяжелой доле детей-сирот и батраков в царской .

2.3. Как воплощается тема сиротства в литературе XX века?
В годы становления советской власти по улицам Питера шныряют беспризорники, ко-торых время от времени вылавливают для детских приемников.
В 1927 году в свет вышла книга «Республика Шкид», написанная двумя авторами в 1926 году, когда старшему из них – Г. Белых – шёл всего лишь двадцатый год, а младшему – Л. Пантелееву – не было ещё и восемнадцати. Эту повесть написали бывшие беспризорные, они были теми самыми голодающими, бродягами, которые в 1921 году попали в исправи-тельное заведение для малолетних преступников, в детдом имени Достоевского. В повести авторы изобразили самих себя с беспощадной правдивостью.
Бывшие беспризорники и воришки отданы на перевоспитание в школу полутюремного режима имени Достоевского – сокращенно ШКИД. Динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М. Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупает искренним оптимизмом, питаемым постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью.
Тема сиротства в советской детской литературе проявляется наиболее активно в 1930-е годы, да она, собственно, и становится наиболее актуальной для этой литературы. Ее исторические корни уходят не только в революцию и гражданскую войну. Сказывается и постоянное стремление нового строя создать альтернативные модели воспитания, где семья будет заменена обществом.
Михаил Александрович Шолохов во многих своих произведениях уделял большое внимание детям – сиротам. Доказательством этому служат: «Алешкино сердце», «Судьба че-ловека», романы «Тихий Дон», «Поднятая целина».
Как формируются в непрерывной борьбе стойкие, мужественные люди из мальчиков-подростков, почти детей, Шолохов показывает в рассказе «Алешкино сердце». Главный герой – четырнадцатилетний Алешка. Тяжело сложилась Алешкина судьба: умерли от голода мать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. Он поступает в работники к деревенскому богатею Ивану Алексееву, который его нещадно эксплуатирует. Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодного созрела личность строителя нового мира.
В рассказе «Судьба человека» главный герой прошел все муки ада, был на волоске от смерти в лагере у фашистов. После победы чудом уцелел, но остался «большим сиротой»: один на один со своей старенькой машиной.
Соколов, которому довелось, по его собственному признанию, «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и у которого «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неиз-бывной смертной тоской, что в них трудно смотреть», потерял все: и родимый дом, и жену, и детей.
Случайная встреча с маленьким Ванюшей осиротевшему солдату нужна была как спа-сение, как исцеление, как надежда на будущее, как источник, дающий силы идти дальше. Ведь сердце героя, испившего до дна горькую чашу, не раз ощущавшего дыхание смерти «закаменело от горя». Где было найти ту живую воду, способную растопить душу, заледе-невшую от мук и страданий, собственных и общенародных, заставить с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий? Такой сказочной живой водой оказался мальчуган «со светлыми, как небушко, глазами».
«И вот один раз, – рассказывает Андрей Соколов о своем новом сынке, с ко-торым он встретился в Урюпинске, – вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покры-том пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он кормился, – кто что даст. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взгля-нет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?»
Мысль об усыновлении одинокого птенца, выброшенного из гнезда, разоренного войной, пришла как-то неожиданно, вдруг, непроизвольно, она тут же окрылила, согрела Андрея, которому уже начинало иногда казаться, что его жизнь кончена, что впереди лишь завеса скорби и тоски:
Соколов нежно заботится о мальчике, старается сделать все для того, чтобы тот как можно скорей забыл о недавней бездомности, о слезах сиротства.
Сиротство детей во вторую мировую войну имело характер всеобъемлющий, массо-вый. Сколько детей было брошено в водоворот жестокости, неравной борьбы!

2.4. Проблема сиротства в сегодняшнем мире.
История последнего столетия в России отмечена уже тремя волнами массового сирот-ства детей. С первыми двумя, вызванными Гражданской и Великой Отечественной войнами, удалось справиться комплексными государственными мерами.
Сегодня мир вступает в XXI век. Проблема детей-сирот по-прежнему актуальна. Со-временные писатели, пишущие для детей и подростков, например, Дина Сабитова и Екатери-на Мурашова, часто обращаются к теме сиротства и усыновления. Вряд ли они сговорились между собой писать на эту тему, скорее, тема просто «висит в воздухе».
Четыре книги Д. Сабитовой – и для маленьких, и для тех, кто постарше, – про сирот и усыновленных детей: «Сказки про Марту», «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы» и «Три твоих имени». Очень многие подробности для этих книг взяты из реальной жизни. В этих произве-дениях акцентировано внимание на том, что семья - это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы.
Книга «Сказки про Марту» имеет совершенно конкретного адресата — семьи, которые усыновили ребенка и не хотят сохранять тайну усыновления.
Рассказ "Где нет зимы" очень тонкое и реалистичное произведение, которое затрагива-ет и детей, и тех взрослых, которые неравнодушны к проблемам сиротства. Автор через судьбу своих героев говорит с читателями на очень важные темы: одиночество детей, их без-защитность, сиротство и приемная семья, дом и приют, семья и бездомность. Но в конце она дарит читателю надежду — все будет хорошо, если самому не быть равнодушным и уметь бороться за себя.
В произведениях Екатерины Мурашовой, начиная с ранней повести «Обратно он не придет!» и до последнего романа «Одно чудо на всю жизнь», герои – дети-сироты, в букваль-ном смысле слова выброшенные на обочину жизни.
Книга"Обратно он не придет!" — о современных беспризорниках, беглецах из детско-го дома — вполне могла бы называться "Дети подземелья", если бы более чем сто лет назад не назвал так свою повесть В.Г.Короленко. Да и сама Е. Мурашова упоминает это произведе-ние классика на страницах своего рвущего душу повествования о жизни детей в привокзаль-ной "полосе отчуждения". Повесть беспощадно погружает читателя в реальный страшный мир беспризорничества, который не где-то далеко, за горами за морями, а совсем рядом с нами и существует, "благодаря" нашим беспомощности и равнодушию. Единожды соприкос-нувшись с обитателями "полосы отчуждения", многие из нас бегут от нее подальше, оберегая свой покой и благополучие.
Повесть “Одно чудо на всю жизнь» - одна из тех, которые без преувеличений можно назвать потрясением. Возможно, по прошествии какого-то времени именно эта повесть ока-жется наиболее точным портретом эпохи 1990-х, созданным в нашей литературе. Мурашова написала о взрослых, которых эпоха перемен сломала, и о детях, которые оказались сильнее и лучше своих родителей. Главное испытание времени — социальное неравенство, как, впрочем, и неравенство в самом широком смысле, — оказывается непреодолимым для взрослых героев книги, а дети проходят его с легкостью, несмотря на то, что живут в том уродливом мире, который на их глазах выстраивают взрослые. В одном классе престижной гимназии с математическим уклоном учатся дети “спонсоров” и обнищавшей интеллигенции, кого-то здесь держат за деньги, кого-то — за талант. Но если для родителей в жизни важны именно эти полярные противоположности, то отношения детей складываются по законам куда более нравственным и человечным. Впрочем, эти дети тоже живут на полюсе относительного благополучия, потому что на противоположном — банда беспризорников из пригородного поселка.
Эта повесть о настоящем чуде— о том, как сострадание, взаимопонимание и взаимо-помощь способны объединить людей, оказавшихся по разные стороны социальной пропасти.
Природа нынешнего сиротства и бродяжничества детей печальна и вовсе не похожа на ту, что была в 20-е и 30-е годы. Тогда дети просто голодали, просто теряли крышу над головой, лишались родни, хотя слово «просто» тут вряд ли употребимо, ведь речь идет о трагедии детской судьбы. Их собрали (пусть и с солдатами да милицией) с улиц, вытащили из подвалов, отмыли, накормили, усадили за парты и вернули к жизни. Этого им было достаточно. Справедливости ради надо заметить: большинство тех ребят получило высшее образование. Другие обрели престижные профессии, состоялись как граждане.
Но вся беда в том, что нынешние брошенные дети совсем не похожи на своих предше-ственников. Среди нынешних сирот мало детей одиноких. Отца, как правило, нет, или он пьёт, мать тоже – пьёт или ведёт «свободный» образ жизни. Бабушки и дедушки? Ну, так де-душек почти нет по той же причине, что и отцов, а бабушки с самовольными внуками не справляются. Появилась и новая причина сиротства – дети сами хотят быть оторванными от семьи, от родителей. Ими овладела жажда вольницы, желание ночевать в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и без всяких там школ и детдомов с их «занудными» учителями и воспитателями.
И еще одно отличие совсем уж разделяет эпохи: беспризорники «Республики ШКИД» не знали, что, нанюхавшись клея «Момент», можно сладко «забалдеть», ну, а те, кто добрался до иглы, вообще отправляются на небеса, где школа не нужна, нет взрослых с их претензия-ми, нет правил и ограничений.
Несмотря на то что Министерство образования и местные власти стараются каждому ребенку найти семью (существует несколько форм устройства детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат, семья выходного дня), число детей в детских домах не уменьшает-ся, проблема сиротства остается.
Но я думаю, ситуация в стране находится под контролем. Способствуют этому и СМИ. В центральных и региональных газетах тема сиротства все чаще выносится на первые полосы, о жизни беспризорных детей снимают документальные и художественные фильмы. Политику государства об усыновлении брошенных детей поддерживает телевидение. На I канале в программе «Пока все дома» недавно появилась рубрика «У вас будет ребенок». Идея ее создания принадлежит Тимуру Кизякову (который был награжден орденом Дружбы) и его жене – Елене. Каждое воскресенье ведущая Елена Кизякова рассказывает об одном малыше из детского дома или Дома ребенка. В конце рубрики – телефон для тех, кого заинтересовали этот ребенок. Поднимает тему сиротства и Андрей Малахов в передаче «Пусть говорят».
Как жаль, что в наши дни так много в России детей-сирот, детей, брошенных родите-лями. Помочь им может любой хороший человек, воспринимающий чужую боль как свою.

3. Заключение
Изображение детства в художественном произведении было объектом изучения в тру-дах целого ряда исследователей. В последние годы наиболее активно эта тема исследовалась в работах И.Г. Минераловой, И.Н. Арзамасцевой, Н.А. Дворяшиной, Л.В. Долженко, О.В. Калининой, Л.К. Нефедовой, Л.Н. Савиной, Е.Л. Черкашиной, Е.Ю. Шестаковой, М.Н. Эпштейна, Т.В. Юниной и др. Подчеркнем, что в специальных работах, посвященных выявлению и описанию детей-сирот в русской литературе рубежа XIX—XX вв., не только не было предметом текстуального исследования, но и не упоминалось. Сказанным выше определяется актуальность темы настоящей работы.
Тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобаль-ной и злободневной проблемой. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же. В ближайшем будущем, по всей видимости, увеличение числа соци-альных сирот и их удельного веса в общественном организме продолжится. Экономическая ситуация в стране, сохранение общества на невиданном уровне бедности, кризис семьи (в ви-де роста разводов и доли неполных и неблагополучных семей), военные конфликты на территории РФ, природные и техногенные катастрофы, распространение пьянства, наркомании, падение нравственности в семье и в обществе не могут не отразиться на детских судьбах. К сожалению, дети-сироты, не имеющие позитивного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они, впоследствии теряя родительские права и тем самым расширяя поле социального сиротства.
Сегодня в России складывается парадоксальная ситуация, когда на обеспечение соци-альной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством за-трачиваются достаточные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов, а эффективность всех усилий непропорционально мала. В итоге ребенок-сирота оказывается незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и после выпуска, когда он не в состоянии полноценно адаптироваться в обществе и жить самостоятельно.
Разработка «детской» темы в литературе связана, как правило, с выявлением важней-ших философских, мировоззренческих вопросов, волнующих автора. Обращение к феномену сиротства в литературе позволяет выявить значимые особенности художественного мира в целом. В нашей работе мы использовали термин «феномен детства», поскольку это понятие является более широким, чем «сиротство », и позволяет включить в рамки исследования и си-стему персонажей, включая героя-ребенка, и предметный мир, окружающий его, и специфи-ческие художественные приемы, используемые автором для изображения мира детей- сирот. Понятие «феномен детства» включает также систему суждений повествователя о детстве, ав-торский взгляд на проблему воссоздания мира ребенка –сироты в литературе, автобиографи-ческий контекст произведения.
Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это:
– социальное неравенство общества,
– падение нравственных устоев.
Предлагаемые пути решения проблемы:
– необходимо поднять культурный уровень населения;
– воспитывать в людях естественное, гуманное чувство к детям, новорожденным;
– введение в образовательные программы уроков нравственности.
В целом сиротство стало проблемой, затрагивающей каждого жителя нашей страны Поэтому социально-пассивное или негативное отношение к сиротам не решает проблем их успешной социализации. Необходим поворот к проблемам сирот сейчас, нежели борьба с «ордой» социально-опасных молодых людей завтра.
Согласитесь, большинство физических болей можно или вылечить, или обезболить. Но так не поступишь с душевной болью. А что может быть больнее, что может быть обиднее, чем предательство самого родного и близкого человека - мамы?.. Если мы можем, давайте сделаем так, чтобы в нашей стране, такую боль испытывало как можно меньше детей...
Список литературы
1. Белых Г.Г., Пантелеев Л.. Республика ШКИД. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
2. Короленко В.Г.. Дети подземелья. Издательство «Стрекоза-Пресс», 2006.
3. Лермонтов М.Ю. Мцыри. http://tululu.org/read58181/
4. Мурашова Е.В. Одно чудо на всю жизнь. lhttp://www.rulit.net/author/murashova-ekaterina-vadimovna/odno-chudo-na-vsyu-zhizn-download-free-180408.html.
5. Мурашова Е.В. Обратно он не придет. http://bookre.org/reader?file=369410&pg=13
6. Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985.
7. Пушкин А.С.. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. М.: «Детская литература», 2006.
8. Русские народные сказки. http://www.pycckue-cka3ku.ru/skazki.html.
9. Сабитова Д.Р. Сказка про Марту. http://www.rulit.net/author/sabitova-dina-rafisovna/skazki-pro-martu-download-free-252850.html.
10. Сабитова Д.Р.Где нет зимы. http://www.loveread.ec/read_book.php?id=11895&p=1
11. Фонвизин Д.И. Недоросль. М.: «Просвещение», 1988.
12. Шолохов М.А. Судьба человека. Ростовское книжное издательство, 1977.
13. Шолохов М.А. Алёшкино сердце. http://tululu.org/b62258/.
14. Чехов А.П. Ванька.http://www.litres.ru/anton-chehov/vanka/?gclid=CM_ZnPvRmrUCFfJ2cAodj2gA7w.

Приложение к статье: My WebPage
Категория: Литература | Добавил: oreshnickovaO (17.06.2014) | Автор: Ольга E
Просмотров: 38039 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию в конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]