Вторник, 06.12.2016, 22:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Лариса

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Конспект урока литературы по теме: "Золотой век" русской поэзии. Поэты пушкинской поры"
«Золотой век» русской поэзии. Поэты пушкинской поры

Цель урока:
1. Сформировать понятия «золотой век» русской поэзии, «поэты пушкинской поры»; Открыть творчество поэтов пушкинского окружения К.Батюшкова, Д.Веневитинова, Е. Баратынского, К.Рылеева и др.
2. Развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, работать над созданием проектов-презентаций, создавать интерактивные тесты;
3. Продолжить работу над воспитанием внимательного отношения к художественному слову. Воспитывать чувство прекрасного посредством использования мультимедийных технологий, толерантность, ответственность, коллективизм через работу в группе.
Тип урока: урок-открытие
Методы: словесный, частично-поисковый, иллюстративный
Оборудование: презентация, аудио и видеофайлы, проекты-презентации учащихся, шаблон для создания интерактивного теста
Ход урока:
1. Организационный момент (звучит музыка Фредерика Шопена Ноктюрн соч. 9 - 2 ми-бемоль мажор (фортепиано- Peter Schmallfuss).mp3
Дана загадка на века -
гармонии необычайной, -
поэзия живёт, пока
её возникновенье - тайна.
Поёт народная душа,
высокой точностью томима.
Загадка - тем и хороша,
что
может быть
неразрешима. Н. Ушаков

Здравствуйте, дорогие ребята! Начинаем наш урок! Урок литературы! А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в поэтический мир, полный загадок и открытий. Мы вновь будем восхищаться, наслаждаться поэзией, удивляться… Продолжите: … (узнавать новое, радоваться, огорчаться, мечтать, анализировать, думать, вникать в суть…). Достаточно, молодцы! Спасибо! Поэзия многогранна. И мы в этом сегодня убедимся
2. Вступительное слово учителя (на фоне видеоролика)
Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует;
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью…
И.Северянин
«Прекрасный союз», «созвездие имен», «звезды плеяды», «эпоха робкого дыханья»- так образно называют поэтов пушкинской поры, а поэзия пушкинской поры вошла в историю русской литературы как Золотой век русской поэзии. Вы, наверное, догадались, что тема нашего урока «Золотой век» русской поэзии. Поэты пушкинской поры». Как вы думаете, какую цель мы должны с вами поставить на уроке?
( звучит вальс А.Грибоедова pril4.mp3)
Первая треть 19 века – это яркий период расцвета русской поэзии. Целый фейерверк имён подарила эта эпоха русской литературе. Ещё пишут свои строгие, возвышенные оды классицисты, достиг расцвета сентиментализм, на литературную сцену выходят молодые романтики, появляются первые плоды реализма. Поэзия пушкинской поры – это та эпоха русской поэзии, в которой вырос Пушкин, в которой работал, творил. Одновременно с ним в этот период в русской поэзии выступил целый ряд замечательных поэтов: Евгений Абрамович Баратынский, Николай Михайлович Языков, Дмитрий Владимирович Веневитинов, Константин Николаевич Батюшков, Кондратий Федорович Рылеев, Антон Антонович Дельвиг и другие. Каждый из поэтов, обладая большим дарованием, шел своей дорогой. Но все они разделяли гуманистические представления о жизни, стремились правдиво выразить мысли и чувства своих современников.

3. Изучение нового материала. (Работа с мультимедийной презентацией)

К этому уроку вам было дано индивидуальное задание. Вы, работая в группах, подготовили свои презентации, в которых представите сегодня нам поэтов пушкинской поры.(звучит музыка shopen-vals-10-(mp3crazy.ru).
Словно гуляка с волшебною тростью,
Батюшков нежный со мною живёт,
Он тополями шагает в замостье,
Нюхает розу и Дафну поёт.
Наше мученье и наше богатство
Смело с собой он принёс -
Шум стихотворства и колокол братства,
И гармонический проливень слёз.
4. Презентация-проект учащихся о Константине Николаевиче Батюшкове

«Живи, как пишешь, и пиши, как живешь» - говорил К Н Батюшков. Существенным вкладом в развитие русской поэзии явился глубокий лиризм Батюшкова К числу лучших элегий Батюшкова принадлежат «Мой гений» (1815) и «Таврида» (1817). Давайте послушаем его элегию «Мой гений»
( просмотр видеоролика «Мой гений)
«Младой певец, дорогою прекрасной / Тебе идти к Парнасским высотам..., -ему адресует стихотворное послание А.А. Дельвиг, а Н.В.Гоголь писал: «С появлением первых стихов его всем послышалась удаль всякого выражения, свет молодого восторга и язык, который в такой силе, совершенстве и строгой подчиненности господину своему еще не являлся дотоле ни в ком. Имя Языков пришлось ему недаром»
5. Презентация-проект учащихся о Николае Михайловиче Языкове
Молва стихи мои хвалила,
Я непритворно верил ей,
И поэтическая сила
Огнем могущественным била
Из глубины души моей!
Обратимся к одному из самых известных стихотворений поэта, которое стало народной песней. Это «Пловец». Герой произведения мужественно преодолевает «бурю», «непогоду», «громаду вод», чтобы найти «блаженную страну», тихую, спокойную, счастливую. Как ее достичь? Что для этого нужно? На эти вопросы вы ответите, прослушав песню на слова языковского стихотворения.
(просмотр видеоролика)
- Как же достичь счастливую страну? Что для этого нужно? Каким должен быть человек?
Пловец – символ жизни, судьбы.
Крупнейший поэт русского романтизма, автор элегий, поэм. Его творчество глубоко и многообразно – Евгений Абрамович Баратынский.
6. Презентация- проект учащихся о Е.А.Баратынском
Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли моё
Кому-нибудь любезно бытиё:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах…
Сам поэт раскрыл своеобразие своих произведений в элегии «Муза»
(прослушивание стихотворения «Муза»)
- Какой вы увидели музу Баратынского?
Его поэзия – это смешение различных тем, мотивов. Его ценили Пушкин, Дельвиг, Языков. Он прожил всего 22 года и остался в литературе как символ молодости и красоты –Дмитрий Владимирович Веневитинов. (проект учащихся с просмотром видеоролика)
В истории русского романтизма есть особое направление, которое называют гражданским.
7. Просмотр видеоролика о К.Ф.Рылееве
Рылеев писал: «Я не поэт, а Гражданин». (прослушивание стихотворения «Гражданин»)
Любовью, дружеством и ленью
Укрытый от забот и бед,
Живи под их надежной сенью;
В уединении ты счастлив: ты поэт.
Эти строки А.С.Пушкин посвятил своему лицейскому другу А.А.Дельвигу. С Пушкиным Дельвига сблизила общая любовь к поэзии: "С ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит", - вспоминал впоследствии Пушкин. "Никто на свете не был мне ближе Дельвига ", - писал он П. А. Плетневу, потрясенный известием о ранней смерти своего лицейского друга, и несколько позже: "Помимо его прекрасного таланта, это была отлично устроенная голова и душа склада необычного. Он был лучший из нас".
8. Просмотр видеоролика об А.А.Дельвиге
Зачем нужны стихи? Кому какая польза
От ритма, рифм и прочих пустяков?
- А вы с этим согласны? Все-таки остается загадкой: как рождаются стихи, как приходит вдохновение? У А.А.Дельвига на это свое мнение. Давайте послушаем его стихотворение «Вдохновение»
9. Итог урока. Рефлексия
Сегодня мы с вами только прикоснулись к изучению этой удивительной эпохи, познакомившись лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения.
Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу.
Ну а сейчас, в качестве вывода нашего урока предлагаю вам выполнить задание на выбор: написать синквейн или подготовить в программе Power Point, используя шаблон, интерактивный тест из 5 – 7 вопросов на тему урока.
10. Домашнее задание: выучите наизусть понравившиеся вам стихи или напишите эссе «Эпоха робкого дыханья»
Поэзия – удивительный мир, полный загадок, которые мы с вами будем разгадывать на протяжении всей своей жизни. А пока будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха
робкого дыханья не покинет нас! Всем спасибо за сотрудничество! До свидания!

Источник: https://yadi.sk/d/SjkBvKTXeMTPU
Категория: Литература | Добавил: penkovainna (30.01.2015) | Автор: Пенькова Инна Васильевна E
Просмотров: 2504 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и 
допущена к участию в конференции! 

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]