Активные методы обучения в контексте мультимедиа технологий в преподавании русского языка
Активные методы обучения в контексте мультимедиа технологий в преподавании русского языка
Для профессионального самосовершенствования педагога необходим синтез научных знаний, методического мастерства, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями. Данная мысль определяет актуальность моей статьи, так как в качестве передовых педагогических достижений мною будут рассмотрены активные методы обучения в контексте мультимедиа технологий. Объектом исследования являются мультимедиа технологии в образовательном процессе. Предметом – активные методы обучения как мультимедиа технологии на уроках русского языка. Цели: 1. Рассмотреть структуру урока АМО. 2. Рассмотреть структурные элементы урока АМО как мультимедиа технологию в содержательном аспекте на примере урока русского языка «Члены предложения». 3. Выявить эффективность применения активных методов обучения как мультимедиа технологии в преподавании русского языка. В связи с вышеуказанным понятийным аппаратом представляю модель урока русского языка, ориентированную на обучающихся 5 классов, выполненную с учетом активных методов обучения в контексте мультимедиа технологии. Прежде, напомню структуру урока, лежащую в основе активных методов обучения. Во-первых, в структуре выделяют три фазы: Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. Фаза 2. Работа над темой. Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. Во-вторых, в каждой фазе предусмотрена своя иерархия этапов, направленная на достижение определенных образовательных результатов. В-третьих, каждая фаза сопровождается мультимедиа ресурсами. Рассмотрим открытый урок русского языка, посвященного членам предложения. Логика урока была выстроена следующим образом: В фазе 1 «Начало образовательного мероприятия» на этапе инициации обучающиеся по цепочке (соседу по парте) говорили слово, характеризующее их эмоциональный настрой (метод «Цепная реакция»). После выявления настроений следовал этап целеполагания, когда ребята в схематичном виде выстраивали основные понятия темы и самостоятельно формулировали цели урока (метод «Ключевые слова»: составление кластера). На данном этапе предусмотрена работа с интерактивной доской. Далее, проанализировав цели предстоящей деятельности, необходим психологический момент, состоящий в определении ожиданий и опасений от урока. На заранее подготовленных бумажных фигурках жёлтого и синего цветов ребята в зависимости от своих самоощущений на жёлтой фигурке написали свои ожидания, на синей – тревоги и опасения (метод «Самооценка. Самоощущение»). Таким образом, в фазе 1 «Начало образовательного мероприятия» была использована интерактивная доска как компонент мультимедиа технологии. Переходим к фазе 2 «Работа над темой» Начало интерактивной лекции представлено в виде групповой работы обучающихся с выходом на проблему урока, которую впоследствии комментирует учитель, что, собственно говоря, и является лекцией (метод «Слово-загадка»: каждой группе выдается загадка в виде разрезанных элементов. Задача обучающихся – восстановить текст загадки и дать правильный вариант ответа). При проверке данного задания используется мультимедийная презентация, на которой отображаются ответы. Затем следует этап проработки содержания темы обучающимися, который состоит в анализе членов предложения поэтического текста и конструировании синтаксических синонимов. Для представления аналитической информации на данном этапе также используется мультимедийная презентация. Таким образом, в фазе 2 «Работа над темой» компонентом мультимедиа технологии является мультимедийная презентация Переходим к фазе 3 «Завершение образовательного мероприятия» На этапе разминки ребятам предлагается расслабиться и постараться увидеть картину стихотворения, с которым они работали на уроке, а также проанализировать увиденные образы вместе с учителем. Во время релаксации тихо звучит мелодия. На этапе подведения итогов урока вновь возвращаемся к опасениям и ожиданиям, но уже несколько с иной позиции - с позиции усвоения знаний. Таким образом, учитель анализирует совместную деятельность на уроке. Таким образом, в фазе 3 «Завершение образовательного мероприятия» используется аудиовосприятие. Я считаю, что активные методы обучения как мультимедиа технологии на уроке замотивировали обучающихся на положительный результат и послужили, своим образом, сигналом учителю в определении дальнейшей стратегии в выборе методов обучения. В заключение отмечу, что обучающиеся благодаря АМО как мультимедиа технологии вовлекаются в насыщенный образовательный процесс без принуждения, по собственной воле, причем их мотивация определяется не страхом наказания, не желанием угодить учителю или родителям, не целью получить пятерку, а, в первую очередь, собственным интересом к учебной деятельности в такой форме. В технологии АМО как мультимедиа технологии снимаются рамки принуждения к обучению. Эффективное, насыщенное, полноценное, качественное обучение становится выбором самого обучающегося, и это, главным образом, определяет эффекты данной технологии.