Воскресенье, 04.12.2016, 02:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы гуманитарного цикла » Русский язык

Урок-презентация для знатоков русского языка "Остров Сокровищ"
Третья Всероссийская научно-методическая конференция
"Мультимедиа технологии в современном образовании"

Еремеева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №110» г. Казань, Республика Татарстан

«Остров сокровищ»
интеллектуальная игра для знатоков русского языка (V-VI классы)

Цель игры:
1) В занимательной форме повторить материал, изученный в разделах «Фонетика», «Лексика», «Морфология и орфография», «Словообразования» и др.
2) Сформировать у учащихся интерес к изучению русского языка, стремление к совершенствованию устной и письменной речи

Действующие лица: Капитан, Попугай, Туземец, Его Величество Словарь, Принцесса Морфология, 1-й пират, 2-й пират, Людоедка Эллочка, команда знатоков русского языка

Материалы и оборудование:
Карта «Острова сокровищ», «Пальма», листья которой представляют карточки с заданием для знатоков, плакат с изображением фантастических зверей, сундучок для викторины «Из истории фразеологизмов», бутылка с морской почтой для капитана, туземца и т. д.

Ход игры:

Капитан:
-Друзья мои! Отважные путешественники! Надеюсь, вы все читали увлекательную книгу Роберта Льюиса Стивенсона «Остров Сокровищ». Как и в этой книге, наш корабль подплывает к необычному острову. Вы должны отыскать на нем сокровища, и задача эта по силам только знатокам русского языка. Настоящие сокровища – знания. А язык – «всем знаниям и всей природе ключ», как писал Г. Р. Державин.
Вас ждут невероятные тайны и открытия на Острове Сокровищ. Кто достойно выдержит все испытания, тому достанется Ключ, который олицетворяет наш язык. Подобно ключу, открывающему дверцу, язык открывает тайны природы, знаний, общения. Словом, всей нашей жизни.
Итак, вперед, знатоки русского языка! Прежде чем вступить на землю Острова Сокровищ, вы должны дать клятву знатоков русского языка. Слова клятвы придумайте сами (5 минут). Засекаю по своим капитанским часам время!

Клятва знатоков русского языка:
Язык – волшебный дар, которым обладает только человек. Язык дает ему возможность познавать мир и подчинять себе силы природы. Язык – средство общения. Клянемся использовать богатство русского языка только с благими целями. Клянемся никогда не наносить обиду оскорбительным словом! Клянемся сохранять чистоту русского языка и никогда не использовать в своей речи ненормативную лексику, жаргонизмы, бранные слова! Клянемся постоянно пополнять свой словарный запас, читать художественную и научную литературу, газеты и журналы. Клянемся относиться к русскому языку с любовью.

Попугай:
Р-р-разминка! Р-разминка! Чтобы получить кар-р-ту остр-р-рова, нужно ответить на вопр-р-росы!

II. Вопросы и задания для разминки (на карточках в виде пальмовых листьев)
1. Выразительно и правильно прочитать стихотворение:
Умолкнут все звуки былого,
Промчатся все признаки мимо.
Лишь вечно горящее слово
Навеки неиспепелимо!
Н. А. Асеев
(Было[г]о или было[в]о?)

2. Как называется наука о языке?
3. В каком разделе науки о языке изучаются омонимы, антонимы и синонимы?
4. Так и так: Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила, иль не жить,
Иль царевну погубить.

Какой рогаткой угрожала царица?

5. Найдите пропущенное слово:
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный …

6. Что такое диалектизмы?
7. Назовите все служебные части речи
8. Из какого языка пришли к нам слова: кровать, театр, школа, алфавит, планета, свекла?
9. Что изучает орфоэпия?

Попугай:
Вы спр-р-авились с вопр-р-осами. Дер-р-жите кар-р-ту остр-р-ова!
Капитан:
Конечно, карта нам поможет в путешествии по острову. На ней изображено все: Синтаксическое море, речка Пунктуация, бухта Фонетика, замок принцессы Морфологии, грот Лексики со спрятанным в нем старинным сундучком, скала Словообразование. Оказывается, остров не такой уж необитаемый! Здесь даже есть парк Культуры речи. И где-то прячутся пираты, которые совершенно не знакомы с орфографией. Может быть, здесь и людоеды живут?

Эллочка-Людоедка:
-Не людоеды, а Людоедка. Шалишь, парниша!
Капитан:
-Как вы здесь оказались, девушка?
Эллочка-людоедка:
-Мрак!
Капитан:
-Простите, я не понял…
Эллочка-людоедка:
-Жуть!
Капитан:
Я догадался! Это же Эллочка Щукина из произведения Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев»! Да, с ее небогатым словарным запасом ей еще долго придется находиться на этом острове. Может, Вам нужна помощь?
Эллочка-Людоедка:
-Хо-хо! Не учите меня жить! (Убегает)

Капитан:
-Нам не обойтись без переводчика. Давайте найдем какого-нибудь безобидного туземца. А-а! Вот и он!
Туземец:
-Я помогу знатокам русского языка. Но сначала хочу спросить, знаете ли вы происхождение слова «туземец»? Несмотря на свое экзотическое звучание, слово это исконно русское. Ту (местоимение)+зем(корень земь, земля)+ец(суффикс), то есть уроженец данной местности. В наше время мы употребляем это слово для обозначения жителя местности, удаленной от центров цивилизации. Путешествие по острову мы начинаем с бухты Фонетики. Ее сохраняют два необыкновенных зверя – крыбырдар и немяль. Угадайте, какой из них добрый?

III.
1. Вы должны как можно быстрее решить пропорцию:
Я Ю Ё
А У ?
2. Определите, какое третье слово лишнее:
Конечно, нарочно, игрушечный
Что, чтобы, нечто.
3. Все ли данные слова читаются одинаково слева направо и справа налево?
Тот, боб, шалаш.
4. Прочитайте слова, произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
Из слова «лей» - название дерева
Из слова «шел»-неправду
Из слова «лен» - цифру
5. Что это за слово?
[п’эс’н’а]
6. Во всех ли словах стоят рядом две гласные?
Театр, какао, союз, дуэт, боец.
7. Сколько получиться слов, если расставить ударение?
Квартал, пироги, свекла, хлопок

Туземец:
-Вы прекрасно справились с заданиями! А сейчас мы отправимся в грот Лексика. Нас встречает Его Величество Толковый словарь.
Словарь:
1. Знаете ли вы значения устаревших слов?
Десница, наперсник, облучок.
2. Какое языковое явление отражено в стихотворении Я. Козловского?

Бобер, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: «Не помешал?»
Лиса в ответ:
«Ах, что вы, друг, напротив!»
И села в кресло мягкое напротив.
И ложечкою чай он помешал.

3) Найдите «четвертое лишнее»:
Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
Вороной, коричневый, каурый, буланый.

Словарь:
-Вы добрались до старинного сундучка! В нем – фразеологизмы. Расскажите историю их возникновения.
На лбу написано.
Вывести на чистую воду.
Сизифов труд.
Сбоку припёка.
Яблоко раздора.

А теперь прошу всех последовать за мной в замок принцессы Морфологии
Принцесса Морфология:
-Добро пожаловать, друзья! Вы уже близки к победе. Если вы отгадаете загадки, то очень скоро получите ключ – приз нашей игры.

1. Какими частями речи могут быть слова: дали, жгут, стих.
2. Что объединяет следующие существительные:
Онтарио, пальто, какао.
3. Я часто встречался с Шульц. О ком идет речь, о мужчине или женщине?
4. Предлагаю поиграть в «Третье лишнее»:
А) один, одиночка, одиночество
Б) брюки, хлопоты, дверцы
В) магистраль, вестибюль, бандероль

-Молодцы, ребята!

Но что это? Я слышу шум, свист! Кажется, приближаются пираты, которые совершенно не знакомы с орфографией!

1-й пират:
-Ха-ха! Испугались! А ключ-то нам бы тоже пригодился! Только мы орфограммы не знаем. Раз вы знатоки русского языка, вы должны гам помочь

2-й пират:
-Из синтаксического моря в речку пунктуацию выбросили бутылку с морской почтой. А в ней отрывок романа «Остров сокровищ» Роберта Льюиса Стивенсона.

1-й пират:
-Разбейте текст на предложения. Исправьте ошибки и расставьте знаки препинания – и Ключ ваш!

«В начале наше продвижение очень затруднялось топкой почвой и густой болотной растительностью но мало помалу подъем стал круче почва каменистее растительность выше и реже мы приближались к лучшей части острова вместо травы по земле стлался пахучий дрок и цветущий кустарник среди зеленых зарослей мускатного ореха там и сям возвышались багряные колоны высоких сосен бросавших широкую тень запах муската смешивался с запахом хвои ветер был свеж сияло солнце но легкий ветерок освежал наши лица.»

Попугай:
-Ур-р-ра! Ур-р-ра! Вы справились с вопр-р-росами! Вр-р-учаю вам Ключ!

Капитан:
-Поздравляю вас с победой! Хочется закончить нашу игру словами великого русского писателя И. С. Тургенева:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»

Источник: https://yadi.sk/d/2djMIPGgdK7NU
Категория: Русский язык | Добавил: elios (11.12.2014) | Автор: Еремеева Елена Владимировна E W
Просмотров: 576 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая коллега! Сообщаю Вам, что данная работа прошла техническую экспертизу и
допущена к участию в конференции!

Технический эксперт по направлению Мельникова Наталья Леонидовна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]