Воскресенье, 04.12.2016, 02:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Обществоведение. Внеклассные мероприятия

На поле Куликовом

Тема урока: « На Куликовом поле»
Класс: 8 класс
Дисциплина: литература
Межпредметные связи: литература, история, изобразительное искусство
Цели урока:
- формирование исторической памяти, чувства патриотизма, национальной гордости; духовно-нравственного потенциала личности.
- раскрыть идейное и художественное своеобразие цикла “На поле Куликовом”, соотношение прошлого, настоящего и будущего России;
- стимулировать познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- развивать информационную и коммуникативную компетенцию учащихся;
- развивать творческие способности обучающихся через выразительное чтение наизусть, умение анализировать поэтический текст;
-воспитывать уважение к истории России, так как от того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его нравственный облик.
Задачи:
- провести исследовательскую работу по анализу цикла “На поле Куликовом” и показать особенно лексики данного стихотворения, сравнить репродукции картин Б. Врубеля и стихи
А. Блока;
- совершить историческое погружение в ход конкретных событий, отражающих содержание Куликовой битвы.
Тип урока: урок- размышление.
Форма проведения урока:
1) Групповая деятельность учащихся
2)Защита творческих проектов
Используемые образовательные технологии: кейс-технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, интегрированное обучение.
Оборудование: Интернет, медиапроектор, презентация в Power Point, картины В.Васнецова
и Авилова "Пересвет и Челубей",стихотворения А.Блока « На поле Куликовом";
- рабочие кейсы, компьюер,проектор,экран.
Подготовка к уроку:
Для проведения урока учащиеся работали с историческим материалом о Куликовской битве, анализировали цикл стихов А.Блока « На поле Куликовом».
Класс разделен на две группы. Перед уроком
1 группа учащихся получила задание подготовить сообщение о Куликовской битве.
2группа анализировала цикл стихов А.Блока «На Поле Куликовом».
3.группа Поработать со словарем, объяснить значение слов.
Использованные ресурсы:
http://www.liveinternet.ru/users/erfolgshen/post110644385/
http://www.stribogivnuci.ru/
http://demedovka.ucoz.ru/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/5007
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.li.ru/interface/pda/?jid=740361

Надпись на доске:
Инок – (устар.) монах.
Как Мамай прошел - полнейший беспорядок, опустошение, разгром. Выражение из древнерусской истории. Связано с именем татарского хана Мамая, совершавшего опустошительные набеги на Русь вплоть до 1380 года, когда войска его были разгромлены дружиной Дмитрия Донского)
Ход урока
Почтим же память всех погибших в том
Кровавом месиве на поле Куликовом.
Пред крестом поклонным - наш поклон
За то, что дух Отечества не сломлен.

1.Оргмомент
2. Мотивационный этап.
Учитель: Вы присутствуете на открытом уроке в 8 Г классе. Тема урока – «На поле Куликовом». Мы посвятим урок героическим событиям, которые произошли в 1380 году и сыграли решающую роль в судьбе нашего Отечества и всего русского народа. Об этом нужно знать, помнить и гордиться великим подвигом наших прадедов. (прочитать эпиграф).
И говорить мы будем сегодня во славу русского народа, одержавшего великую победу в битве на поле Куликовом.
Щедра земля русская на героев! Восславили в свои времена русскую историю Мстислав и Евпатий Коловрат, Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов и Михаил Кутузов…
Куликовская битва, Бородинское сражение, Курская дуга – сколько их было великих сражений в истории нашей страны? Замечательные страницы Отечественной воинской доблести и мужества связаны с ними.
Сколько существует Русь, столько и приходится ей сражаться за свою свободу и независимость.
И всегда на первом месте будут мужество и героизм простого человека, в последнем порыве грудью своей закрывшем Родину!
У каждого народа есть свои дорогие места, знаменитые памятники истории и культуры, свои нацио-нальные святыни. К ним по праву относится и Куликово поле.( Песня)
Поле Куликово - это не только поле нашей благодарной памяти, где мы можем поклониться далеким предкам за их бессмертную любовь к родной земле, мужество и ратную доблесть. Это святыня России, где наше и грядущие поколения присягают и будут присягать своему Отечеству.
Цели и задачи урока.
- Скажите, какие цели мы можем поставить сегодня перед собой, чтобы раскрыть тему урока?
II. Учитель. Давайте заглянем в далекое прошлое нашей Родины. Вспомним героические страницы истории нашего народа. (Слайд «Остановись, прохожий…»).
- Давайте вспомним, что же произошло на Куликовом поле в 1380 году?. Что вам известно о нём?
Ученик. ( слово историкам)
Куликовская битва 1380 г. - важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Руси от ига Золотой Орды.
Для Дмитрия Донского поход Мамая не был неожиданностью. Далеко за пределами русских земель стояли заставами "крепкие сторожевые", и уже 23 июля один из них, Андрей Попов, прискакал в Москву с известием:
"…идет на тебя, государь, Мамай со всеми силами ордынскими, а ныне на реке Воронеже!"
У Дмитрия было время для сбора войска. "Воинства много и сила велика" начала собираться в Москве и в Коломне.
"От начала мира не бывала такова сила русских князей!" - гордо писал летописец.
Историки считают, что объединенная русская рать достигла до 150 тысяч человек.
С этим войском Дмитрий Донской и двинулся к Дону, чтобы разгромить Мамая, пока он еще не соединился со своими союзниками.
Было решено переправиться через Дон и принять бой на Куликовом поле, у впадения в него реки Непрядвы.
Дмитрий расположил свои войска следующим образом: впереди поставил сторожевой полк, за ним – передовой полк, в центре он поставил большой полк, по флангам – полки правой и левой руки, а за полком левой руки – резервный полк. В лесу стоял засадный полк.
Дмитрий перед битвой посетил Троице-Сергиев монастырь, где получил благословение Сергия Радонежского. Сергий Радонежский отправил с Дмитрием на бой двух монахов-богатырей Пересвета и Ослябю, тем самым показав, что дело защиты родины свято даже для монахов, давших обет никогда не брать в руки оружия.
Ученик.Утро 8 сентября было туманным.
"Полки русские и татарские еще друг друга не видят, потому что утро мглистое, как дым, но земля грозно стонет, обширное поле Куликово перегибается, реки выступили из своих берегов, потому что никогда не было столько людей на том месте»,- так повествует автор "Сказания о Мамаевом побоище".
Но вот часов в 11 утра туман рассеялся, и русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища. Противники начали сближаться.
"…и страшно было видеть две силы великие, съезжающиеся на скорую смерть. Татарская сила была черная, а русская сила в светлых доспехах, как река льющаяся, как море колеблющееся, и солнце светло сияло на ней, лучи испуская», - пишет летописец.
И вот настало время сражения. Князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Стеной выстроились русские богатыри. И сказал князь великий Дмитрий Иванович:
"А воеводы у нас надежные, а дружина в боях испытанная, а кони под нами борзые, а доспехи у нас золоченые, а мечи булатные; и все, как один, готовы головы свои положить за землю русскую и за веру христианскую».
Общей сече, по обычаю того времени, предшествовал поединок богатырей.
Из ордынских рядов выехал могучий воин - Челубей. Навстречу ему устремился из русских рядов монах Александр Пересвет. И сказал Пересвет-чернец великому князю Дмитрию Ивановичу:
"Лучше нам убитыми быть, нежели в плен попасть к поганым татарам!"
Противники отъехали на некоторое расстояние друг от друга и остановились, чтобы в следующую минуту пустить коней и сшибиться на полном скаку.
"…и ударились крепко копьями, и копья переломились, и оба упали с коней своих на землю мертвыми, и кони их упали», - говорится в летописи.
Стычка оказалась гибельной для обоих: противники пронзили друг друга копьями и, бездыханные, рухнули на землю.
Александр Пересвет - первый герой и первый павший в этом побоище русский воин.
Тогда русская рать и монгольские полчища пошли друг на друга, и завязалась великая битва… «Монгольская конница ринулась на передовой полк русских. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хановские. Люди гибли не только от ран, но и задыхались от великой тесноты» .
Стойко бились воины этого полка, но превосходство врага было подавляющим. Полк понес большие потери, но никто из воинов не отступил.
Наступила очередь сражаться большому полку. Несмотря на бешеный натиск ордынцев, он устоял. Тогда Мамай перенес удар на полк левой руки, и ценой больших потерь ордынцам удалось потеснить его. Усиливая натиск, они стали обходить большой полк. Не выдержав ,русские войска стали отступать. Победа, казалось, была на стороне Мамая, но тут выступил из леса засадный полк и ударил в тыл и фланг войскам Мамая.
Ордынцы, не ожидавшие появления свежих русских сил, стали поспешно отступать. Вскоре и остальные полки Дмитрия перешли в наступление и ускорили разгром полчищ Мамая.
Сам Мамай бежал с поля боя. Русская же конница преследовала и добивала остатки войск Мамая на протяжении 50 верст от поля Куликова. А Дмитрия в честь этой победы народ прозвал Донским.

Ученик.8 сентября 1380 года соединенные силы русских княжеств одержали победу над огромным войском Золотой Орды.
Как сообщают “Воинские повести Древней Руси”, победа досталась великой ценой.
После победы Дмитрий Донской провозгласил тут же, «став на костех», вечную память всем погибшим.
“И в ту пору по Рязанской земле около Дона ни пахари, ни пастух в поле не кличут, лишь вороны, не переставая, каркают над трупами человеческими, страшно и жалостливо было это слышать тогда; и трава кровью залита была, а деревья от печали к земле клонились. Запели птицы жалостливы песни — запричитали все княгини и боярыни и все воеводские жены по убитым”. Восемь дней стояли воины за Доном на поле битвы, “на костях”, как говорили в старину: хоронили павших героев, помогали раненым», - так описывает автор «Мамаева побоища» поле Куликово после сражения.
Прозрачная речка Непрядва, в ночь после битвы и еще семь ночей подряд текла красная от русской и татарской крови.
Учитель: В чем заключается значение Куликовской битвы?
Ученик: В этой битве Орда потерпела свое первое крупное поражение, а вековой страх русских перед монголами был преодолен. Также битва показала, что лишь объединившись, Русь способна дать отпор Орде. Кроме этого в результате Куликовской битвы возрос авторитет Москвы – битва показала ее мощь и силу.
Ученик. Куликовская битва является примером героизма, стойкости, храбрости, единства русского народа. Дмитрий сумел показать, что ордынцев можно одолеть, надо лишь, забыв про распри, сплотиться для борьбы с врагом. Участие в битве иноков, Пересвета и Осляби, также является примером беззаветной любви к Родине. Подвиг и героизм русского народа в этой битве неоспорим, поэтому так много произведений культуры посвящено тем далеким, но великим событиям.
Учитель. Этой великой битве посвящено несколько крупных произведений древнерусской литературы, самые известные из которых "Задонщина " и "Сказание о Мамаевом побоище". Отрывки из этих произведений были использованы в исторической справке.
- Что вы знаете об этих произведениях древнерусской литературы?
Ученик. Две поэтические летописные повести - знаменитая « Задонщина»и цикл произведений, объединяемых названием «Сказание о Мамаевом побоище», - и десятки, а может быть, и сотни других произведений написано о Куликовской битве. И всюду звучит похвала победителям и глубокая жалость о погибших не только в самой битве, но и за десятилетия чужеземного ига.
"Задонщина" (в рукописях имеет заглавия «Задонщина великого князя господина Дмитрия Ивановича и брата его князя Владимира Андреевича») — памятник древнерусской литературы конца XIV— начала XV вв. В ней рассказывается о победе русских войск, возглавлявшихся великим князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.
«Сказание о Мамаевом побоище» — литературное произведение XV в.об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» приводится множество интересных подробностей этого событиях. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, рассказ о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. «Сказание» дошло до нас в большом количестве списков, некоторые из которых датируются даже концом XVIII—началом XIX века, что говорит об огромной популярности произведения в России.

Физминутка.
Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек
И направо и ещё
Через левое плечо.
Буквой "л" расставим ноги
Словно в танце руки - в боки
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.
Учитель. Немного было исторических событий в Древней Руси, которые вызвали бы в нашей литературе столько поэтических откликов, как Куликовская битва.
Ломоносов и Карамзин, Рылеев, Языков и Блок прославили подвиг русского народа в этой битве.
- Что вы можете сказать об истории создания цикла «На поле Куликовом»?
Ученик.Стихотворный цикл А.Блока “На поле Куликовом” имел большое значение. Главной его темой становится Россия. Поэта интересует история Родины, ее славные победы он воспевает в стихотворении “На поле Куликовом”, написанном в 1908 году. Это было кризисное для России время. Поэт ищет аналогий в истории России и уподобляет сложившуюся ситуацию временам Дмитрия Донского, временам, когда русские люди вышли на Куликово поле, чтобы отстоять независимость.
Поэтом взят для стихотворения один из самых драматических периодов истории России - период правления Дмитрия Донского. Перед государством стоял вопрос жизни и смерти. Россия не могла не выстоять в этой решительной борьбе, она собрала все силы и победила.
Блок писал: «Куликовская битва принадлежит не только к величайшим событиям русской истории, но и к событиям символическим. Таким событиям суждено возвращение, их разгадка ещё впереди».

- Какова тематика стихотворений?
Ученик. В цикле «На поле Куликовом» раскрываются прошлое, настоящее и будущее России. Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться «мглы — ночной и зарубежной», скрывающей ее долгий путь.
Героическая тема Мамаева побоища нашла свое отраже¬ние в стихах А.Блока. Клятвой верности Родине, знамени и боевому братству, любви к своей Земле и народу звучат эти строки:
Мы, сам - друг, над степью в полночь встали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
Над Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...
На пути - горючий белый камень.
За рекой поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!».

Я не первый воин, не последний,
Долго будет Родина больна
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

- Почему такая тоска и боль звучат в гениальном стихотворении А.Блока?
Ученик.Из всех циклов стихов А.Блока именно этот – самый народный, самый национальный, потому что в течение 600 лет, прошедших со времени величайшей в русской истории Куликовской победы, отношение к ней русского народа было именно таким, каким его выразил Блок в своем цикле стихов.
«Мамаевым побоищем» назвал народ Куликовскую битву. «Жалостью и похвалой» назвал автор «Задонщины» в XV в. свою поэму о битве за Доном на Непрядве. И древнерусские повести, и цикл стихов А.Блока «На поле Куликовом» объединены общим настроением – настроением не только похвалы, но и жалостью по погибшим.

- Учитель. Перейдем к анализу стихотворения «Река раскинулась…»Послушайте исполнение этого стихотворения в исполнении мастеров слова.(прослушать запись)
1) Какое настроение создаёт пейзажная зарисовка, данная автором в начале стихотворения?

Ученик. (Слайд №13). Первое стихотворение исполняет роль пролога, вводит в цикл тему Родины. На первый взгляд, перед нами типичный русский пейзаж:
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Внешне начало неторопливое. Спокойно разворачивается перед нами картина, овеянная лёгкой осенней грустью. Пейзаж знакомый, русский, родной. Эта картина обрисована с эпической широтой. Слово река, открывающее цикл, рождает различные ассоциации:
- река- символ жизни, вечного времени, а значит - истории.
Но внутренний ритм стиха другой. За внешним спокойствием неподвижной Руси чувствуется напряженное, тревожное ожидание предстоящего.
2) Как вы думаете, почему Блок, обращаясь, к родине, Руси, называет её женой?
Ученик. Вторая строфа ломает спокойную интонацию и начинается со звонкого возгласа: «О, Русь моя,! Жена моя!» Обращаясь к Родине, автор употребляет свой, предельно личный эпитет – жена. Это символический образ, олицетворение вечной женственности, гармонии, красоты, высокий поэтический идеал поэта. Жена для мужчины - самый близкий дорогой человек. С ней он венчается в церкви один раз и на всю жизнь. Значит, Родина для Блока тоже одна единственная любовь, раз и навсегда данная.
3) Какое ощущение вносит в стихотворение 4 строфа? Почему?
Ученик. Эти строки вносят в стихотворение ощущение тревоги. Мы становимся свидетелями схватки русских воинов и монголо - татар. Время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель. Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа.
5) Почему в стихотворении возник образ кобылицы, несущейся вскачь. Как изменился ритм стихотворения?
Ученик. Ритм стихотворения участился. Степная кобылица внесла в стихотворение образ движения. Наша страна действительно находилась в состоянии « вечного боя». Со времени своего возникновения она должна была отстаивать независимость в борьбе с многочисленными врагами. 6) - Прочитайте заключительную строфу стихотворения. Как вы думаете, каким видится будущее России А.Блоку? (Слайд №20, 21).
Ученик. История нашей страны - это история трагедий и преодолений. Блок предчувствует, что Россия стоит на пороге великих потрясений, но она выстоит и выйдет победительницей. Так было всегда в её истории.

Учитель. Какой же образ России сложился в вашем представлении после прочтения цикла “На поле Куликовом”?
Ученик.. Блок создал неповторимый лирический образ России. Она предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней и "невозможное возможно", она ведет на "вечный бой", указывает путь вперед, в будущее. Образ Родины у Блока своеобразен и неповторим. Стихи поэта полны глубокой любви к России и веры в ее силы. Он хотел видеть ее свободной и счастливой.
Ученик. Весь цикл “На поле Куликовом” не только пронизан любовью к родной земле, верностью “святому знамени”, ратному долгу. В нём живёт сыновняя гордость за Русь, вера в её судьбу – высокую и благородную. Это произведение будит гордость за прошлое России, вселяет уверенность в будущее. Всегда были смутные и тяжелые времена, но каждый раз Россия выходила с честью из испытаний. Так было и будет всегда, убеждаюсь в этом, читая стихи Блока.
Ученик.В стихотворении Блока «На поле Куликовом» звучит гордость за русский народ и страну, сумевшую подняться из небытия, отстоять свою независимость. Этой патриотичностью и пафосом он был близок поколению «роковых сороковых». И тогда, в сорок первом году, очень современно звучали строки из цикла «На поле Куликовом»:

Опять на полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. – Молись!
. Из своего «далека» он учит нас любить и ненавидеть, чтить и помнить дела наших славных предков.
Учитель. Мы с вами, ребята, узнали многое о мужестве русского народа на Куликовом поле .Но разве можно, говоря о мужестве, обойти стороной Великую Отечественную войну? Ведь тогда вся наша страна представляла собой одно огромное поле мужества. О сражении на Куликовом поле обычно говорят: далекая история. А между тем и в годы Великой Отечественной тут шли бои и рождались герои. В октябре-декабре 1941 года Куликово поле и его окрестности стали частью оборонительной операции в составе битвы за Москву. ( слайд –фильм)

Рефлексия.
– Чему был посвящен наш урок?
– Что нового вы узнали на этом уроке?
- Как вы думаете, зачем нужно помнить о героическом прошлом нашей Родины?

- Учитель. Героизм и самопо¬жертвование наших отцов и дедов ради свободы и счастья Родины, воплощенные в летописях, ска¬заниях, песнях, будут вечным памятником тем безымянным героям, которыми полнится судьба и память наро¬да. Наш урок я хочу закончить стихотворением
Онищенко Н.А. «Дни воинской славы»
Дни воинской славы российской
Всегда отмечает народ.
В почёте всегда был защитник,
В почёте всегда патриот!
Дни славных побед, что сыграли
Огромную роль для страны,
Там память потомков снискали
Великой России сыны
Дань подвигу, доблести, славе,
Чтоб каждый из нас мог отдать,
Ты предков дела наших славных
Обязан чтить, помнить и знать.

Приложение к статье: https://yadi.sk/d/JvjjILrVTJCZE



Источник: https://yadi.sk/d/JvjjILrVTJCZE
Категория: Обществоведение. Внеклассные мероприятия | Добавил: oreshnickovaO (15.06.2014) | Автор: Ольга E
Просмотров: 1816 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]