Вторник, 06.12.2016, 22:50
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Факультет мультимедиа технологий образовательного портала "Мой университет"


Главное
Каникулы с МУ
Обучение ИКТ и ММ
Конференция 4 ММ
Конкурс ИКТ - ФГОС
Конкурсы по ИКТ
Фестиваль ММ
Мультимедиатека
Рассылка
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 6
Гостей: 5
Пользователей: 1
Лариса

Каталог статей

Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » ОБЖ

Практика внедрения образовательных инновационных технологий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.
Трусевич А. И.,
преподаватель-организатор ОБЖ
ГБОУ СПО «Калужский технологический колледж»

Практика внедрения образовательных инновационных технологий для формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

В связи с ростом количества опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной из важнейших задач общего и профессионального образования, независимо от выбранной специальности, становится формирование безопасной, здоровой образовательной среды и культуры безопасности. Практика показывает, что наличие многочисленных планов, дорогостоящих технических средств, вооруженной охраны не снижает последствий чрезвычайных ситуаций, если студенты и педагоги не готовы к правильным действиям. Обучение студентов всех специальностей культуре безопасности осуществляется в рамках изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на 1 курсе и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» на 3 курсе в соответствии с требованиями ФГОС - 3. Актуальность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, а также высокой подростковой заболеваемостью, травматизмом и смертностью в России (в 3–4 раза выше, чем в других странах).
Специфика г. Калуги и Калужской области, обладающих развитой промышленной, транспортной, коммунальной, социальной, культурной инфраструктурой, объективно создает ситуацию возникновения для молодежи широкого круга специфических опасностей и угроз. Недостаточность жизненного опыта, высокий темп жизни, лавинообразный объем информации создают условия для притупления естественного чувства опасности, недопонимания необходимости соблюдения правил поведения при опасностях. Именно этими обстоятельствами и определяется место и роль учреждений среднего профессионального образования в формировании культуры безопасности.
Культура безопасности жизнедеятельности - это определенный уровень развития человека, коллектива и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, соблюдению норм безопасного поведения в повседневной жизни, в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности. (Энциклопедия «Гражданская защита» под редакцией С.К. Шойгу.- Т.2.- М.:МЧС России, 2007).
Основная цель формирования культуры безопасности жизнедеятельности – достижение такого состояния личности, коллективов и общества в целом, когда обеспечение безопасности жизнедеятельности является основной внутренней потребностью и для реализации этой потребности есть необходимые условия.
Исходя из основной цели, можно сформулировать и цели для образовательных учреждений:
- формирование культуры безопасности жизнедеятельности и приобретение в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков;
- воспитание культуры безопасного поведения.
На формирование культуры безопасности жизнедеятельности влияет:
- уровень подготовленности студента в области безопасности жизнедеятельности;
- личные качества и способности студента по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- мотивы поведения, отношение к вопросам безопасности.
Для формирования культуры безопасности жизнедеятельности в работе наряду с традиционными широко используются и современные образовательные инновационные технологии.
Особую значимость эти технологии приобретают в свете реализации требований нового поколения профессиональных стандартов.
Для преподавании предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по каждой теме созданы мультимедийные презентации, используется просмотр тематических видеороликов и видеофильмов, что акцентирует внимание студентов на решении поставленной проблемы, решении ситуационной задачи. В компьютерном классе отрабатываются компьютерные игры по пожарной тематике. В своей работе использую мобильные справочники по специальным терминам и правильным действиям в опасных ситуациях, наиболее характерных для Калужской области (гололед, наводнения, сильные ветровые явления и т.д.). Широко применяются активные формы обучения (викторины, решение ситуационных задач, дискуссии, семинары, тестирование), а также выездные формы занятий по отдельным темам на базе УМЦ ГОЧС Калужской области, пожарно-спасательной службы, музеев истории космонавтики, пожарной охраны, боевой и трудовой славы, космодрома «Байконур», истории полиции.

Для формирования компетенций у студентов, культуры безопасного поведения провожу практические занятия и тренировки. В ходе проведения практических занятий используются учебно-методические пособия, разработанные по каждому разделу рабочей программы предмета «ОБЖ», на каждую тему в помощь студентам разработаны опорные конспекты. Для отработки навыков по оказанию первой помощи используются медицинские аптечки, медицинские средства, муляжи. С помощью них студенты отрабатывают способы остановки кровотечений, иммобилизации при различных переломах, отрабатывают комплекс сердечно – легочной реанимации. Дальнейшее закрепление навыков по оказанию первой помощи проводится на базе учебно-методического центра по ГОЧС Калужской области, с которым нас связывают тесные связи.
Данные технологии способствуют повышению качества знаний студентов по предмету, формированию таких общих компетенций, как:
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, уметь принимать управленческие решения.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Дополнительно у студентов формируется способность к объективной оценке уровня и характера опасностей, анализу возможных последствий и готовность им противостоять.
Список источников:

1. Закон Калужской области от 22.12.97 № 21-ФЗ «О защите населения территории Калужской области от ЧС природного и техногенного характера».
2. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. «Деловой экспресс». М.– 2005.
3. Методическое пособие «Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся». А.Т. Смирнов. «Дрофа». М.– 2008.
4. Современные технологии защиты и спасения / Под общ. ред. Р.Х. Цаликова. – М.: «Деловой экспресс», 2007.

Источник: https://yadi.sk/d/6DNNx4y-cgbrC
Категория: ОБЖ | Добавил: teccol (13.11.2014) | Автор: Трусевич Александр Игоревич E
Просмотров: 545 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Статья допущена к участию в конференции

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]