Суббота, 03.12.2016, 16:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 164
Гостей: 164
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Литература. Внеклассные мероприятия

Конспект урока литературы по теме: "НЕ ДЛЯ ТОГО ДАН ВАМ УМ, ЧТОБЫ ВЫ ВО ЗЛО ЕГО УПОТРЕБЛЯЛИ"
НЕ ДЛЯ ТОГО ДАН ВАМ УМ, ЧТОБЫ ВЫ ВО ЗЛО ЕГО УПОТРЕБЛЯЛИ
1. Орг. момент.
Ребята, сегодня у нас на уроке присутствует много гостей, которые настроены доброжелательно. Не бойтесь, активно работайте.
2. Оформление записей в тетради. Работа с эпиграфом.
Откройте тетради, запишите число и тему.
Запишите эпиграф : «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Эта пословица известна каждому. Как ее следует понимать?
Как вы думаете, почему эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала именно эту пословицу? (Формулирование учащимися целей урока)
3. Актуализация знаний.
Что такое сказка?
• Составление кластера «Сказка». (Кластер составляется по группам)
• Кластеры обсуждаются, дополняются.
• Чем отличается авторская сказка от народной? Какие народные сказки знаете?
4. Слово учителя.
- Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. Сказочные мотивы можно встретить в рукописных книгах 15-17 веков. Но подлинно широкий интерес к фольклору, к истории национальной культуры возникает в России со второй половины 18 века.
Сказочная стихия проникала во все жанры литературы - поэму, повесть, роман. Почти все русские писатели отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский, Толстой и Салтыков - Щедрин, Лесков и Куприн. Всех не перечесть…..
- Со сказками этих писателей вы познакомились в разном возрасте. А когда произошло ваше знакомство со сказкой А. Погорельского?
- Что вы знаете об авторе этой сказки? Какие факты биографии вам особенно запомнились?
Беседа.
И урок у нас сегодня тоже необычный, мы отправимся в путешествие по сказке
Антония Погорельского «Чёрная курица или подземные жители»,
Мы встретимся с мальчиком Алёшей и поговорим о том, какая загадочная история произошла с ним, работая с текстом произведения, постараемся сделать вывод о том, как он повел себя в различных, порою сложных ситуациях.
- Эта сказка написана очень давно: впервые она была напечатана в 1829 году, 185 лет назад. Но до сих пор дети и взрослые с удовольствием читают это удивительное произведение. В чем же его секрет? Чем вам понравилась сказка А. Погорельского?
Вопрос Ответ
Назовите настоящую имя и фамилию писателя Антония Погорельского. Алексей Алексеевич Перовский
Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского “Чёрная курица, или подземные жители”? Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж
Что было единственным утешением Алёши в воскресные и праздничные дни? Чтение книг
Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку Тринушка
Как назывались спальные комнаты для мальчиков в XIX веке? Дортуары
Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое? Сорт груш
Почему первая попытка Алёши попасть в подземное королевство закончилась неудачно? Алёша разбудил рыцарей
“Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…” Что такое “шандалы”? Подсвечники
Какие животные находились в королевском зверинце? Большие крысы, кроты, хорьки
Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве? Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты
“Деревья также показались Алёше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зелёные, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел оно на них со вниманием, то увидел, что это…” Это был разного рода мох

Аналитическая беседа.
• Обратимся к нашему кластеру. Мы сделали акцент на том, что сказки могут быть волшебными, бытовыми и о животных. К какому виду сказок вы бы отнесли «Черную курицу…» Почему? (ответы детей)
По – вашему, это волшебная сказка.
• Читаем начало, сохраняя сказочный, старинный стиль: «Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»
Санкт-Петербург, Васильевский остров, пансион. Что же тут сказочного?
Пояснить: Санкт-Петербург. Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. День, когда приступили к сооружению бастионов новой крепости, — 13 (27) мая 1703 года — принято считать днем основания Петербурга, хотя первые значительные сооружения появились только спустя три-четыре года. Поэтому по решению правительства России основание Санкт-Петербурга отмечается в 2003 году.
Васильевский остров, самый большой остров (1050 га) в дельте Невы, исторический район Санкт-Петербурга.
Линия - название каждой стороны улицы на Васильевском острове.
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). В Российской империи и некоторых зарубежных странах закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.)
• Читаем описание старого Петербурга. (Показать иллюстрации города). Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему?
• Почему же, несмотря ни на что, мы называем сказку Погорельского волшебной?
Кто главный герой сказки?
Кто такой Алёша?
Рассказ о главном герое сказки (индивидуальное задание).
Сделайте вывод, какой Алеша в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?
• Составьте синквейн «Алеша» ( до знакомства с Чернушкой – министром)
8. Работа в группах.
Каждая группа выполняет задания письменно. Ответ представляет в виде связного высказывания.
1 группа. Алёша в Подземном городе.
1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры
2 группа. Алёша и Чернушка.
1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
2) Спасение Чернушки.
3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?
3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.
1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
4 группа. Характер Алёши.
1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши
2) Меняется ли характер Алёши?
• Обобщение. Выступление представителя каждой группы.
5. Аналитическая беседа.
Группы очень хорошо справились с заданиями и рассмотрели характер Алеши с разных сторон. Подумаем, изменился ли Алеша. Как он изменился?
- Почему не приносят Алёше радость его успехи? (ответы учеников)
Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать, приносить счастье.
- Как закончилась сказка?
- Почему А. Погорельский выбрал такой финал?
- Алеша на протяжение сказки менялся. Что же меняло мальчика и почему?
Алёша до получения конопляного семечка Алёша после получения конопляного семечка
Умненький
Миленький
Все любили
Начитанный
Романтик
Мечтатель
Верит в волшебство
Остро чувствует своё одиночество
Щедрость Праздный
Ленивый
Гордый
Высокомерный
Заносчивый
Шалун
Непослушный
Его перестали любить товарищи

- Похож ли Алёша на героев народных волшебных сказок? Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных сказках?
- А как вы относитесь к фигуре Алеши?
• Составление ассоциативного ряда.
- Какие бы прилагательные вы подобрали, характеризуя Алешу?
- Почему у большинства из вас прилагательные имеют положительное значение?
- Какой урок усвоил Алёша из этой истории, которая произошла с ним? (Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье.)
5. Подведение итогов урока.
Вернемся к эпиграфу. Какой урок извлекли вы из сказки А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?
Книга напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Уметь быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам, но и тем, кого мы любим и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти только однажды, и надо быть достойными его...
Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.
Поделиться…
Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
5. Домашнее задание
Сочинение – миниатюра «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко? »

https://yadi.sk/d/VTWVQwaOdk95W

Источник: https://yadi.sk/d/VTWVQwaOdk95W
Категория: Литература. Внеклассные мероприятия | Добавил: GolubevaOlga87 (02.01.2015) | Автор: Голубева Ольга Леонидовна E W
Просмотров: 734 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию в конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]