Суббота, 18.11.2017, 09:42
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература

Педагогические стереотипы
ГБОУ школа №348 Невского района Санкт-Петербурга
Учитель русского языка и литературы Липнина Екатерина Михайловна
Электронный адрес - artenis@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ

Как бы то ни было, все мы живем во власти стереотипов.
И тем интереснее, когда жизнь дает нам
возможность их разрушить… Стефани Майер (1)

Стереотип – это упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека. Предназначение стереотипов – экономить ресурсы нашего мозга.
Есть стереотипы, которые мешают современному человеку развиваться, как в личностном, так и в профессиональном плане.
Среди множества различных стереотипов, свойственных учительской деятельности, существуют и несомненно полезные, и безусловно вредные. Поговорим о вредных стереотипах.
Стереотип первый: учитель – профессия бездоходная и непрестижная
Главным элементом типового образа учителя в современном сознании общества является неприбыльность, и, следовательно, непрестижность этой профессии. Этот стереотип, к сожалению, самый болезненный из всех, и сломать его очень трудно.
Учитывая, что в современном мире престиж профессии напрямую зависит от размера заработка, педагогическая карьера считается чем-то второсортным.
Посмотрим на это иначе. Профессия учителя – одна из самых востребованных в мире. Преподавателем можно устроиться на работу в городе и в деревне, на Родине и за границей. Не будем сравнивать зарплату учителя в Великобритании и в России, вне «контекста» (цены на жильё, товары и т.д.) - это будет необъективно. Сравним зарплату учителя и продавца. Ну, - скажете вы, - продавец! У него работа не такая нервная. Однако…Задумайтесь… Даже не буду приводить примеры, вы и так согласитесь – профессия не менее нервная. Однако продавцу не нужно готовиться к урокам, проверять тетради, отработал - весь вечер твой, проводи время с семьёй. Не поспоришь! А давайте поменяемся местами. Вы - продавец… Не хотите? Почему? Это не так интересно?
К слову, притча. Как-то один человек, решив, что у него слишком трудная судьба, обратился с просьбой к Богу: «Господи, мой крест слишком тяжел.
Не мог бы ты заменить его каким-нибудь полегче?» — «Хорошо, приглашаю тебя в мое хранилище крестов. Выбери тот, который ­понравится», — сказал Бог.
Человек отправился примерять кресты. Но каждый казался ему слишком тяжелым. Перебрав наконец все, он заметил у самого выхода крест, который был легче других. «Позволь мне взять этот», — попросил он. «Так ведь это твой собственный крест. Ты оставил его в дверях», — ответил Бог.
Подведём итог. Чем опасен первый стереотип? Он мешает учителю развиваться, расширять границы своих возможностей. Жалость к себе, мысли «достаток не для меня», я работаю ради «идеи», для подрастающего поколения и т.д. И, как следствие, часто ощущение опустошения – администраторы недооценили, дети неблагодарны…И всему причина – издержки профессии. Да, я выбрал профессию недоходную, неблагодарную, но…Стоп. Стоит очнуться, стряхнуть с себя эту пыль, как говорила моя бабушка, «выбить кислую шерсть». Почему вы выбрали именно эту профессию? Почему вы до сих пор не ушли из школы? Вам нравится ваша работа?
Вокруг много успешных примеров, когда учитель неплохо зарабатывает и имеет высокий социальный статус. Знайте себе цену и требуйте от окружающих соответствующего отношения.
Это стереотип об учителях. Существуют стереотипы, свойственным самим учителям. Наиболее опасными являются однобокое восприятие и категоричность оценок.
Избирательное (однобокое) восприятие – концентрация внимания на определенных аспектах и ситуациях, пренебрежение к другим, «неважным». «Не прав тот, кто имеет другое мнение», — думаем мы в таких случаях. В результате – упорство во взглядах и мнениях, возведение их в абсолют. Если человек по-другому видит мир, то стереотипное отношение окружающих – это подозрение и ехидная ирония. Учителю нужно научиться вслушиваться и вглядываться в мир, в своих учеников, постараться убрать своё учительское «Я» с пьедестала, понять и принять, что перед истиной и ученик, и учитель равны. «Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». В. Распутин
Категоричность оценки — это однобокость взгляда на вещи, события, поступки, людей. Мы относим объект к определённой социальной группе: производственной, учебной, без учёта его индивидуальных качеств. Это - прилежный ученик, а это - шалун, группа риска.
Как показывает практика, «троечники» умеют рисковать, и, как правило, более успешны в жизни. Таким образом, мы порою не замечаем наших потенциальных Учеников с большой буквы.
Главное – мы сами страдаем от стереотипов. Они мешают нам мыслить самостоятельно, принимать собственные решения, создают ложное чувство «неуспешности», порождают неудовлетворённость собой. Как показывают данные тестирования Подмазина С.И., учителя, имеющие низкую самооценку составляют 62 (женщины) и 59 (мужчины) %. Очень важно научиться любить, ценить свою профессию и себя в ней.
Американский психолог У. Джеймс писал: «…Наше самоощущение в этом мире зависит от того, кем мы решились стать и чего мы решились достичь». Для того чтобы понять, чего вы хотите, чётко сформулируйте, что вы имеете на данный момент и чего хотите достичь. Расставьте приоритеты. На первом месте – семья, на втором – я как профессионал, подготовка к урокам, самообразование, на – третьем и т.д. Подумайте о своём потенциале. Представьте жёлудь. В нём уже заключён весь потенциал. Только нужно не мешать ему развиваться. Не нужно заставлять его становиться яблоней. Подумайте, что вам нравится. Развивайте в себе то, что приносит вам удовольствие, даёт энергию. Прислушивайтесь к себе. И помните:
«Потрясающе успешная внешняя жизнь начинается, с чувства потрясающего успеха внутри». © Робин Шарма
Литература:
Стефани Морган Майер (англ. Stephenie Morgan Meyer) — современная американская писательница
http://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=1454
http://nastia-wes.ru/publ/osnovnye_informacionnye_istochniki/osvobozhdenie_ot_stereotipnogo_myshlenija_i_subektivnogo_suzhdenija/2-1-0-63
http://bss.in.ua/index.php/materials/articles/20-stereotipnoe-myshlenie
http://ninaermolenko.ru/obman-zreniya-i-myshleniya/
Категория: Литература | Добавил: Artenis (18.10.2017) | Автор: Липнина Екатерина E
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]