Пятница, 19.04.2024, 22:35
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

Использование мультимедиа технологий на уроках и во внеурочной деятельности учителя музыки

Использование мультимедиа технологий
на уроках и во внеурочной деятельности учителя музыки

В течение нескольких лет я имела возможность проводить уроки в кабинете информатики. Но это было достаточно неудобно, так как урок музыки требует полного оснащения (музыкальный центр, фортепиано, музыкальные инструменты и т.д.), а проведение фрагмента урока в другом кабинете нарушает целостность урока искусства. В этом учебном году появилась возможность использовать мультимедийное оборудование в самом кабинете.
Все вышеперечисленное позволило мне органично включить мультимедиа технологии во многие уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование Интернет – ресурсов (ФЦИОР). Информация, представленная на компьютерных дисках. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.
Использование мультимедиа технологий на уроках позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве какой-либо исторической эпохи. Поэтому я считаю, что при использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), а значит, лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Одним словом, уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала.
Такую работу можно представить схемой:


Направления использования мультимедиа технологий в работе:
 как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала
 (мультимедиа, видео, компакт-диски);
 закрепление изложенного материала (обучающие программы);
 проведение практических занятий, самостоятельной работы;
 контроль и проверка знаний учащихся: викторины, тесты (Приложение 1);
 диагностика качества обучения (тесты);
 подготовка презентаций, докладов, выступлений;
 самообразование учащихся и педагогов.
 видеосъемка и фотосъемка школьных мероприятий и на их основе создание презентации и видеотеки.
Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint.
Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
 обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
 психологически облегчает процесс усвоения;
 возбуждает живой интерес к предмету познания;
 расширяет общий кругозор учащихся и повышает производительность труда.
Ребята 7 – 8-х классов для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по искусству пользуются энциклопедиями на CD-ROM, такими как «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия современной музыки». Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:
 поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
 имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;
 поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;
 включают в себя аудио- и видеофрагменты;
 включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.
Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника: слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу (Приложение 2). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
При подготовке домашнего задания, например, создания опорного конспекта о жизни и творчестве композитора учащиеся используют программу PowerPoint. Размещая на одном слайде самую значимую информацию, ученик надолго запоминает и может составить рассказ о композиторе, не испытывая при этом затруднения. Ребята учатся отбирать в потоке информации наиболее важную. Вот пример опорного конспекта по творчеству Л. Бетховена (Приложение 3).
Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При подготовке к празднику, посвященному годовщине победы в Великой Отечественной войне мною был составлен сценарий музыкально – литературной композиции «Вечная память героям». Мероприятие сопровождалось презентацией с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, видеофрагментов, плакатов. Это позволило погрузить участников праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное восприятие трудностей войны и значение победы. При подготовке к внеклассным мероприятиям очень помогает программа MS Office Publisher. К фестивалю военной песни мы с учащимися 7-х классов выпустили буклет, в котором разместили не только программу концерта, но и информацию о песне «Священная война», о композиторах, сочинявших песни о войне (Приложение 4).

К результативности моей деятельности я отношу:
 повышение интереса школьников к учебным занятиям в целом;
 рост познавательной активности учащихся в процессе обучения;
 изменение самооценки учащихся;
 воспитание активности и самостоятельности;
 формирование у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
 развитие музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
 овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;
 создание предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Есть ещё одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях «видеометода», но и о большой зрительной нагрузке во время урока.
Анализ результатов собеседования с учащимися показал, что в результате использования на уроках музыки мультимедиа технологий повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
Информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Список литературы
1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Народное образование, 1998.
2. Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

https://yadi.sk/d/Rd4-RYrFeFNXF

Категория: Музыка | Добавил: atemina (26.01.2015) | Автор: Атемина Татьяна Александровна E
Просмотров: 2560 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
2 atemina  
Добрый вечер, Серебряков С.Н! Что имеется в виду под "уникальностью"? Приложения к статье учитываются или только сам текст статьи. Если работа не допущена, то, пожалуйста, удалите её. Спасибо.

1 ssn1957  
Татьяна Александровна!
Ваша работа не допущена к участию в конференции. Уникальность текста составляет 32%.
С уважением, Серебряков С.Н.

3 atemina  
Можно ли разместить разработку мероприятия на конференцию?

4 atemina  
Добрый вечер, Серебряков С.Н! Что имеется в виду под "уникальностью"? Приложения к статье учитываются или только сам текст статьи. Если работа не допущена, то, пожалуйста, удалите её. Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]