Вторник, 06.12.2016, 22:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Лариса

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Инновационные технологии на уроках русского языка (Из опыта работы с интерактивной доской на уроках русского языка.)
Инновационные технологии на уроках русского языка
(Из опыта работы с интерактивной доской на уроках русского языка.)

Подготовил:
учитель русского языка и литературы
МАОУ Гимназия № 1 г. Балаково
Бессчастнова Светлана Николаевна

Инновационные технологии на уроках русского языка.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.
Чем труднее учителю, тем легче ученику…
Л.Н.Толстой
Готовя интересный урок, учитель сталкивается с немалыми трудностями:
• Как по-новому разработать и провести урок?
• Какие образовательные технологии использовать на уроке?
• Как организовать продуктивную деятельность учащихся? И т.д.
Понятие "инновации" мы считаем синонимом понятия "нововведений"- целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы, и вызывающие его переход из одного состояния в другое. Особенности инноваций на уроке
Урок имеет особенности, которые определяют характер инноваций. Инновационным изменениям подлежат:
- само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации;
- типология урока (новые типы уроков способны перевести его в качественно иной вид, например, уроки-проекты, уроки-погружения);
- методологические элементы урока: смысл, цели, роль в общем образовании;
- методические структурные элементы урока: задачи, содержание, средства, формы и методы обучения, система контроля, оценки, рефлексии;
- форма подготовки и проведения урока учителем, например, с помощью ресурсов и технологий Интернет.
Остановимся более подробно на структурных элементах урока.
Как вы думаете, что может дать учителю такое устройство как интерактивная доска?
Интерактивная доска - реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.
На уроках русского языка интерактивная доска нужна для:
• усиления подачи материала (работа в сети Интернет, с веб-сайтами и другими ресурсами);
• показательное тестирование отдельного ученика или группы учеников для всей аудитории; (Аудитория работает с тестом в режиме он-лайн)
• набор посредством виртуальной клавиатуры любого текста задания в любом приложении и его демонстрацию в режиме реального времени. (Кто-то из аудитории работает у доски)
В своей работе я применяю компьютер с интерактивной доской на всех этапах процесса обучения. При этом для ребенка интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.
Как показывает моя практика работы с современными компьютерными технологиями, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «русский язык». Я в зависимости от темы, типа урока, поставленных целей могу обратиться к возможностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообразность такой работы очевидна и дает результат.
На моем компьютере установлена обучающая программа «Морфология», которую я использую в 5-7 классах при изучении всех частей речи. Она удобна в использовании, так как темы по каждой части речи разбиты на отдельные мини уроки по 5-6 минут. Мультипликационные персонажи в игровой и ненавязчивой форме объясняют учебный материал по морфологии, что очень нравится детям. После теоретических сведений персонажи предлагают выполнить задание на «5», и тут на помощь приходит интерактивная доска, ведь ученики могут подойти и нажать на верный, по их мнению, вариант. А весь класс с интересом следит и переживает.
Так как у нас в школе в каждый кабинет проведен Интернет, я с удовольствием использую и его. Это ресурсы информационного интегрированного продукта компании «Кирилл и Мефодий» – КМ-Школа. Он предоставляет учителю-предметнику богатые возможности по использованию готовых и разработке своих материалов в виде электронных обучающих пособий. Её применение было бы неэффективным без интерактивной доски. http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_220
Работая с интерактивной доской, я использую не только готовые электронные ресурсы, но и созданные собственноручно. О них я расскажу поподробнее. Это так называемые интерактивные обучающие таблицы по русскому языку, в которых я располагаю материал в нужном мне порядке, выгодной для меня компоновке, использую удобные для кабинетной системы шрифт, цвет, рисунки, схемы, таблицы, заставки.
В этом мне на помощь приходит Программа Мicrosoft Office PowerPoint, которая дает любому учителю великолепную возможность создавать такие интерактивные таблицы. Таких таблиц у меня пока немного, около 17, но и это количество уже представляет собой своеобразный электронный учебник в моей копилке. А затраченное время на их изготовление оправдывается результатами и удобством в работе. (таблицы односоставные предложения, сложные предложения и др.)
Эти таблицы настолько оказались универсальны, что их можно применять ежеурочно с 5 по 11 класс на разных этапах урока и с разными учебными целями: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Вот пример работы на итоговом уроке в 6 классе по теме «Имя прилагательное» (интерактивной презентации)


Пример поэтапной работы можно проследить при работе с темой «Правописание – ЕК- , -ИК- в суффиксах существительных». Рассуждая над каждым кадром, мы продвигаемся вперед.
Затем выполняем тренировочные упражнения прямо на ИД.
В данных таблицах есть много гиперссылок, в которых содержится поясняющий, тренировочный или иллюстративный материал.
После объяснения нового материала дети по цепочке подходят к интерактивной доске и карандашом вписывают нужную, например, букву, слово, объяснение и т.д. (можно использовать таблицы в режиме он-лайн, например http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/45_220)
При первичном закреплении теоретического материала во время урока ученик сам выступает в роли учителя у интерактивной доски с пультом, листая слайд за слайдом, он рассказывает для всех данный материал.
При устном опросе на последующих уроках вновь листаем слайды.
Учителя – филологи знают, что многие темы «растянуты» не только на несколько уроков, недель, но и на несколько лет обучения. А такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые.
При подготовке к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ опять пользуемся этими таблицами, тестами.
Современные ученики плохо ориентируются в таком разделе языкознания, как орфоэпия. Поэтому работа с наиболее трудными случаями произношения слов необходима на уроке.
Можно предложить учащимся следующее упражнение по этому разделу:
1.Поставить ударение в словах, данных на интерактивной доске (электронным маркером)
Досуг, договоры, газопровод, баловать, принудить, позвонить, облегчить, каталог, новорожденный, коклюш, свекла, агент, алфавит, апостроф, диспансер, жалюзи, иконопись, камбала, квартал, некролог, обеспечение, оптовый, предвосхитить, принудить, сосредоточение, средства, сторицей, таможня, тефтели, украинский, упрочение, факсимиле, феномен, хвоя, ходатайство, эксперт.
(Примеры даны из КИМов ЕГЭ по русскому языку. Слова подбираются с учетом класса обучающихся, например, из «Словарика» учебника в конце книги 5-11 класс)
2.Можно усложнить задание (с записью на интерактивной доске электронным маркером):
- Подчеркнутые слова поставьте в творительный падеж. Проследите, изменилось ли место ударения в словах?
- Выделенные слова поставьте во 2-е лицо единственного числа. Изменилось ли место ударения? Что пишется на конце глаголов этой формы? Какую орфограмму повторили?
3.Помимо предложенных заданий, можно провести и лексическую работу: либо сделать гиперссылки в Интернет (на сайт, например, www.gramota.ru), где надо найти лексическое значение новых или непонятных слов, либо отправить индивидуально учащихся (1-2) к словарю, либо предложить дома самостоятельно узнать значение слов.
Большую помощь в работе учителя оказывают различные электронные тренажеры. (Тренажер «Чередующиеся гласные в корне»)
Для развития интереса к русскому языку я включаю в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, проводить игровые формы работы: «Составь слово», «Третий лишний», «Переводчик», «Эрудит», «Собери пословицу», «Шеренга», «Перевёртыш», «Паутина слов» и др., использую творческие эксперименты, метод проектов, нестандартные уроки, конкурсы, олимпиады или инновационные формы урочных занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Перечислю наиболее распространенные типы нестандартных уроков, классифицированные И.П. Подласым.
1. Уроки-“погружения”
2. Уроки – деловые игры
3. Уроки-пресс-конференции
4. Уроки-соревнования
5. Уроки типа КВН
6. Театрализованные уроки
7. Уроки-консультации
8. Компьютерные уроки
9. Уроки с групповыми формами работы
10. Уроки взаимообучения учащихся
11. Уроки творчества
12. Уроки аукционные
13. Уроки, которые ведут учащиеся
14. Уроки-зачеты
15. Уроки-сомнения
16. Уроки – творческие отчеты
17. Уроки-формулы
18. Уроки-конкурсы
19. Бинарные уроки
20. Уроки – обобщения
21. Уроки – фантазии
22. Уроки-игры
23. Уроки-“суды”
24. Уроки поиска истины
25. Уроки – лекции “Парадоксы”
26. Уроки-концерты
27. Уроки-диалоги
28. Уроки – “Следствие ведут знатоки”
29. Уроки – ролевые игры
30. Уроки-конференции
31. Уроки-семинары
32. Интегральные уроки
33. Уроки – “Круговая тренировка”
34. Межпредметные уроки – интегрированные уроки
35. Уроки-экскурсии
36. Уроки игры “Поле чудес.
Предлагаю отправиться в путешествие в страну Лингвинию: (элементы уроков-игр, путешествий, проводимых мною в 5 классе)
(слайды интерактивное путешествие «Страна Лингвиния», игры «Лови ошибку», «Согласен – не согласен»

При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее приемлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся.
Все же проблема будущего образования, основанного на использовании новых инновационных технологий, не может быть решена только за счет развития техники, ибо компьютеры сами по себе не определяют реальной среды и культуры обучения. Следует помнить, что программы создаются людьми, творческий подход к разработке программ (в том числе по русскому языку), обеспечит эффективное применение компьютерных учебных средств и соответствующих новых технологий обучения, открывая перспективы интегрированного изучения русского языка в общеобразовательных школах.
Наша задача – дать детям тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире. Ведь настоящее богатство каждого человека - это то, что внутри нас.

Литература
1. Баринова, Е.А. Методика русского языка / Е.А. Баринова, Л.Ф. Боженкова, В.И. Лебедев. – М.:Просвещение, 1974. – 368 с.
2. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336 с.
3. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. – М.: Просвещение, 1970. – 606 с.
2. Сеть творческих учителей. Современный мультимедийный урок. Аствацатуров Г.О. Подготовка презентации PowerPoint к работе на интерактивной доске.
3. Николаева М.А., Использование ИД в урочной деятельности
4. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления. / Д. Дьюи.– М.: Совершенство, 1997.
6. Шутенко, А.В. Методы проведения учебных занятий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий / А.В. Шутенко [Электронный документ].– (). 05.04.2010.
7. Музрукова Т. Г., Нечаева И. В. Популярный словарь иностранных слов. М., 2000.
8. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы/сост. О.Н. Черненко. – Волгоград: Учитель, 2007 – 135 с.
Категория: Русский язык | Добавил: bess27 (13.01.2015) | Автор: bess27 E
Просмотров: 723 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега!
Ваша работа не допущена к участию в Конференции: низкий процент уникальности (9,78%).
Приглашаем Вас принять участие в других мероприятиях "Моего университета"
Технический эксперт Мельникова Н.Л.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]